Interested Article - Мадонна каноника ван дер Пале

«Мадонна каноника ван дер Пале» — картина Яна ван Эйка , написанная около 1434—1436 годов. Вторая по величине сохранившаяся картина ван Эйка после «Поклонения агнцу» из Гентского алтаря .

На картине изображено явление святых её донатору Йорису ван дер Пале — писарю папской канцелярии, священнику. Дева Мария с младенцем Христом на коленях восседает на престоле в центре картины, справа от неё святой Донатиан , архиепископ Реймский , слева — святой Георгий , покровитель донатора.

Описание

Картина является одним из первых известных образцов североевропейского Святого собеседования ( sacra conversazione ) , отходящих от общепринятых европейских принципов тем, что святые и донаторы размещены в общем композиционном пространстве .

Как и « Мадонна канцлера Ролена », картина передаёт глубоко сокровенную связь между донатором и Богородицей. Это подчёркивается тем, что фигуры находятся совсем рядом друг от друга, что, по словам искусствоведа Джеффри Чиппса Смита, «и мысленно, и визуально разрушает барьер между Небом и Землёй» и подразумевает, что «покровитель художника увековечен как достойный личного внимания Девы и младенца Христа» . Непосредственность обстановки усиливается такими деталями, как белый стихарь каноника, на который будто случайно наступает кланяющийся святой Георгий .

Тонко детализированная одежда персонажей и архитектура помещения изображены с высокой степенью реалистичности. Точность передачи деталей особенно хорошо проявляется в исполнении нитей на сине-золотых плувиале и митре святого Донатиана, в узоре восточного ковра, в щетине и венах стареющего лица ван дер Пале .

Персонажи

Дева Мария. « Благовещение » (1434), Национальная галерея искусства , Вашингтон

Изображение Богоматери с младенцем Христом на месте церковного алтаря характеризуется новаторским использованием иллюзионизма и сложной пространственной композицией. Идеализированный тип лица Марии имеет заметное сходство с Девой из « Благовещения » ван Эйка. Она восседает на возвышенном престоле, к ступеням которого ведёт восточный ковёр, под балдахином с мельчайше детализированным и экстравагантно украшенным узором из белых роз, символизирующих её чистоту . На мантии Марии вышит латинский текст из Книги Премудрости Соломона : Est enim haec speciosior sole et super omnem stellarum dispositionem. Luci conparata invenitur prior ( Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд; в сравнении со светом она выше; ибо свет сменяется ночью, а премудрости не превозмогает злоба ). Эту же цитату ван Эйк использовал в своей « Мадонне в церкви » (ок. 1438—1440) .

Оживлённый, сидящий на белой ткани Христос с курчавыми светлыми волосами повернулся к канонику в четверть оборота, касаясь попугая на коленях матери. Долгое время нагота младенца оставалась закрашенной неизвестным корректором, пока добавленный слой не удалили во время реставрации в XX веке .

Святой Георгий , покровитель донатора, стоит в роскошно украшенных доспехах, приподнимая шлем и представляя каноника Деве Марии. На его нагруднике виднеется имя Бога ADONAI . По мнению искусствоведа Макса Фридлендера , святой выглядит неуверенным и нерешительным в такой торжественной обстановке; его молодое простоватое лицо с пустой улыбкой «создаёт странный контраст с престарелым тяжёлым каноником», а ноги... кажутся неустойчивыми . На его блестящем шлеме можно различить отражение Девы Марии, а на щите за спиной — автопортрет самого ван Эйка за мольбертом. Как и на « Портрете четы Арнольфини », художник изобразил себя в красном тюрбане, соответствующем его предполагаемому автопортрету 1433 года. Собор святого Донатиана, построенный около 950 года, предназначался в том числе для хранения одной из частиц мощей Святого Георгия .

Святой Донатиан занимает позицию слева от Девы, более значимую в геральдических понятиях, чтобы подчеркнуть его статус как для собора, которому предназначалась картина, так и для города Брюгге вообще . На его сине-золотой парче вышиты изображения святых Петра и Павла . В левой руке он держит украшенный драгоценностями процессионный крест , в правой — колесо с пятью зажжёнными свечами, являющееся его обычным атрибутом, напоминающим об инциденте, когда он чуть не утонул, будучи брошенным в Тибр , а папа Дионисий спас его, бросив колесо от своей повозки, которое тот смог использовать, как спасательный круг .

