Нелюбовь (фильм, 2017)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Битва полов» ( англ. Battle of the Sexes ) — американо - британская спортивная комедия-драма , повествующая о « Битве полов » 1973 года — теннисном матче между теннисистом-ветераном Бобби Риггсом и одной из ведущих профессиональных теннисисток этого периода Билли Джин Кинг .
Фильм снят режиссёрами Джонатаном Дэйтоном и Валери Фэрис по сценарию Саймона Бофоя при поддержке Fox Searchlight Pictures ; в главных ролях заняты Эмма Стоун и Стив Карелл .
Мировая премьера фильма состоялась 2 сентября 2017 года в рамках кинофестиваля в Теллурайде, а на широкие экраны США фильм вышел 22 сентября того же года. Лента была в основном высоко оценена в прессе, положительных отзывов удостоились социальный посыл, актёрская игра и технические аспекты, создававшие у зрителей ощущение аутентичности происходящего. Фильм номинировался на « Золотой глобус » (в двух категориях), « Спутник », Премию гильдии киноактёров и ряд других кинематографических наград, но в прокате показал скромные результаты.
В основу сюжета фильма положены реальные события вокруг показательного матча между теннисистом-ветераном Бобби Риггсом и одной из ведущих профессиональных теннисисток этого периода Билли Джин Кинг , состоявшегося в 1973 году. Проведению матча предшествовали годы борьбы профессиональных теннисисток за равные призовые вознаграждения с мужчинами-теннисистами, одним из лидеров которой была Кинг. Риггс, довоенный победитель Уимблдонского турнира и чемпионата США , в эти годы выступал в соревнованиях ветеранов и, в свою очередь, неоднократно выступал с критикой низких гонораров для мужчин-теннисистов в этих турнирах. Риггс высмеивал претензии женщин-теннисисток на высокие призовые, утверждая, что женский теннис намного хуже мужского и, соответственно, должен ниже оплачиваться. Чтобы доказать превосходство мужского тенниса, он бросил вызов Кинг, которая его приняла и нанесла ему поражение в широко разрекламированном показательном матче, получившем название « Битва полов »; матч, транслировавшийся многими телеканалами, только в США смотрели около 48 миллионов зрителей. Его результат сыграл важную роль в прогрессе женского профессионального тенниса в частности и в борьбе за женское равноправие в целом .
События «Битвы полов» в дальнейшем использовались кинематографистами. Так, в 2001 году был выпущен телевизионный художественный фильм « Когда Билли побеждает Бобби » . В 2013 году в кинотеатрах прошёл документальный фильм «Битва полов» . В марте 2015 года объявлялось, что кабельная сеть HBO готовит к выпуску художественный телефильм о «Битве полов» по сценарию Дэвида Оберна c Элизабет Бэнкс и Полом Джаматти в главных ролях, а Уилл Феррелл работает над комедией о Бобби Риггсе на основе материалов ESPN , посвящённых этому матчу .
Фильм открывается сценами участия теннисисток в ранних профессиональных турах наряду с мужчинами и формирования отдельного женского профессионального тура — Virginia Slims Tour — благодаря усилиям издательницы Глэдис Хелдман . Центральная фигура нового тура — Билли Джин Кинг — замужем, но в отсутствие мужа она заводит однополый роман с парикмахером Мэрилин Барнетт. Муж Билли Джин, Ларри Кинг, быстро узнаёт о происходящем, и чувство вины и попытки разобраться в себе заставляют Билли Джин временно отойти на второй план в женском теннисе, отдав пальму первенства Маргарет Корт .
Женский теннис всё ещё воспринимается с презрением организаторами теннисных турниров, включая Джека Креймера . Его друг, бывший ведущий теннисист Бобби Риггс, проводящий свои дни на административной должности (и посещающий собрания группы анонимных игроманов ), решает помочь Креймеру доказать, что женский теннис несравним по уровню с мужским, обыграв в публичном матче лучшую из теннисисток женского тура. После отказа Кинг ему удаётся встретиться в таком матче с Корт, которой он наносит разгромное поражение .
После поражения Корт назначается матч между Риггсом и Кинг с призом в размере 100 тысяч долларов победителю. Однако Кинг понимает, что помимо денег на кону стоят престиж женского тенниса и равные права женщин-спортсменок; таким образом, ей необходимо победить не только ради себя . Она усердно тренируется, пока Бобби проводит время в пьянках и ухаживании за женщинами . Фильм достигает кульминации в сценах матча, проходящего на хьюстонском стадионе « Астродом », за которым по телевизору наблюдают 90 миллионов зрителей — самая большая телевизионная аудитория со времени высадки на Луне . Матч завершается победой Кинг .
