Interested Article - Орлова, Любовь Петровна

Любо́вь Петро́вна Орло́ва ( 29 января [ 11 февраля ] 1902 , Звенигород , Российская империя 26 января 1975 , Москва , РСФСР , СССР ) — советская актриса театра и кино, певица , танцовщица; народная артистка СССР (1950) . Кавалер ордена Ленина (1939), лауреат двух Сталинских премий I степени (1941, 1950).

Одна из звёзд советского экрана конца 1930-х — начала 1940-х годов . Актриса получила огромную популярность, снимаясь главным образом в фильмах своего супруга Г. В. Александрова . Среди них « Весёлые ребята » (1934), « Цирк » (1936), « Волга-Волга » (1938), « Светлый путь » (1940), « Весна » (1947) и т. д. Её творческая деятельность способствовала развитию жанра музыкальной кинокомедии .

Биография

Происхождение. Родители

Любовь Орлова родилась 29 января [ 11 февраля ] 1902 года (по некоторым данным 16 [29] января 1902 года) в Звенигороде в Московской губернии (ныне Московская область ).

Её отец Пётр Фёдорович Орлов (1867—1938) принадлежал к дворянству Полтавской губернии и служил в военном ведомстве. Мать Евгения Николаевна Сухотина (1878—1945) происходила из старинного дворянского рода . По материнской линии актриса состояла в дальнем родстве со Львом Толстым . У Любови дома хранилось произведение Толстого « Кавказский пленник », которое было подписано и подарено маленькой Орловой самим писателем.

Заслуженная артистка РСФСР, актриса Е. А. Тяпкина , побывавшая в гостях у Орловой на улице Немировича-Данченко , вспоминала, что «лучшая комната была отдана матери. Любовь Петровна очень любила свою мать. Она была замечательной дочерью. А вся комната матери была завешана портретами и фотографиями Любови Петровны» .

Образование

Любовь Орлова в 16-летнем возрасте

В 1919 году окончила Московскую среднюю школу. В 1919−22 годах училась в Московской консерватории по классу фортепиано у К. А. Киппа . Из-за трудного материального положения и, возможно, также проявившейся формы болезни Меньера с поражением слуха, учёба в консерватории не была окончена.

С 1922 по 1925 год училась на хореографическом отделении Московского театрального техникума им. А. В. Луначарского (ныне ГИТИС ), параллельно брала уроки актёрского мастерства у педагога Е. С. Телешовой, режиссёра Художественного театра .

Начало трудовой деятельности

В 1920−26 годах работала преподавателем музыки и тапёром (музыкальное сопровождение немых кинофильмов) в кинотеатрах Москвы : «Унион» (позднее — кинотеатр Повторного фильма), «Арс», «Великий Немой», «Орфеум» и выступала с концертными номерами перед киносеансами в кинотеатре «Арс».

В 1926 году вышла замуж за А. Г. Берзина , заместителя начальника административно-финансового управления Народного комиссариата земледелия ( Наркомзема ). Будучи крайне занятыми, супруги проводили мало времени вместе, хотя А. Г. Берзин содержал её и всех родственников.

После окончания Московского театрального техникума, с 1926 по 1933 год — хористка, затем актриса Музыкального театра им. народного артиста Республики В. И. Немировича-Данченко (ныне — Московский академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко ).

В 1930 году муж был арестован по делу Трудовой крестьянской партии . В 1931 году был сослан в Казахстан .

Как артистка хора и кордебалета , была занята, в основном, в эпизодических ролях. Однако даже в этих ролях её музыкальный и драматический талант многим [ кому? ] [ источник не указан 734 дня ] бросался в глаза. Но она, будучи вполне обеспеченной, не мешала другим делать карьеру. Только после того, как материальное положение её катастрофически [ источник не указан 734 дня ] ухудшилось из-за ареста мужа, она стала искать возможность строить свою карьеру. В 1932 году роль Периколы в одноимённой оперетте Ж. Оффенбаха вывела её из состава хора и сделала солисткой .

После встречи с Александровым

Любовь Орлова и Григорий Александров , 1937 год.

В 1933 году художник П. Вильямс посоветовал режиссёру Г. В. Александрову сходить в Музыкальный театр В. И. Немировича-Данченко, где в спектакле «Перикола» играла 31-летняя Любовь Орлова. Режиссёр последовал этому совету, пришёл на спектакль и сразу же был пленён не только талантом актрисы, но и её внешностью. В тот же день они познакомились. Сомнений в том, кто будет играть роль Анюты в его новом фильме , у режиссёра после этого не осталось.