Ван дер Пале, коленопреклонённый справа от Девы Марии, кажется слегка отвлечённым и рассеянным. По словам искусствоведа Брета Ротштайна, он преднамеренно изображён «отстраненным» от осязаемого мира, полностью погрузившись в мир духовный, что подкрепляется очками в его руках, символизирующими не только образование, богатство и мудрость, но и подверженность земных человеческих чувств ошибочному восприятию реальности . В соответствии с традициями поздней средневековой живописи ван дер Пале не смотрит прямо ни на кого из святых — он направил свой взор в пространство, соблюдая тем самым светское и духовное приличие . Ван Эйк безжалостно демонстрирует воздействие болезни на внешность каноника, включая потёртую и потрескавшуюся кожу, увеличенные височные артерии, опухшие пальцы. Неловкость, с которой ван дер Пале сжимает свой молитвенник, указывает на проблемы с левой рукой. Сохранившиеся церковные записи свидетельствуют, что с начала 1430-х годов ван дер Пале всё чаще стал освобождаться от утренних обязанностей, а к 1434 году прекратил посещение церкви окончательно. Современные врачи диагностируют его вероятное заболевание как ревматическую полимиалгию и височный артериит .

Интерьер

Дрезденский триптих (1437), Галерея старых мастеров , Дрезден

Церковные интерьеры на картинах Яна ван Эйка не являются воспроизведением реально существующих церквей , что делает их пространственно неоднозначными. Существующие противоречия искусствоведы определяют как «либо необычайно бессвязные, либо намеренно предназначенные для сложного символического обобщения» . Интерьер «Мадонны каноника ван дер Пале» может быть связан с собором святого Донатиана или с Храмом Гроба Господня в Иерусалиме с добавленными элементами романской архитектуры .

Действие на картине происходит в апсиде хора полукруглой церкви в романском стиле с боковыми деамбулаториями . Освещение исходит из окон слева, находящихся за краем картины . Престол Девы слегка отодвинут вглубь апсиды, что создаёт иллюзию объёма сцены. Аналогичный приём ван Эйк использует позже при создании Дрезденского триптиха, с большей пространственной глубиной, однако персонажи на компактной композиции «Мадонны каноника ван дер Пале» гораздо более монументальны .

Рама и надписи

Доска изготовлена из шести горизонтальных соединённых встык досок, армированных цилиндрическим стержнем и склеенными с растительными волокнами шкантами . Лицевая сторона изначально была окрашена однородным коричневым цветом; обратная сторона не окрашена, так как картину предполагалось закрепить на стене . Признаки шарниров по краям отсутствуют, что указывает на предназначение доски как отдельной картины, а не части триптиха . На протяжении веков картина утратила глянец и яркость красок, однако после серии реставраций, главным образом в 1933—1934 и 1977 годах, находится в хорошем состоянии .

Нижняя часть рамы. « HOC OP ' FECIT MAGR GEORGI' DE PALA HUI' CANONI P IOHANNE DE EYCK PICTORE . ET FUNDAVIT HIC DUAS CAPELLIAS DE I GMO CHORI DOMINI . M . CCCC . XXXIIIJ . PL AU . 1436. »

Рама картины содержит подпись ван Эйка, гербы родителей ван дер Пале, надписи в иллюзионистской манере, идентифицирующие обоих святых, и цитату из Библии, воспевающую Деву Марию. Надпись под святым Донатьеном гласит: «SOLO P[AR]TV NON[VS] FR[ATRV]M. MERS[VS] REDIT[VR]. RENAT[VS] ARCH[IEPISC]O[PVS] PR[I]M[VS]. REMIS CONSTITVITVR. QVI NV[N]C DEO FRVITVR.» ( Он был младшим из девяти братьев, брошен в воду, возвращён к жизни и стал архиепископом Реймса. Теперь наслаждается сиянием Божиим ), под святым Георгием — «NATUS CAPADOCIA. X[PIST]O MILITAVIT. MVNDI FVG[I]E[N]S OTIA. CESU TRIVMPHAVIT. HIC DRACONEM STRAVIT» ( Родился в Каппадокии, был воином Христовым. Спасаясь от праздности земной, победил смерть и сокрушил дракона ) . В верхней части рамы содержится цитата из Книги Премудрости Соломона, сравнивающая Деву Марию с «незапятнанным зеркалом» .

Иконография

«Мадонна каноника ван дер Пале» насыщена богатой, органично связанной иконографией . В общем смысле элементы слева, включая деревянные резные фигурки, относятся к смерти Иисуса Христа, справа — к его Воскресению . Картина содержит характерные примеры того, что искусствовед Крейг Харбисон называет «преображённым взглядом на видимую реальность», заключающемся в размещении мелких ненавязчивых деталей, иллюстрирующих не земное существование, а Божественную Истину, легко различимую и понятную средневековому зрителю .