В апреле 2015 года было сообщено, что при поддержке компании Fox Searchlight Pictures запущен новый проект, посвящённый «Битве полов». Сценаристом нового фильма стал Саймон Бофой — обладатель «Оскара» за фильм « Миллионер из трущоб »; сообщалось, что Бофой работал над сценарием несколько лет при участии самой Билли Джин Кинг. Продюсерами нового проекта стали снимавшие с Бофоем «Миллионера» Дэнни Бойл и Кристиан Колсон , а режиссёрами — известные по комедии « Маленькая мисс Счастье » Джонатан Дэйтон и Валери Фэрис . С самого начала было объявлено, что роль Кинг в фильме исполнит Эмма Стоун , а роль Риггса — Стив Карелл .
В начале марта 2016 года было сообщено, что к актёрскому составу картины присоединяется Андреа Райсборо , которая сыграет Мэрилин Барнетт — парикмахера и бывшую любовницу Кинг . В течение марта и начала апреля были отобраны исполнители ещё семи ролей, включая Элизабет Шу в роли жены Риггса и Остина Стоуэлла , получившего роль Ларри Кинга (мужа Билли Джин) . На роль австралийки Корт была приглашена актриса из Австралии — Джессика Макнэми .
Съёмки фильма начались 13 апреля 2016 года в Лос-Анджелесе и продолжались 35 дней — до середины мая. Оператор Линус Сандгрен использовал при съёмках, как и в своей предыдущей ленте « Ла-Ла Ленд », 35-миллиметровую киноплёнку , а также линзы старых образцов, чтобы лучше передать зрителю атмосферу 1970-х годов. Плёнка переэкспонировалась на треть на съёмочной площадке, а затем обрабатывалась с повышением чувствительности, что увеличивало контраст, цветовую насыщенность и зернистость окончательного изображения . Сцены матча на хьюстонском «Астродоме» снимались на территории , снесённой позже в том же году .
В ходе подготовки к съёмкам Стоун последовательно отказывалась встречаться с теннисисткой, чью роль она исполняла — по её собственным словам, потому, что Кинг на восьмом десятке лет жизни коренным образом отличается от той, которой она была в 28 или 29 лет . Стоун занималась физподготовкой с тренером, готовившим Мэтта Деймона к фильмам пенталогии о Борне , и активно тренировалась на корте. Несмотря на это, в ряде спортивных эпизодов её дублировала профессиональная спортсменка (теннисистка Кейтлин Кристиан , выступающая в женских турнирах ITF ). Сама актриса отнеслась к этому с пониманием: «Режиссёру было важно показать всё достоверно… игру на корте я могла испортить, поэтому было принято решение подменять меня дублёршей» . Дублёром Карелла, раньше никогда не игравшего в теннис, также стал профессиональный теннисист — Винсент Спейди , бывший игрок первой двадцатки рейтинга ATP . Несмотря на профессиональную игровую подготовку, и у Спейди, и у Кристиан ушло некоторое время, чтобы приспособиться к непривычному для них стилю игры деревянной ракеткой; Кристиан также должна была освоить хват ракетки, который использовала Кинг, и её манеру игры слева . Помимо них, на роли нескольких участниц «Оригинальной девятки» — первых теннисисток Virginia Slims Tour — также были приглашены женщины, играющие в профессиональный теннис или входившие в университетские сборные по этому виду спорта: Эшли Вейнхольд , Фидан Манаширова и Лорен Клайн .
Акценты в фильме менялись по ходу съёмок. Валери Фэрис рассказывает:
Мы начинали работу над проектом во время праймериз 2016 года , когда была высока вероятность, что мы увидим первую женщину — кандидата в президенты. Какое-то время все думали, что фильм покажет, как далеко мы ушли со времён Битвы [полов]. Но очевидно, что результат выборов бросил совершенно иной свет на сюжет… Мир стал ещё более поляризованным с момента, когда мы начали снимать фильм, и мы уж точно не хотим этому способствовать — вот почему мы решили сосредоточиться на эмоциональной жизни Билли Джин и Бобби .