Типаж актрисы — человек нового времени, энергичный, оптимистичный, обаятельный, весело и настойчиво шагающий в светлое настоящее и будущее.

Театровед и критик В. Вульф писал:

… Александров слепил её именно по образцу Марлен Дитрих . Скажем, в «Веселых ребятах» у неё был знаменитый цилиндр — и только в конце 1960-х годов стало ясно, что это тот самый цилиндр, в каком выступала Марлен Дитрих в «Голубом ангеле». В «Цирке» Орлова снимает свой чёрный парик и остается блондинкой — у неё половина головы чёрная, а половина платиновая, — это тоже кадр из фильма Марлен. Но советский зритель не знал, кто такая Марлен Дитрих. Очень узкий круг людей, в том числе людей искусства, видели западные фильмы, когда их для избранных показывали в Управлении кинематографии в Гнездниковском переулке.

Игра Орловой отличается реалистической простотой, жизнерадостностью, лирической непосредственностью, умелым использованием таких средств выразительности, как сатирический гротеск, музыкальная буффонада и пр. . Актриса профессионально пела (лирико-колоратурное сопрано ), играла на фортепиано, танцевала, исполняла акробатические трюки.

Новая сторона дарования Орловой раскрылась в фильме « Цирк » (1936), где она создала драматический образ американской цирковой актрисы Марион Диксон, тонко передав психологию героини . В одном из номеров журнала « Советский экран » за 1960 год читаем: «В роли Марион Любовь Орлова поднимается до подлинной трагедийности, необычайно тонко раскрывая душу женщины, наполненную вначале страхом и страданием, а затем надеждой и радостью» .

После «Цирка» следующей значимой работой Г. Александрова стала музыкальная кинокомедия « Волга-Волга », где Орлова сыграла письмоносицу (почтальона) по прозвищу «Стрелка». Чтобы вжиться в образ своей героини, она прочитала множество статей, посвящённых сельским почтальонам, со многими из них вела переписку и сама несколько раз ходила с почтовой сумкой по квартирам . В апрельском номере газеты « Правда » за 1938 год, автор статьи «Хороший смех» Д. Заславский пишет, что Орловой «удаётся создать полный обаяния образ простой и милой девушки» .

8 октября 1940 года на экран вышла комедия « Светлый путь », рассказывающая о жизненном пути рядовой советской девушки Тани Морозовой, которая проходит путь от домработницы до передовой ткачихи. Героини Орловой, ткачиха Таня Морозова и письмоносица Дуня — Стрелка из кинофильма «Волга-Волга» были как бы родными сёстрами домработницы Анюты из «Весёлых ребят», «но лишь сёстрами, а не двойниками. В каждой из этих ролей артистка нашла и донесла до зрителя характерные, индивидуальные черты своих героинь» .

В кино в основном Любовь Петровна предпочитала сниматься у своего мужа. Однако несколько раз актриса снялась у других режиссёров. Так, например, Орлова снялась в трёх кинокартинах Григория Рошаля Петербургская ночь », « Дело Артамоновых » и « Мусоргский »), снятых в 1934, 1941 и 1950 годах соответственно, а также в кинокомедии Бориса Юрцева « Любовь Алёны » (1934, фильм не сохранился) и в детективе Александра Мачерета « Ошибка инженера Кочина » (1939) .

В 1934−45 годах — актриса киностудии « Мосфильм », в 1945−49 — Театр-студия киноактёра (ныне Государственный театр киноактёра ), параллельно певица « Гастрольбюро ».

Во время Великой Отечественной войны

Когда началась Великая Отечественная война , Орлова с Александровым находились в Риге . По воспоминаниям находившейся там же Заслуженной артистки РСФСР, актрисы Е. А. Тяпкиной , те приехали в латвийскую столицу туристами. Тяпкина вспоминала: «я уговорила их возвратиться в Москву. Когда мы приехали на вокзал, нас окружили москвичи, ленинградцы, которые тоже хотели уехать, но не могли достать билетов… Помню, среди них были артисты Ленинградской филармонии . Любовь Петровна ходила к начальнику вокзала, и ей он не мог отказать… И снова понадобился билет, и снова… Любовь Петровна захватила с собой большую корзину с продовольствием и всё раздала по дороге…» .

Любовь Орлова в фильме « Одна семья ».

В первые месяцы войны киноэкраны были отданы пропаганде, целью которой было «пробуждение патриотизма, воспитание ненависти к врагу, внушение уверенности в победе». Стали выпускаться агитационные киноальманахи, так называемые « Боевые киносборники ». 9 сентября 1941 года на экраны вышел Четвёртый Боевой киносборник , состоящий из киноновелл, объединённых конферансом Любови Орловой в роли письмоносицы Стрелки из кинокартины «Волга-Волга» .

