Interested Article - Мешок без дна
- 2020-09-29
- 1
«Мешок без дна» — полнометражный художественный фильм Рустама Хамдамова по мотивам рассказа Рюноскэ Акутагавы « В чаще », закончен в 2017 году . Фильм вышел после значительного перерыва, через семь лет после короткометражного фильма режиссёра « Бриллианты. Воровство », и имел рабочее название «Изумруды. Убийство» (затем — «Яхонты. Убийство»).
Фильм демонстрировался на Московском международном кинофестивале 27 июня 2017 года. Первые открытые показы состоялись 9—11 января 2018 года в Третьяковской галерее ; в российский прокат фильм вышел 18 января 2018 года. Европейская премьера фильма прошла в феврале на кинофестивале в Роттердаме , а в марте фильм был показан на .
Работа над фильмом
В 2010 году, после выхода фильма «Бриллианты. Воровство», сообщалось, что будет снята трилогия «Драгоценности», в которую войдут также новеллы «Изумруды. Убийство» и «Без цены». При этом во второй части должна была сниматься Анна Михалкова , а по сюжету фильм будет представлять собой «сказку о преступлении ради любви» и в нём «будет убийца» .
Отправной точкой для создания фильма послужила новелла Рюноскэ Акутагавы « В чаще ». На этот сюжет режиссёр Акира Куросава снял фильм « Расёмон ». Хамдамова привлекло в рассказе сочетание безыскусности и мистики, но более всего — множественность точек зрения на происходящее . Самурай превратился в русского царевича, которого вместе с царевной разбойник и заманивает в чащу.
В интервью 2017 года режиссёр так описывал начало работы над фильмом: «Картина получилась просто. Для Госкино нужно было написать сценарий фильма для детей. И я переписал под детскую сказку новеллу Акутагавы Рюноскэ». При этом фильм снимался более пяти лет, съёмочная группа постоянно испытывала финансовые затруднения; за время съёмок сменилось множество операторов и звукорежиссёров, двое актёров умерли, а исполнительница роли царевны Елена Морозова успела родить двоих детей . Кроме кинооператоров Петра Духовского и Тимофея Лобова участие в съёмках принимали Сергей Мокрицкий , Шандор Беркеши и фотограф Георгий Пинхасов ) . Дворцовые сцены снимались в петербургском особняке Брусницыных .
Название фильма восходит к названию сказки «Бездонный мешок» (№ 295) из цикла « Тысяча и одна ночь » , которую в фильме рассказывают друг другу князь и чтица . По словам самого режиссёра, в названии фильма «слово „яхонты“ отошло, так как это напоминало ювелирный магазин… А мешок без дна звучит лучше, потому что героиня отвечает на множество вопросов, получается, что нет дна» .
Сюжет
Основное действие происходит во время правления императора Александра II . В замок к Великому князю приходит пожилая и опытная Чтица — фрейлина императорского двора. Фрейлина Князя договаривается с ней о гонораре и просит, чтобы в рассказе было не более двух убийств, на что Чтица обещает, что убийство будет одно. В дальнейшем сцены из рассказа перемежаются с беседой Чтицы с Великим князем на разные темы. Кроме них в замке находятся горничная и два молодых офицера , которые ожидают в соседней комнате, играя в шахматы . Чтобы «увидеть» происходящее в рассказе, Чтица делает конусы из газеты и иногда, прикладывая их к носу, смотрит через отверстие в острой части конуса, направляя его в прорези обоев или на лампу в люстре.
Действие рассказа происходит в XIII веке в сказочном русском лесу, где живут люди- грибы и на задних лапах бродит медведь . Грибы обнаруживают убитого Царевича , а вскоре Стражник встречает Разбойника в богатой одежде, с оружием и конём, которых у того раньше не было. Стражник допрашивает Разбойника, и тот рассказывает, что встретил в лесу Царевича и Царевну на коне, заманил их в чащу, привязал Царевича к дереву, овладел Царевной, а затем отвязал Царевича и в поединке «один на один» зарубил его мечом. Царевна же исчезла.
Далее, согласно рассказу, Царевна приходит в избушку к старцу - отшельнику и делится с ним своей версией произошедшего: после того, как Разбойник овладел ею, она увидела такой гнев в глазах Царевича, что взяла его лук и убила его выстрелом в сердце. После этого она решила утопиться.
