Interested Article - Бергнер, Йосл

Йосл Бергнер (полное имя Владимир Иосиф Бергнер , нем. Vladimir Jossif (Yosl) Bergner , ивр. ולדימיר יוֹסִיף (יוֹסְל) בֶּרגנֶר ‎; 13 октября 1920 , Вена , Австрия 18 января 2017 , Тель-Авив ) — израильский художник, известный как живописец, иллюстратор и театральный художник. Лауреат Премии Израиля (1980).

Биография

Владимир Иосиф Бергнер родился в Вене в 1920 году и вырос в Варшаве, где начал учиться рисованию. Его отцом был писавший на идише поэт (Зхария Хоне Бергнер; 1893, Радымно — 1976, Монреаль ) , а матерью — певица Фаня Бергнер . Имевшаяся в доме коллекция книг о немецком экспрессионизме положила начало формированию художественного стиля Йосла . На его мировоззрение также повлиял Франц Кафка , бывший другом семьи .

Усиливающийся в Европе в 1930-е годы антисемитизм побудил Мелеха Равича перевезти семью в Австралию . Переезд состоялся, когда Йослу было 17 лет . На корабле по пути в Австралию Бергнер познакоился с писателем на идише Йослем Бирштейном , с которым позднее сотрудничал как иллюстратор. Поселившись в Мельбурне, он зарабатывал на жизнь физическим трудом и продолжал своё образование в художественной школе при Национальной галерее штата Виктория, с 1939 года начав участвовать в выставках . В процессе поисков собственного стиля Бергнер стал членом Общества современного искусства, пропагандировавшего в Австралии отказ от академических канонов в живописи . Его ранняя работа «Аборигены, прикованные к дереву» (написанная по мотивам газетной фотографии маслом на картоне из-за дороговизны холста) вызвала значительный общественный резонанс .

С 1941 по 1946 год Бергнер служил в Австралийских имперских силах , в строительных подразделениях. На эти годы приходится его первый брак, с Мэри Тауман, который однако, быстро окончился разводом . В 1944 году на выставке была представлена ещё одна резонансная картина Бергнера — «Стена гетто », которую австралийский историк искусства Бернард Смит назвал постмодернистской .

Площадь Йосла Бергнера, Хайфа

В 1948 году, по завершении учёбы в школе Национальной галереи, Бергнер эмигрировал из Австралии во Францию. В Париже он познакомился с своей будущей второй женой Одри (уроженкой Сиднея ), которая, как и он, была художницей. В 1950 году Йосл и Одри репатриировались в Израиль , где поначалу поселились в Цфате . В 1957 году Бергнер перебрался в Тель-Авив, где жил и работал до самой смерти . Позже Бергнер, в Австралии состоявший в коммунистической партии , объяснял, что его привёл в Израиль не сионизм , а неприятие мирового антисемитизма .

Работы Йосла Бергнера выставлялись в израильском павильоне на Венецианских биеннале 1956 и 1958 года, выставки его произведений часто проходили в Тель-Авивском музее изобразительных искусств . Цикл картин по произведениям Кафки экспонировался в 1976 году в Париже в галерее «Арди». Значительное количество работ пожертвовано Бернером в 1985 году Национальной галерее Виктории, ретроспектива его творчества проводилась в Баньюле (Виктория) . Бергнер умер в январе 2017 года в своём доме в Тель-Авиве , оставив после себя жену и дочь Хильду . Он был похоронен на кладбище кибуца Эйнат .

Творчество

Раннее творчество Бергнера отличала социальная направленность, его внимание привлекали жизнь людей из народа, угнетённое положение коренных народов Австралии . На этом этапе его творчество развивалось в русле социального реализма , который сам Бергнер предпочитал называть «социальным гуманизмом» . Эти мотивы развиваются в картинах «Бродячие ловцы крыс» (ок. 1939), «Отец и сыновья» (ок. 1943), «Аборигены» (1946). Смежной темой стали судьбы европейского еврейства; эта тема отражена в картинах «Еврейское местечко в огне» (ок. 1942), «Стена гетто» (1943). Стиль Бергнера в этот период близок к экспрессионизму, темпераментен, техника мазка пастозная , цветовая гамма мрачная, с преобладанием серого, коричневого и чёрного .