На Восток страны, в Среднюю Азию и Казахскую ССР , были эвакуированы ряд киностудий. На базе алма-атинской студии была организована Центральная объединенная киностудия художественных фильмов (ЦОКС). По воспоминаниям директора ЦОКС М. В. Тихонова , Орлова и Александров приехали из Москвы в Алма-Ату примерно в октябре, но Александров «в пути сильно заболел радикулитом. В условиях алма-атинского высокогорного климата ему становилось всё хуже и хуже. С большим трудом мне удалось его госпитализировать — в совнаркомовскую больницу. Там врачам никак не удавалось побороть болезнь, и они посоветовали отправить Александрова в местность с нормальным атмосферным давлением. Большаков дал распоряжение откомандировать его на Бакинскую киностудию . Пришлось мне через начальника железной дороги Турксиб — генерала путей сообщения М. И. Брехунца, с которым я подружился, достать отдельный вагон, чтобы в нём отправить Александрова и Орлову в сопровождении опытного директора картины А. М. Эйдуса без пересадки из Алма-Аты в Красноводск , там дождаться представителя Бакинской киностудии для сопровождения их на пароходе до Баку » .

В Баку, в 1943 году, Григорием Александровым был снят фильм « Одна семья », где Орлова сыграла Катю Андриевскую , члена русской семьи, приветливо встретившей фронтовика-азербайджанца. Сюжет самой картины составляют рассказы, которыми обмениваются герои. Фильм, лишь однажды показанный публично (16 октября 1943 года, Дом кино), в прокат выпущен не был: по мнению цензуры, фильм слабо освещал борьбу советского народа с фашистскими оккупантами.

Во время войны актриса выступала с концертами перед советскими солдатами практически на всех фронтах: под Минском и Киевом, Орлом и Белгородом, Харьковом и Курском .

Последующие годы

В 1949−55 годах работала по договорам .

1 октября 1952 года на экран вышла очередная кинокартина Г. Александрова « Композитор Глинка », ставшая вторым биографическим фильмом о композиторе (перед этим был фильм « Глинка » Л. О. Арнштама ). В этом кинофильме Орлова сыграла сестру композитора Людмилу Ивановну . Народный артист СССР, лауреат Сталинской премии Ю. Завадский на странице газеты « Вечерняя Москва » отзывался так: «Сдержанно, просто, искренне играет роль Людмилы Ивановны, сестры Глинки, Любовь Орлова. В её исполнении — это верный друг великого композитора, её самоотверженная забота о брате трогательна и заслуживает глубокого уважения» . Кинокритик и киновед, доктор искусствоведения Р. Н. Юренев писал следующее:

Л. Орлова ещё раз доказала широту своего артистического диапазона, создав образ сестры Глинки Людмилы Ивановны, доброго ангела-хранителя, верного друга композитора. Роль её бедна, невыигрышна из-за отсутствия действенных сцен (Людмила Ивановна только слушает, сочувствует, соучаствует), а также из-за однообразия чувств (беспокойство, усталость, грусть). Однако Орлова играет искренне, тонко. Сообщая Глинке, что его жена занемогла, актриса выражает сложное чувство: здесь и осуждение пустой и глупой женщины, и боязнь огорчить брата, и жалость к нему. Сильно, твёрдо звучат её слова: «Уехал царь, уехали и придворные», несмотря на мягкость интонации, на желание утешить. И восторг перед гением брата и боязнь за его будущее звучат в её восклицании после репетиции хора «Славься». Хорошо почувствовав и передав облик передовой русской женщины середины XIX века, Орлова создала образ, с которым в фильм пришла женственная теплота, обаяние бескорыстной любви, преданности, дружбы .

Начиная с 1955 года — актриса Театра имени Моссовета . Согласно воспоминаниям Евгения Стеблова, «Любовь Петровну Орлову в Московском академическом театре имени Моссовета все ласково за глаза называли Любочкой. Потому что скромнее и добрее человека в театре не было» .

В 1974 году снят последний фильм с участием актрисы « Скворец и Лира ».

Член Союза кинематографистов СССР .

Скончалась 26 января 1975 года от рака поджелудочной железы .

Могила на Новодевичьем кладбище

Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 3) .

В 2014 году адвокат А. Добровинский купил дачу во Внуково , ранее принадлежавшую Орловой и Александрову, а также личный архив актрисы и режиссёра .

Личная жизнь

Детей не было.