Белая ткань под Христом, постеленная поверх красной мантии Марии, может символизировать собой гостию в обряде евхаристии — распространённый элемент в ранней нидерландской живописи , указывающий на то, что картина использовалась при проведении мессы . Смысл сочетания букета из красных, синих и белых цветов в руках Марии с попугаем, иногда считающимся символом Девы, остаётся спорным . По одной из версий фигурки Адама и Евы на престоле, цветы, попугай и цветочный узор на балдахине символизируют Эдемский сад , а цвет лепестков букета — чистоту, любовь и смирение. Таким образом повествования о первородном грехе, изгнании и искуплении связываются в единую композицию .

На стойках подлокотников престола изображены резные фигурки Адама и Евы, на самих подлокотниках — сцены убийства Авеля Каином и Самсона, разрывающего пасть льву. На капителях колонн изображены сцены из Ветхого Завета , например встреча Авраама с Мелхиседеком и жертвоприношение Исаака .

Создание и провенанс

Йорис ван дер Пале на картине уверенно идентифицируется по родительским гербам, расположенным в углах рамы . Он родился в Брюгге около 1370 года и начал своё служение в качестве писаря папской канцелярии в Риме, вернувшись в родной город в 1425 году уже состоятельным человеком . Впоследствии он получил звание каноника коллегиальной церкви Святого Донатиана, что приносило ему доход от различных приходов, находящихся под его управлением .

Тяжёлая болезнь около 1431 года сделала ван дер Пале неспособным продолжать свою деятельность в церкви. Он основал в ней капелланство (фонд на содержание священнослужителя), а затем заказал у ван Эйка алтарную картину . Художник в то время находился в зените славы и пользовался большим спросом у заказчиков, что, с учётом больших размеров доски, привело к значительной задержке в написании картины. Это подтверждается наличием двух дат на раме — более ранняя является первоначальной просроченной датой выполнения заказа .

В благодарность за капелланство церковь даровала канонику реквием , ежедневную мессу и три вотивных мессы в неделю как ходатайство за него и от его лица перед Господом. После основания второго капелланства в 1443 году церковные молитвы сосредоточились на семействе каноника , а сам он получил гарантию, что после его смерти вместо реквиема будут читать псалмы « Miserere mei Deus » и « De profundis » .

Первоначально картина могла храниться как в личных покоях ван дер Пале, так и в церковном алтаре . Каноник передал её в дар церкви либо в 1436, либо в 1443 году, когда и скончался . Скорее всего картина располагалась в нефе с алтарём святых Петра и Павла , где проводились памятные мессы за ван дер Пале и его семейство.

Картина оставалась в соборе, для которого была написана, вплоть до Французской революции и была одной из знаменитейших художественных достопримечательностей Брюгге, привлекающей посетителей. Вероятно, она была одной из церковных картин, которую высоко оценил Альбрехт Дюрер в своём дневнике 1521 года. Мария Австрийская пожелала приобрести «Мадонну» для своей коллекции в 1547 году, но получила вежливый отказ церкви, мотивировавшей его нежеланием «стонов, жалоб, протестов и волнений» народа. Во время иконоборческого восстания 1578 года картину переносили для сохранности в частный дом. К 1600 году «Мадонна каноника ван дер Пале» стала главной алтарной картиной собора. Примерно в 1628 году её перенесли в ризницу , а в 1647 году — в новый боковой алтарь .

Картина имела большое влияние в XV—XVI веках. Оригинальная композиция Мадонны с младенцем Христом стала стандартом на 150 лет после её написания. Сохранился целый ряд копий картины, хранящихся в настоящее время в музеях и частных коллекциях, самая значительная из которых находится в Королевском музее изящных искусств в Антверпене .

Картина была приобретена Лувром вместе со многими другими произведениями нидерландского и фламандского искусства в 1794 году , во времена оккупации Южных Нидерландов французской революционной армией. В 1816 году её вернули в Брюгге , что привело к конфликту о владении ею между французскими и голландскими чиновниками , но в итоге картину передали Фламандской академии Брюгге. В 1855 году она перешла в коллекцию музея Богарденскул, который в свою очередь стал в 1930 году частью музея Грунинге , где картина и хранится по сей день. Доска сохраняет свою первоначальную структуру, что, помимо бесспорных эстетических достоинств, делает её особенно интересной для искусствоведов.