Поспорив о том, утопится ли Царевна, Чтица и Князь вспоминают сказку о бездонном мешке из « 1001 ночи », пересказывая её друг другу. В результате Князь признаёт победу за Чтицей, и Царевна не топится.
Молодая крестьянка, попросив своего маленького сына пописать в серебряный сосуд, приходит в избушку к старой Бабе-Яге , которую этот напиток пробуждает ото сна. Баба-Яга идёт к трупу Царевича и колдовством заставляет его рассказать о своей смерти. Царевич говорит, что после того, как Разбойник овладел Царевной, он понял, что она хочет остаться с Разбойником. Когда они ушли, Царевич заколол себя своим ножом.
В последних сценах фильма Чтица на лыжах уезжает из замка по заснеженной дороге.
В ролях
- Светлана Немоляева — Чтица
- Сергей Колтаков — Великий князь
- Анна Михалкова — фрейлина Князя
- Елена Морозова — Царевна
- Андрей Кузичев — Царевич
- Кирилл Плетнёв — Разбойник
- Евгений Ткачук — Стражник
- Алла Демидова — Баба-Яга
- Феликс Антипов — лесной отшельник
- Дмитрий Муляр — гриб
- — горничная князя
Съёмочная группа
- Сценарий — Рустам Хамдамов
- Режиссёр-постановщик — Рустам Хамдамов
- Режиссёр — Наталья Лященко
- Операторы-постановщики — Пётр Духовской , Тимофей Лобов
- Художник-постановщик — Ирина Очина
- Художники по костюмам — Дмитрий Андреев и Владимир Никифоров
- Художник по гриму — Валерия Никулина
- Режиссёр монтажа — Марат Магамбетов
- Продюсеры — Любовь Обминяная, Рустам Хамдамов , Тихон Пендюрин
Награды и номинации
- 2017 — , специальный приз жюри «Серебряный Георгий» — Рустам Хамдамов
- 2017 — Премия Азиатско-Тихоокеанской киноакадемии за лучшую кинооператорскую работу — Пётр Духовской, Тимофей Лобов
-
2017 — Премия «
Белый слон
»
Гильдии киноведов и кинокритиков России
:
- премия за лучшую работу художника — Ирина Очина
- номинация на премию за лучший фильм
- номинация на премию за лучшую режиссуру — Рустам Хамдамов
- номинация на премию за лучшую главную женскую роль — Светлана Немоляева
- 2018 — Премия « Золотой орёл » за лучшую женскую роль второго плана — Анна Михалкова (номинирована)
Отзывы
Кинокритик Василий Степанов в отзыве, основанном на показе черновой версии фильма, назвал его «рассказом, который не хочет завершаться: матрешка -расёмон с грибами-гимнастами в тёмном бору, бабой-ягой Аллой Демидовой, человеком в медвежьей шкуре и парчовым сиянием смерти, которая вечно ходит кругами, примеряясь то к одному, то к другому» . Обозреватель « Новой газеты » Лариса Малюкова отметила, что в фильме Хамдамова есть «торжественная неспешность, волшебный мир и чистое искусство, хрупкость вечности и нагромождённость деталей, произвол хаоса и чёткая композиционная стройность. И свет». Кроме того, фильм можно назвать «посвящением мировому киноискусству»: «В киноантологии Хамдамова мотивы и цитаты от „ Понизовой вольницы “ и фильмов Ханжонкова до „ Гражданина Кейна “ с его сказочным домом-коллекцией, от немых лент с Полой Негри до картин Висконти , от Антониони и Бунюэля до „ Аталанты “ Жана Виго и „ Орфея “ Кокто » . В свою очередь кинокритик Мария Кувшинова пишет о том, что «в восприятии публики „Мешок без дна“ встает в один контекст с черно-белыми ностальгическими экспериментами Гая Мэддина , или фильмами Дэвида Линча , или лесными медитациями Апичатпонга Вирасетакуна , или непредсказуемыми фантазиями Миядзаки — и выглядит на их фоне достойно» . Ещё одну параллель проводит Андрей Плахов : по его мнению, "по своему типу фильм скорее напоминает « В прошлом году в Мариенбаде » Алена Рене с его свободой внутренних взаимосвязей и настойчивостью, с которой движется камера по реке времени" .
