Брусиловский, Миша Шаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Исаак Шаевич Фридберг (род. 1 января 1947 , Вильнюс , СССР ) — советский и российский кинорежиссёр, сценарист и писатель.
Дебютировал в кино как автор сценария к фильму «Гнездо на ветру». После окончания Высших режиссёрских курсов (1981, мастерская Эльдара Рязанова ) снял более двадцати картин. Фильмы Исаака Фридберга « Куколка » и «Дорогой Эдисон!» получили награды кинофестивалей. Во второй половине 1990-х годов Фридберг участвовал в качестве сценариста в создании сатирической телепередачи « Куклы », работал как режиссёр радиоспектаклей на Радио России . Автор нескольких художественных произведений.
C 1962 года играл в самодеятельном еврейском театре в Вильнюсе. В 1969 году окончил Каунасский политехнический институт с дипломом инженера радиотехники .
Во второй половине 1970-х годов инженер, выпускник Каунасского политехнического института Исаак Фридберг отправил по почте на Таллинскую киностудию своё первое кинопроизведение «Гнездо на ветру», незадолго до этого отклонённое приёмной комиссией сценарного факультета ВГИКа . Собственную работу автор-дебютант подписал чужой фамилией. О том, как складывалась её дальнейшая судьба, Фридберг не знал довольно долго, поскольку вскоре был призван на службу в армию. Через несколько месяцев, прибыв в отпуск, Исаак Шаевич выяснил, что его сценарий утверждён худсоветом студии, фильм «Гнездо на ветру» уже запущен в производство, а руководители «Таллинфильма» спешно ищут неизвестного автора «через адресный стол». Как вспоминал впоследствии Фридберг, продюсеры студии всё-таки успели до сдачи картины подписать с ним договор и включить его настоящую фамилию в титры. Спустя некоторое время она была напечатана в газете « Правда » — в списке призёров и лауреатов кинофестиваля. В 1980 году фильм «Гнездо на ветру» получил награды Всесоюзного кинофестиваля и Международного кинофестиваля в Карловых Варах .
В 1979 году Фридберг поступил на Высшие режиссёрские курсы (мастерская комедийного фильма, руководитель Эльдар Рязанов ). По утверждению сокурсника Фридберга — Юрия Мамина , — «это были лучшие годы в истории курсов». Несмотря на определённое давление, оказываемое на будущих режиссёров посещающими занятия чиновниками Госкино СССР, сам процесс обучения строился с установкой на свободомыслие. Лекции слушателям курсов читали историки Натан Эйдельман и Лев Гумилёв , философ Мераб Мамардашвили , режиссёр Андрей Тарковский , для которого это был первый опыт преподавательской деятельности . Сам Рязанов позже признавался, что видя, как на экран одна за другой выходят картины его студентов — Мамина, Дыховичного , Фридберга, — он испытывал «приятное чувство „отцовства“» .
При анализе творчества Фридберга критик Денис Горелов отметил, что историки могли бы использовать его работы в качестве пособия, иллюстрирующего ключевые вехи перестроечного кино , потому что в фильмах этого режиссёра артикулированы основные жанровые поиски, присущие картинам «смутного времени». Так, одним из главных лозунгов перестройки было ускорение , и этот посыл воплотился в ленте Фридберга «Дорогой Эдисон!» (1986), повествующей о драматической судьбе новатора, рискнувшего пойти против системы. Фильм стал поводом для обсуждения в прессе, причём в дискуссиях участвовали не только киноведческие, но и общественно-политические издания — такие, как «Правда» и « Известия » .
В число актуальных тем, разрабатываемых перестроечным кинематографом, входили молодёжные проблемы. В этой связи большой общественный резонанс вызвал фильм Фридберга « Куколка » (1988). Инициатором полемики стал Ролан Быков — руководитель творческого объединения «Юность», под эгидой которого снималась картина. Быков резко выступил против присутствия в «Куколке» постельной сцены с участием учительницы и школьника (сам эпизод, по оценке критика Андрея Ковалёва, выглядел «сумеречным, неловким и асексуальным») . В полемику включились не только печатные СМИ, но и телепередачи (например, публицистическая программа « Пятое колесо ») . Среди тех, кто защищал работу Фридберга, был его наставник Эльдар Рязанов, писавший, что «Куколка» — это «фильм жёсткий, правдивый, мастерский» . Тематически и стилистически картина перекликалась с вышедшей в том же 1988 году кинодрамой Рязанова « Дорогая Елена Сергеевна »; как отмечали исследователи, герои обеих лент «вот-вот войдут во взрослый мир, который сам болезненно переживает переход на капиталистические рельсы» . Спустя десятилетия обозреватель журнала « Искусство кино » Сергей Цыркун расценил картину Фридберга как некую пародию на ленты эпохи соцреализма : если в них превалировала «борьба хорошего с лучшим», то в «Куколке» обнаруживался «конфликт плохого с худшим» .
Ещё одним откликом на перестроечные и постперестроечные тренды стал фильм Фридберга «Прогулка по эшафоту», в котором доминировала «знойная мистическая эротика». По словам Дениса Горелова, картина, в которой участвовали Ольга Дроздова и Дмитрий Певцов , «на кинорынках шла на ура» . В целом фильмография Фридберга представлена более чем двадцатью работами. «Куколка» участвовала в программе Берлинского кинофестиваля (1989) и была удостоена призов ЮНИСЕФ и СИФЕЖ . Эта же лента получила главный приз на Всесоюзном кинофестивале спортивных фильмов ( Львов , 1990). Картина «Дорогой Эдисон!» была отмечена специальным призом жюри «За остроту постановки нравственных проблем» на Всесоюзном телевизионном фестивале (1987) .
Во второй половине 1990-х годов Исаак Фридберг расширил сферу творческой деятельности. В качестве сценариста он участвовал в создании телевизионной программы « Куклы » (причём в написанных им сюжетах опять-таки присутствовали остросоциальные перестроечные мотивы); как режиссёр работал над радиоспектаклями, выходившими в эфире Радио России , — речь идёт о таких постановках, как «Арена», «Сиртаки», «Ромул Великий» и т. д. Кроме того, Фридберг занимается литературной деятельностью, он написал несколько повестей и рассказов, а также мистическую комедию «Дура, это любовь!» и (совместно с Юлием Гусманом ) пьесу «Танцы с учителем» .