Примечания

  1. (англ.) — 2013.
  2. , p. 82.
  3. , p. 53.
  4. , p. 228.
  5. , p. 41.
  6. , p. 42.
  7. , p. 225.
  8. Friedländer, 64
  9. , p. 59.
  10. , p. 63.
  11. , p. 42-43.
  12. , p. 14.
  13. , p. 60.
  14. , p. 215.
  15. , p. 66.
  16. , p. 50.
  17. , p. 51.
  18. , p. 7.
  19. , p. 3-4.
  20. , p. 222.
  21. , p. 24.
  22. , p. 57.
  23. , p. 218.
  24. , p. 83.
  25. , p. 247.
  26. , p. 31.
  27. , p. 413.
  28. , p. 267.
  29. , p. 146.
  30. , p. 9.
  31. , p. 589.
  32. , p. 25.
  33. , p. 184.
  34. , p. 56.
  35. , p. 1, 5.
  36. , p. 1.
  37. , p. 186.
  38. van Oosterwijk, Anne. « от 14 января 2021 на Wayback Machine ». Flemish Art Collection|Vlaamse kunstcollectie.
  39. , p. 212.
  40. , p. 189.
  41. , p. 43.
  42. , p. 177, 194.
  43. , p. 1–33.
  44. , p. 412.

Литература

  • Borchert, Till-Holger. Van Eyck . London: Taschen, 2008. ISBN 978-3-8228-5687-1
  • Borchert, Till-Holger. Van Eyck to Durer: The Influence of Early Netherlandish Painting on European Art, 1430—1530 . London: Thames & Hudson, 2011. ISBN 978-0-500-23883-7
  • Brine, Douglas. Pious Memories: The Wall-Mounted Memorial in the Burgundian Netherlands . Brill, 2015
  • Carter, David G. «Reflections in Armor in the Canon Van der Paele Madonna». The Art Bulletin , Volume 36, No. 1, 1954
  • Deam, Lisa. «Flemish versus Netherlandish: A Discourse of Nationalism». Renaissance Quarterly , volume 51, No. 1, 1998
  • Dhanens, Elisabeth. Hubert and Jan van Eyck . New York: Tabard Press, 1980. ISBN 978-0-933516-13-7
  • Friedländer, Max Jakob. Early Netherlandish Paintings, Volume 1: The van Eycks, Petrus Christus . New York: Frederick A. Praeger, 1967
  • Harbison, Craig. Jan van Eyck: The Play of Realism . London: Reaktion Books, 1997. ISBN 978-0-948462-79-5
  • Harbison, Craig. «Realism and Symbolism in Early Flemish Painting». The Art Bulletin , Volume 66, No. 4, December 1984
  • Huerta, Robert. Giants of Delft: Johannes Vermeer and the Natural Philosophers: The Parallel Search for Knowledge during the Age of Discovery . Lewisburg, PA: Bucknell University Press, 2003. ISBN 0-8387-5538-0
  • Lane, Barbara. «Sacred versus Profane in Early Netherlandish Art». Simiolus . Vol. 18, No. 3, 1988
  • Lane, Barbara. «The Case of Canon Van Der Paele». Notes in the History of Art . Vol. 9, No. 2, Winter 1990
  • MacCulloch, Diarmaid. The Reformation: A History|The Reformation: Europe’s House Divided . London: Penguin Books, 2005. ISBN 0-14-303538-X
  • McDonald, G. Insight Compact Guide: Bruges . Singapore: APA Publications, 2002. ISBN 981-234-705-4
  • Nash, Susie. Northern Renaissance art . Oxford: Oxford University Press, 2008. ISBN 0-19-284269-2
  • Pächt, Otto. Van Eyck and the Founders of Early Netherlandish Painting . London: Harvey Miller Publishers, 1999. ISBN 1-872501-28-1
  • Ridderbos, Bernhard; Van Buren, Anne; Van Veen, Henk. Early Netherlandish Paintings: Rediscovery, Reception and Research . Amsterdam: Amsterdam University Press, 2005. ISBN 0-89236-816-0
  • Rothstein, Bret. Sight and Spirituality in Early Netherlandish Painting . Cambridge University Press, 2005. ISBN 0-521-83278-0
  • Smith, Jeffrey Chipps. The Northern Renaissance (Art and Ideas) . Phaidon Press, 2004. ISBN 0-7148-3867-5
  • Van Der Elst, Joseph. The Last Flowering of the Middle Ages . Kessinger, 1944
  • Verougstraete, Hélène. Frames and Supports in 15th and 16th Southern Netherlandish Painting . Brussels: Royal Institute for Cultural Heritage, 2015. ISBN 2-9300-5426-3
  • Ward, John. «Disguised Symbolism as Enactive Symbolism in Van Eyck’s Paintings». Artibus et Historiae , Volume 15, No. 29, 1994
  • Watson Peter; Hazleman, Brian. The Sclera and Systemic Disorders . Hong Kong: JP Medical Ltd, 2012. ISBN 978-1-907816-07-9
Источник —

Same as Мадонна каноника ван дер Пале