Творчество

Роли в кино

Год Название Роль
1934 ф Петербургская ночь Грушенька
1934 ф Любовь Алёны миссис Эллен Гетвуд, жена американского инженера
1934 ф Весёлые ребята Анюта
1936 ф Цирк Марион Диксон
1937 кор Марион Диксон
1938 ф Волга-Волга письмоносица Дуня Петрова («Стрелка»)
1939 ф Ошибка инженера Кочина Ксения Лебедева, сотрудница авиационного института
1940 ф Светлый путь Таня Морозова («Золушка»)
1941 ф Боевой киносборник № 4 письмоносица Дуня Петрова («Стрелка»), ведущая сборника
1941 ф Дело Артамоновых танцовщица Паула Менотти
1943 ф Одна семья Катя
1943 док Каспийцы Имя персонажа не указано
1947 ф Весна актриса Вера Шатрова / учёный Ирина Никитина
1949 ф Встреча на Эльбе Джанет Шервуд, журналистка
1950 ф Мусоргский Юлия Фёдоровна Платонова, певица, прима Мариинки
1952 ф Композитор Глинка Людмила Ивановна, сестра композитора
1960 ф Русский сувенир Варвара Комарова (мисс Барбара)
1963 док Мелодии Дунаевского Имя персонажа не указано
1974 ф Скворец и Лира Людмила Грекова («Лира»)

Роли в театре

Музыкальный театр им. Немировича-Данченко

Театр имени Моссовета

Киновоплощения

Награды и звания

Заслуженная артистка РСФСР Любовь Орлова и заслуженный деятель искусств РСФСР Григорий Александров на Красной площади, 7 ноября 1935 года

Государственные награды:

Почётные звания и премии:

Ордена и медали:

  1. 01.04.1938 — за исполнение роли Мэри в кинокартине «Цирк»
  2. 04.11.1967

Другие награды и общественное признание:

Память

Памятник Любови Орловой в Звенигороде. Архитектор А. Рожников

Документальные фильмы и телепередачи:

  • 1969 — Любовь Орлова. Телепередача о творчестве
  • 1983 — Любовь Орлова (документальный)
  • 1996 — В поисках утраченного. Любовь Орлова
  • 1996 — Любовь Орлова (документальный)
  • 2002 — Воплощённое счастье. Любовь Орлова
  • 2003 — Больше, чем любовь. Григорий Александров и Любовь Орлова (документальный)
  • 2005 — Три любви Любови Орловой
  • 2006 — Любовь Орлова, Григорий Александров (из цикла передач телеканала « ДТВ » «Как уходили кумиры») (документальный)
  • 2007 — Сказка о Золушке или Фемина Совьетика (документальный)
  • 2007 — Три персонажа в поисках роли
  • 2009 — Великие комбинаторы (документальный)
  • 2015 — «Любовь Орлова. „Шипы и розы“ » (документальный)
  • 2016 — «Любовь Орлова. „Двуликая и великая“ » (документальный)
  • 2017 — «Любовь Орлова. „Последний день“ » (телепередача)
  • 2017 — «Загадки века. „Орлова и Александров. За кулисами семьи“ » (телепередача)
  • 2018 — «Тайная жизнь Любови Орловой» (телепередача)
  • 2020 — Больше, чем любовь. Любовь Орлова и Григорий Александров (документальный)

Литература

  • Иван Фролов. «Любовь Орлова». — М. : Панорама, 1997. — 272 с. — ISBN 5-85220-535-4 .
  • Дмитрий Щеглов. «Любовь и маска». — М. : Олимп, Русич, 1998. — ISBN 5-7390-0512-4 .
  • Юрий Сааков. «Любовь Орлова». — М. : Алгоритм, 2002. — 56 с. — ISBN 5-9265-0053-2 .
  • Александр Xoрт. . — М. : Молодая гвардия , 2007. — 400 с. — ISBN 978-5-235-03020-6 .
  • Юрий Сааков. . — М. : Майор, 2011. — 288 с. — ISBN 978-5-699-53554-5 .
  • Николай Надеждин. «Григорий Александров и Любовь Орлова:«Любовь на двоих». — М. : Алгоритм; Эксмо, 2010. — ISBN 978-5-98551-101-7 .
  • Нонна Голикова. «Любовь Орлова». — М. : Молодая гвардия , 2014. — 240 с. — ISBN 978-5-235-03745-8 .
  • . . — М. : Эксмо , 2015. — 384 с. — ISBN 978-5-699-79331-0 .

