Interested Article - Артсен, Питер
- 2020-12-31
- 2
Пи́тер А́ртсен ( нидерл. Pieter Aertsen ; 1508 , Амстердам — 1575 , там же) — нидерландский художник. Известен также по прозвищу Питер Длинный ( нидерл. Lange Pier ) .
Сын чулочника из Амстердама Арта Питерса. Учился в Антверпене у Аларта Класса, в 1535 году стал членом местной гильдии Св. Луки. В середине 1550-х годов возвращается в Амстердам для выполнения церковных заказов, в 1563 году получает права гражданства и остаётся в городе до самой своей смерти.
Питер Артсен вначале приобрёл известность своими жанровыми сценами («Молочница», 1543), в которые часто вводил евангельские мотивы, придающие изображению назидательный характер («Христос у Марфы и Марии», 1557 и Мясная лавка , 1551), а также многочисленными изображениями рынков и внутренностей лавок. Создавал религиозные и алтарные композиции, многие из которых были разрушены в период иконоборчества.
Среди его учеников были Ян ван дер Страт и его племянник Иоахим Бейкелар .
Сведения о его жизни и творчестве приводит Карел ван Мандер в своей « ».
Автор картины « Яичный танец » (1552); в коллекции В. А. Щавинского была его картина «Поклонение пастухов».
Некоторые работы
Название | Картина | Год создания | Техника | Размеры (см) | Галерея | Прим. |
---|---|---|---|---|---|---|
( нидерл. De terugkeer van een Sint-Antoniusbedevaart ) |
около 1550 | Дерево, масло | 110×170 | Королевские музеи изящных искусств , Брюссель ( Бельгия ) | ||
( нидерл. Boerenfeest ) |
1550 | Дерево, масло | 84,9×170 | Музей истории искусств , Вена ( Австрия ) | ||
Яичный танец
( нидерл. De eierdans ) |
1552 | Дерево, масло | 84×172 | Государственный музей , Амстердам ( Нидерланды ) | ||
( нидерл. De keukenmeid ) |
1559 | Дерево, масло | 127,5×82 | Королевские музеи изящных искусств , Брюссель ( Бельгия ) | ||
около 1560 - 1565 | Дерево, масло | 91×112 | Музей истории искусств , Вена ( Австрия ) | |||
1567 | Дерево, масло | 111,2×111,6 | Картинная галерея , Берлин ( Германия ) | |||
( нидерл. De apostelen Petrus en Johannes ) |
1575 | Дерево, масло | 55,5×76 | Государственный Эрмитаж , Санкт-Петербург ( Россия ) |
Примечания
- — 2009.
- (нидерл.) — 1999.
- (англ.) — OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
- artist list of the National Museum of Sweden — 2016.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- (нидерл.) . fine-arts-museum.be . Дата обращения: 8 сентября 2022. 8 сентября 2022 года.
- (нем.) . khm.at . Дата обращения: 8 сентября 2022. 8 сентября 2022 года.
- (нидерл.) . rijksmuseum.nl . Дата обращения: 8 сентября 2022. 8 сентября 2022 года.
- (нидерл.) . fine-arts-museum.be . Дата обращения: 8 сентября 2022. 8 сентября 2022 года.
- (нем.) . khm.at . Дата обращения: 8 сентября 2022. 8 сентября 2022 года.
- (нем.) . recherche.smb.museum . Дата обращения: 8 сентября 2022. 8 сентября 2022 года.
- . Государственный Эрмитаж . Дата обращения: 8 сентября 2022.
Литература
- Егорова К. С. Картина Питера Артсена "Христос и самарянка" в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина: атрибуция и интерпретация.В кн.: Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи. — М.: Наука, 1997.- С.208-216. ISBN 5-02-011250-X
- L'art gourmand: Stilleben für Auge, Kochkunst und Gourmets von Aertsen bis Van Gogh. - Essen : Verl. Glückauf, 1997. - ISBN 3-7739-0675-7
- Gerard T, Lemmers: Pieter Aertsen. - The Hague : Schwartz, 1990. - ISBN 90-6179-083-2
- Keith P. Moxey: Pieter Aertsen, Joachim Beuckelaer and the rise of the secular painting in the context of the reformation. - New York: Garland, 1977. - ISBN 0-8240-2715-9
- 2020-12-31
- 2