Оригинальный текст (англ.)We started work on the project during the 2016 primaries, when it appeared likely we’d see the first woman candidate for president. For a while everyone thought the film would show how far we’ve come since the Battle. Obviously the outcome of the election shed a very different light on the story...The world has become even more polarized since we began making the film and we certainly don’t want to contribute to that – that’s why we chose to focus on the emotional lives of Billie Jean and Bobby
По словам Фэрис, при съёмках они с Дейтоном ощущали, что являются «пресс-секретарями» двух разных полов; Дейтон говорил в интервью, что при работе над этим проектом они спорили чаще, чем когда бы то ни было .
Первоначально планировалось, что фильм выйдет на экраны в течение 2016 года , но затем выпуск был отодвинут на 2017 год . К концу марта 2017 года была обнародована дата выхода ленты на киноэкраны — 22 сентября того же года . В середине мая появился первый большой трейлер фильма . Мировая премьера картины состоялась в субботу 2 сентября 2017 года в рамках (Колорадо) . Также в сентябре фильм вышел на экраны в Канаде (войдя в программу Торонтского международного кинофестиваля ), Австралии и Новой Зеландии .
Европейская премьера фильма состоялась на Лондонском кинофестивале 7 октября . В октябре «Битва полов» дебютировала в ряде стран Европы и Южной Америки (в том числе в программе международного фестиваля в Рио-де-Жанейро ), а также в Республике Корее, однако большей частью премьеры состоялись в ноябре и декабре (в том числе в России и Польше в первой декаде декабря). Помимо уже перечисленных, фильм был включён в программы Гентского , Пусанского , Тайбэйского , Стокгольмского , Таллинского кинофестивалей, фестиваля в Мар-дель-Плата и ряде других городов .
Несмотря на в целом положительные после премьерных показов, фильм обернулся неудачей в прокате. В первые три дня показа в США лента собрала только 3,4 млн долларов — намного меньше ожидаемого . После месяца проката в США Forbes писал, что фильм, собравший за это время в США менее 11,5 миллионов, «мёртв» . К 15 декабря в национальном прокате лента собрала чуть более 12,6 миллиона долларов .
За пределами США фильм наиболее успешно прошёл в Австралии и Великобритании, где собрал в прокате соответственно 1,9 и 1,8 миллиона долларов; в Италии и Франции сборы составили по полмиллиона долларов. В общей сложности к концу декабря 2017 года сборы фильма за пределами США составляли чуть более 5 миллионов долларов . В совокупности с показателями в США это означало, что фильм, бюджет которого составлял 25 миллионов долларов, не окупился в прокате . В конце декабря журнал Variety включил ленту в список 13 наиболее недооценённых зрителями фильмов 2017 года, хотя автор списка отказался признавать её коммерческие показатели провалом «по нынешним меркам» ; аналогичным образом показатели фильма в прокате были оценены и на сайте Thrillist, корреспондент которого не смог объяснить низкую посещаемость картины в кинотеатрах .
Саундтрек к ленте появился в продаже в формате компакт-диска 20 октября 2017 года, а на интернет-ресурсах был доступен с 22 сентября того же года . Альбом, выпущенный лейблом Sony Masterworks , включает оригинальные композиции Николаса Брителла — номинанта на « Оскар » за музыку к « Лунному свету » — и оригинальную песню «If I Dare» в исполнении Сары Бареллис , которая стала её соавтором вместе с Брителлом. Кроме того, в диск вошли прозвучавшие в фильме песни Элтона Джона (« Rocket Man »), Джорджа Харрисона (« What Is Life ») и группы Tommy James & the Shondells . «If I Dare» также вышла в форме сингла . Саундтрек и песня «If I Dare» были впоследствии на премию Hollywood Music in Media Awards .
Фильм в целом положительно оценён профессиональными критиками (в том числе в сравнении с двумя предыдущими работами Фэрис и Дейтона ). Весной 2018 года его оценка на сайте Metacritic , учитывающая отзывы 46 рецензентов, равнялась 73, при этом подавляющее большинство оценок в пересчёте на стобалльную шкалу было выше 60, а самые низкие равнялись 50 . На сайте Rotten Tomatoes фильм от критиков имел «свежий» рейтинг 84 % на основании 317 оценок, из которых 267 были положительными; средний рейтинг от критиков составлял 7,2 из 10 . В целом положительными были и оценки от рядовых зрителей — на IMDb средняя оценка составляла 6,8 из 10 , а на Rotten Tomatoes 3,6 из 5, причём 72 % отозвавшихся оценили ленту положительно .