Примечания

  1. Орлова Любовь Петровна // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  2. Театральная энциклопедия. / Гл. ред. П. А. Марков. Т. 4. — М. : Советская энциклопедия, Нежин — Сярев, 1965, 1152 стб. с илл., 6 л. илл.
  3. ОРЛОВА, Любовь Петровна // . — М. , 2014. — Т. 24. — С. 436.
  4. ОРЛОВА, Любовь Петровна // . — М. , 2014. — Т. 24. — С. 436.
  5. Большая Советская Энциклопедия. — 2-е изд.. — 1955. — Т. 31. — С. 203.
  6. Любовь советского экрана // Искусство кино . — 1982. — № 10 . — С. 85 .
  7. . МГК им. Чайковского. Дата обращения: 3 июня 2017. 20 января 2018 года.
  8. Большая Советская Энциклопедия. — 2-е изд.. — 1955. — Т. 31. — С. 203-204.
  9. Большая Советская Энциклопедия. — 2-е изд.. — 1955. — Т. 31. — С. 204.
  10. Сибирцев Ген. Любовь Орлова // Советский экран . — 1960. — № 5 . — С. 9 .
  11. Сибирцев Ген. Любовь Орлова // Советский экран . — 1960. — № 5 . — С. 9 .
  12. Заславский Д. // Правда. — 16 апреля 1938 г.. — № 105 (7430) . — С. .
  13. Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Т. 2. Звуковые фильмы (1930 — 1957 гг.). — М. : Государственное издательство «Искусство», 1961. — С. 242.
  14. Сибирцев Ген. Любовь Орлова // Советский экран . — 1960. — № 5 . — С. 8 .
  15. Евгения Павлова. . rg.ru . Российская газета (26 января 2014). Дата обращения: 4 октября 2021. 15 июня 2021 года.
  16. . culture.ru . Дата обращения: 14 августа 2020. 29 января 2018 года.
  17. Любовь советского экрана // Искусство кино . — 1982. — № 10 . — С. 87 .
  18. Большаков И. Советское киноискусство в годы Великой Отечественной войны. — Госкиноиздат, 1950. — С. 13.
  19. Кино на войне. Документы и свидетельства. — М. : Материк, 2005. — С. 252.
  20. . Дата обращения: 3 декабря 2015. 26 января 2016 года.
  21. . Дата обращения: 16 июля 2018. 16 июля 2018 года.
  22. Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Т. 2. Звуковые фильмы (1930-1957 гг.). — М. : Государственное издательство «Искусство», 1961. — С. 468.
  23. Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Т. 2. Звуковые фильмы (1930-1957 гг.). — М. : Государственное издательство «Искусство», 1961. — С. 468.
  24. Завадский Ю. „Композитор Глинка“. Цветной художественный фильм // Вечерняя Москва . — 1952. — № 2 . — С. 3 .
  25. Юренев Р. Книга фильмов. Статьи и рецензии разных лет. — М. : Искусство, 1981. — С. 160—161.
  26. Любовь советского экрана // Искусство кино . — 1982. — № 10 . — С. 92 .
  27. . devichka.ru. Дата обращения: 26 апреля 2018. Архивировано из 14 июня 2013 года.
  28. Валентина Оберемко. . www.aif.ru. Дата обращения: 26 апреля 2018. 30 мая 2015 года.
  29. . www.rudata.ru. Дата обращения: 26 апреля 2018. 2 мая 2018 года.
  30. 13 марта 2012 года.
  31. . Дата обращения: 21 июля 2022. 29 марта 2016 года.
  32. . www.1tv.com . Первый канал (1996). Дата обращения: 2 октября 2021. 2 октября 2021 года.
  33. . www.1tv.com . Первый канал (2015). Дата обращения: 2 октября 2021. 2 октября 2021 года.
  34. . www.1tv.ru . Первый канал (21 марта 2015). Дата обращения: 2 октября 2021. 2 октября 2021 года.
  35. . www.tvc.ru . ТВ Центр (2016). Дата обращения: 2 октября 2021. 2 октября 2021 года.
  36. . tvzvezda.ru . Звезда (2 февраля 2017). Дата обращения: 17 декабря 2021. 17 декабря 2021 года.
  37. . tvzvezda.ru . Звезда (12 апреля 2017). Дата обращения: 17 декабря 2021. 17 декабря 2021 года.
  38. . mirtv.ru . Мир (10 марта 2018). Дата обращения: 2 октября 2021. 2 октября 2021 года.
  39. . Больше, чем любовь . Телеканал «Россия – Культура» (Россия – К). — Документальный фильм. Дата обращения: 2 мая 2020. 29 апреля 2020 года.

Ссылки

Источник —

Same as Орлова, Любовь Петровна