По мнению кинокритика Антона Долина , «на экране нет ничего, кроме фантазий режиссёра», которые «никак не привязаны к знакомой нам действительности»: «Перед нами — очень зрелищный, эффектный, изысканный аттракцион „забудь о реальности“» . Напротив, Ярослав Забалуев отметил, что «Хамдамов всегда снимал про слом эпох, и „Мешок без дна“, конечно, не исключение. Наступающая в финале фильма зима рифмуется с беседами героев об утраченном рае, а сюжет рассказанной в фильме сказки о смерти царевича — с приближением героев к эпохе тотальной ликвидации и царевичей, и князей (…) Ну и зря, что ли, фильм выходит на экран именно в 17-м году? ». В целом же критик назвал фильм «просто очень красивым, умиротворяющим и по-хорошему, как абажур, старомодным кино», в котором «нет ухищрений современного постпродакшена, скорее — живописные трюки, игра со светом»: «Собственно живопись, картины „ мирискусников “ типа Билибина — ключ к восприятию „Мешка без дна“» . Аналогично, историк Константин Львов высказал предположение о том, что в фильме «вольный пересказ новеллы Акутагавы символически предсказывает гибель русской монархии »: «Японский сюжет есть напоминание о проигранной русско-японской войне , а любовный треугольник Разбойника, Царевны и Царевича переносит в условные декорации роковые отношения последней императорской четы и Распутина . Более того, ближе к финалу картины Царевна становится едва ли не воплощением России» .
В преддверии премьеры фильма сайт « Афиша » отозвался о фильме так: «Лента „Мешок без дна“… выглядит так, как если бы Дэвид Линч переснял сказку „ Морозко “: дети-грибы, убийство цесаревича, зло в лесной чаще, сцены, вызывающие недоумение и трепет. Лучшего трипа в похмельный январский день и не придумаешь.»
Примечания
- от 21 января 2018 на Wayback Machine // Сайт Министерства культуры РФ
- . Дата обращения: 5 января 2018. 11 января 2018 года.
- Андрей Плахов от 15 января 2018 на Wayback Machine // Коммерсантъ , 13 января 2018
- . Дата обращения: 21 января 2018. 21 января 2018 года.
- . Дата обращения: 15 июля 2022. 24 февраля 2021 года.
- ↑ Лариса Малюкова . . Новая газета (27 июня 2017). Дата обращения: 7 января 2018. 8 января 2018 года.
- ↑ от 10 января 2018 на Wayback Machine // sputniknews-uz.com, 27 июня 2017
- ↑ от 13 января 2018 на Wayback Machine // worldpodium.ru, 30 июля 2017
- . Дата обращения: 10 января 2018. 10 января 2018 года.
- от 10 января 2018 на Wayback Machine // Культура , 26 июня 2017
- ↑ от 10 января 2018 на Wayback Machine // Вечерняя Москва , 27 июня 2017
- . Дата обращения: 5 января 2018. Архивировано из 18 октября 2017 года.
- . из оригинала 20 декабря 2017 . Дата обращения: 5 января 2018 . // ТАСС, 23 ноября 2017
- . kinopressa.ru. Дата обращения: 5 января 2018. 6 января 2018 года.
- Василий Степанов от 24 июня 2017 на Wayback Machine // Сеанс , 20 июня 2017
- Мария Кувшинова от 20 января 2018 на Wayback Machine // the-village.ru, 19 января 2018
- Андрей Плахов от 22 января 2018 на Wayback Machine // Коммерсантъ , 22 января 2018
- Антон Долин от 10 января 2018 на Wayback Machine // Meduza, 27 июня 2017
- Ярослав Забалуев от 11 января 2018 на Wayback Machine // colta.ru, 4 июля 2017
- Константин Львов от 18 января 2018 на Wayback Machine // svoboda.org, 17 января 2018
- от 5 января 2018 на Wayback Machine // « Афиша ».
Ссылки
- // Вечерняя Москва , 5 июля 2017
- Василий Корецкий // colta.ru, 15 декабря 2017
- Дмитрий Тёткин // ИА REGNUM, 2 февраля 2018
- 2020-09-29
- 1