Значительное внимание в обзорах уделено социальному пафосу картины и его злободневности. Variety подчёркивает, что Фэрис и Дейтон не избегают показа ядовитой атмосферы, складывающейся в обществе, когда публичные фигуры начинают позволять себе шутки, оскорбительные для целых групп населения . Обозревательница Village Voice отмечает, что на сексистские шутки, звучащие с экрана, мужская часть публики в зале отвечает смехом до сих пор . Питер Треверс из Rolling Stone проводит прямую параллель между сексистскими манерами телеведущего Говарда Коселла и президента Трампа , которых, с его точки зрения, объединяет идея «когда ты звезда — тебе такое прощают» .
Критики (в том числе и те, кто остался невысокого мнения о сюжете и социальном посыле ленты ) высоко оценили игру исполнителей главных ролей. По словам рецензента Variety , Эмма Стоун, актриса, обычно выглядящая не на своём месте в исторических драмах, необыкновенно удачно вписывается в роль Билли Джин Кинг — женщины, далеко опередившей своё время . Кинокритик французского Интернет-сайта Madmoizelle.com, оценивая уровень перевоплощения актрисы, пишет: «Стоун не исполняет роль Билли Джин Кинг — она И ЕСТЬ Билли Джин Кинг» . В Hollywood Reporter её игра названа прекрасной и убедительной, а Бобби Риггс в исполнении Карелла — бестолковым и забавным в самый раз . По определению критика Time , образ Риггса в картине — это образ не злодея, а «дружелюбного необразованного простака» , а рецензент Rolling Stone усматривает за клоунадой и ужимками более глубокий анализ отчаянной попытки стареющего человека снова обрести смысл в жизни, тогда как ведущие теннисные функционеры действительно верят в сексистские лозунги . Очень высоко оценил исполнение Карелла киновед Мик Ласаль в своей статье в San Francisco Chronicle : он ставит Карелла как шоумена наравне с самим Риггсом — «неутомимым, пробивным и удивительно, глубинно симпатичным» даже для болельщиков Кинг . По мнению рецензента итальянской Repubblica , остроумная и полнокровная игра Карелла оставляет в тени даже исполнительницу главной положительной роли . В лондонской Guardian игра Карелла оценена не столь высоко, но на её фоне подчёркивается творческая удача Элизабет Шу в роли Присциллы Риггс . В Hollywood Reporter положительного отзыва удостоен также Алан Камминг в роли экстравагантного дизайнера женской спортивной формы , а рецензент Entertainment Weekly особо отмечает «тихий пафос» в роли Ларри Кинга, исполняемого Остином Стоуэллом .
Положительные оценки получила и техническая сторона — в частности, соответствующие эпохе декорации и костюмы, использование 35-миллиметровой плёнки, призванное напомнить зрителю 1970-е годы, но при этом избегающее мутных кадров, характерных для тогдашней техники, и точная имитация атмосферы спортивных репортажей того времени, для которой большинство спортивных сцен снималось с высокого угла . Отдельно выделяется рецензентами музыкальное сопровождение к ленте — как использование радиоклассики 70-х годов , так и оригинальная музыка Николаса Брителла .
Социальный заряд картины наряду с положительными стал причиной и отрицательных отзывов. В небольшой части отзывов ленту упрекают в его нехватке и чрезмерно либеральном отношении авторов к фигуре Риггса , либо в том, что авторы не сумели передать связанный с матчем накал страстей в обществе , но в большинстве случаев недовольство вызывает как раз избыточный публицистический пафос. Хотя в New York Times специально подчёркивают «тихий реализм» картины и отсутствие искусственно расставленных акцентов , в рецензиях встречается и противоположная точка зрения, когда отмечаются излишняя серьёзность и навязчивое морализирование в подаче материала и разделении персонажей на положительных и отрицательных (в число которых попадают промоутер Джек Креймер , отказывающий женскому теннису в спортивной значимости , и Маргарет Корт с её неприятием однополых отношений ). В этом отношении фильм, по мнению рецензента « Российской газеты » Дмитрия Сосновского, хуже комедийной ленты 2001 года «Когда Билли побеждает Бобби». Сосновский называет «Битву полов» ангажированной, критикуя прямолинейный подход авторов в обеих главных темах — женского равноправия и однополой любви . В IndieWire Дэвид Эрлих тоже называет фильм прямолинейно предубеждённым, как предвыборный митинг сторонников Хиллари Клинтон , отмечая карикатурное, гротескное изображение не только Риггса, но и всех персонажей-мужчин в целом, и крайнюю неохоту, с которой сценарист и режиссёры делятся с этой частью действующих лиц выигрышными фразами . Обозреватель « Афиши » Станислав Зельвенский , оценивая фильм и игру исполнителей главных ролей в целом более благожелательно, с огорчением констатирует, что зрителю навязываются определённые эмоции :
люди, знающие, как порадовать аудиторию, и не знающие стыда... почти за шкирку волокут вверх по душевному подъему, и там нам предлагают посмотреть на дремучее «вчера» с высоты прогрессивного «сегодня» и поздравить себя с проделанным прогрессом.