В годы проживания во Франции и поздне́е, после переезда в Израиль, стиль Бергнера претерпел изменения, его работы стали более изящными, порой почти монохромными или беспредметными (к этой категории относится работа 1962 года «Французский король»). В середине 1960-х годов Бергнер выработал стиль, который Электронная еврейская энциклопедия называет «самобытной версией сюрреализма ». В мирах его картин («Четыре женщины», 1964, «Поедатели бабочек», 1965, «Хорошо меблированная пустыня», 1968, «Суета сует», 1969) старые, мятые и поломанные вещи ведут активную жизнь, а люди статичны, их позы неестественны, а черты лица схематичны . Особо часто на его картинах встречаются кухонные тёрки — танцующие, летающие, плачущие, влюблённые . В эти годы заметное место в творчестве художника занимают темы сионизма и алии , раскрываемые в символической форме .

В середине 1970-х годов при работе над циклом полотен по произведениям Франца Кафки («Процесс», « Замок ») Бергнер вернулся к экспрессионизму, но цветовая гамма новых картин стала светлей, чем в его молодые годы. Позднее, когда в конце 1970-х и в 1980-е годы Бергнер вернулся к халуцианской теме, сюрреализм в его работах был сведён к минимуму, однако стёртость лиц сохранилась .

Произведения Бергнера, созданные в 1963—1968 годах, были включены в альбом, вышедший в 1969 году двумя изданиями — на иврите и английском языке. Отдельным изданием в 1990 году вышел альбом «Йосл Бергнер. Иллюстрации к Францу Кафке» . Помимо собственно живописи, Бергнер часто работал как театральный художник, чаще всего оформляя постановки пьес . Как иллюстратор он известен в частности оформлением вышедшего в 1966 году в Нью-Йорке идишского перевода романа Кафки « Процесс » (автором перевода был отец Йосла, Мелех Равич). В 1997 году увидела свет автобиография Бергнера, иллюстрированная им самим — «То, что я стремился выразить: истории и странствия, рассказанные в интервью Рут Бонди» . Им также созданы многочисленные иллюстрации к произведениям Шая Агнона .

Награды и звания

  • 1955 — Премия мэрии Тель-Авива имени Дизенгофа в области живописи и скульптуры
  • 1956 —Премия мэрии Тель-Авива имени Дизенгофа в области живописи и скульптуры
  • 1980 — Премия Израиля
  • 1996 — премия дома-музея Шолом-Алейхема за достижения в области литературы и искусства
  • 2006 — звание почётного гражданина Тель-Авива

В 1987 году в Австралии вышел на экраны биографический фильм «Запечатлевая жизнь города: фильм о Йосле Бергнере». Также в Австралии в 2004 году опубликована посвящённая творчеству Бергнера книга «Искусство как место встречи культур» (автор Фрэнк Клепнер) .

Примечания

  1. Minchin J. Yosl Bergner // (англ.) // / — Oxford, Basingstoke, New York City: OUP , 2017. — ISBN 978-1-884446-05-4
  2. Jossel Bergner // (нем.) / Hrsg.: , — Berlin: , Verlag Walter de Gruyter , 2009. — ISSN —
  3. Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  4. Jan Minchin. . Grove Art Online . Дата обращения: 5 февраля 2018. 9 февраля 2018 года.
  5. : Meilekh Ravitch in China, a Travelogue of 1935, in Transcultural Reception and Constructions, Festschrift for Adrian Hsia, edited by Monika Schmitz-Emans, Heidelberg: Synchron Publishers, photocopies of article in book, 2004.
  6. . Вести (18 января 2017). Дата обращения: 6 февраля 2018. 26 января 2017 года.
  7. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  8. David Langsam. . Sydney Morning Herald (20 января 2017). Дата обращения: 6 февраля 2018. 16 декабря 2017 года.
  9. // Авив Хадаш: Израильская энциклопедия для юношества = אביב חדש, האנציקלופדיה הישראלית לנוער (иврит) / Илана Шамир (главный редактор). — Энциклопедия Авив, 2004. — Т. 3. — С. 162. — ISBN 965-13-1158-4 .
  10. Frank Klepner. : [ англ. ] . — Palgrave Macmillan Australia, January 2004. — P. 46. — ISBN 978-1-876832-92-6 .
  11. (иврит) на сайте Информационного центра израильского искусства
  12. Яаков Бар-Он. (ивр.) . News1.co.il (9 октября 2010). Дата обращения: 6 февраля 2018. 7 февраля 2018 года.
    Эли Армон-Азулай. (ивр.) . Гаарец (18 июня 2010). Дата обращения: 6 февраля 2018. 7 февраля 2018 года.

Литература

  • // Авив Хадаш: Израильская энциклопедия для юношества = אביב חדש, האנציקלופדיה הישראלית לנוער (иврит) / Илана Шамир (главный редактор). — Энциклопедия Авив, 2004. — Т. 3. — С. 162. — ISBN 965-13-1158-4 .

Ссылки

Источник —

Same as Бергнер, Йосл