Сравнивая «Битву полов» с предыдущими фильмами Фэрис и Дейтона, Питер Дебрюж из Variety делает вывод, что новая лента намного более продумана (по его мнению — благодаря работе сценариста Саймона Бофоя). Тем не менее, несмотря на наличие двух качественных сюжетных линий (историй Билли Джин и Бобби), их совмещение, по мнению Дебрюжа, порой неуклюже и искусственно . В техническом отношении кадры матча признаются достоверными . Однако рецензенты отмечали и исторические несоответствия, в первую очередь тот факт, что открытие в себе гомосексуальности Билли Джин Кинг вовсе не происходило одновременно с «Битвой полов», и в Кинг на момент матча никто ещё не видел лесбиянку . В Village Voice и журнале Vice эта сюжетная линия критикуется за слащавость: по мнению рецензента Vice , фильм не отражает реальную моральную борьбу, которую вела Кинг не только с общественным мнением, но и с собственными культурными предрассудками, и вместо этого предлагает зрителю сглаженную, упрощённую «историю любви» с жёстко расставленными акцентами, характерную для многих фильмов о лесбиянках. Любовная сцена между Билли Джин и Мэрилин, по словам критика Триш Бендикс, чересчур целомудренна, а скандальный разрыв между ними, инициированный Мэрилин почти десятилетием позже с обращением к прессе и судебным иском, и вовсе оставлен за кадром, также искусственно создавая сугубо положительную картину отношений . Эйприл Вулф из Village Voice пишет о контрасте между высоким идеалом романтической любви, который провозглашает Саймон Бофой, и пресной, бесхарактерной фигурой Мэрилин в фильме . В то же время рецензент Variety считает, что романтическое чувство между двумя женщинами выглядит в фильме реалистичным , а Тодд Маккарти из Hollywood Reporter называет любовную сцену умело и благожелательно снятой . Наконец, рецензент Guardian был одним из немногих, кто посчитал любовную составляющую сюжета более удачной, чем спортивная, которую он назвал всего лишь добротно сделанной ; схожее мнение высказывается в The Atlantic , где спортивная тема оценивается как вынужденный фон для любовной истории, а фигура Мэрилин Барнет (Андреа Райсборо) названа более привлекательной, чем сама Билли Джин .
Год | Премия | Категория | Лауреат или номинант | Итог |
---|---|---|---|---|
2017 | Hollywood Music in Media Awards | Лучшая оригинальная музыка к художественному фильму | Николас Брителл | Номинация |
Лучшая оригинальная песня — художественный фильм |
Сара Бареллис
Николас Брителл |
Номинация | ||
Фестиваль | Гран-При | Номинация | ||
Актёрская игра | Эмма Стоун | Победа | ||
Премии сообщества женщин-кинокритиков | Лучшее воплощение равенства полов | Победа | ||
Премия Карен Морли за лучшую демонстрацию места женщины в истории или обществе | Номинация | |||
2018 | Золотой глобус | Лучшая мужская роль — комедия или мюзикл | Стив Карелл | Номинация |
Лучшая женская роль — комедия или мюзикл | Эмма Стоун | Номинация | ||
Critics’ Choice Movie Awards | Лучшая мужская роль в комедии | Стив Карелл | Номинация | |
Лучшая женская роль в комедии | Эмма Стоун | Номинация | ||
Премия Американского общества специалистов по кастингу | Выдающееся достижение в кастинге — комедия |
Жюстин Артета
Ким Дейвис-Вагнер |
Номинация | |
Премия Гильдии киноактёров США | Лучшая мужская роль второго плана | Стив Карелл | Номинация | |
ЛГБТК-фильм года | Номинация | |||
Спутник | Лучшая женская роль — кинофильм | Эмма Стоун | Номинация | |
Премия Cinema for Peace | Самый ценный фильм года | Номинация | ||
GLAAD Media Awards | Выдающийся фильм — широкий прокат | Номинация |