Interested Article - Портрет неизвестного (картина Антонелло да Мессины)

«Портрет неизвестного» ( итал. Ritratto d'uomo ), также «Портрет неизвестного моряка» ( итал. Ritratto d'ignoto marinaio ), — картина Антонелло да Мессины . Находится в музее Мандралиска в Чефалу .

История

В. Н. Гращенков в своей работе «Антонелло да Мессина и его портреты» отмечает, что все дошедшие до нас портреты Антонелло относятся к последнему десятилетию его деятельности. «Портрет неизвестного» является самым ранним из них и обычно датируется 1465—1470 годами . В XIX веке он был приобретён бароном Мандралиска на Липарских островах , где якобы использовался в качестве дверцы шкафа в одной из местных аптек . Впоследствии барон преподнёс портрет вместе с остальной своей коллекцией в дар городу Чефалу .

Портрет был атрибутирован как принадлежащий кисти Антонелло в 1899 году . Уже в XIX веке отмечалось, что картина испорчена реставрацией. В 1950—1953 годах была произведена очистка портрета, при которой под позднейшими записями обнаружились значительные повреждения и утраты авторского слоя . До сих пор заметно, что когда-то портрет был обезображен длинными и глубокими царапинами. Существует легенда, согласно которой это сделала дочь владельца аптеки, где находилась картина: ей казалось, что неизвестный на портрете постоянно следит за ней .

Описание

Как портретист Антонелло сложился под влиянием нидерландской живописи, но его работы во многом отличаются от нидерландских. Если на портретах нидерландских художников люди, как правило, предстают меланхоличными, одухотворёнными и подчёркнуто аристократичными, то в портретах Антонелло воплотилось совершенно новое представление о человеке, сложившееся на основе гуманистической философии XV века . Невозможно определить, к какому сословию принадлежат его модели: хотя Антонелло писал представителей знати, их высокое положение никак не показано средствами живописи. В том числе и поэтому картина, обнаруженная на острове, долгое время считалась портретом моряка. Лишь в 1953 году Роберто Лонги заметил, что Антонелло «писал портреты не рыбаков, а баронов»: заказчиком мог быть лишь состоятельный человек .

Как и другие портреты кисти Антонелло, «Портрет неизвестного» поражает жизненностью и правдоподобием. Черты мужчины крупные, тяжёлые; на подбородке и на щеке пробивается щетина; он смотрит искоса и производит впечатление хитрого, самоуверенного и недоброго человека. Однако самое примечательное в портрете — это улыбка. Антонелло был первым живописцем XV столетия, открывшим (задолго до Леонардо ) выразительность улыбки, с помощью которой он стремился преодолеть традиционную скованность и оживить черты своих моделей . Правда, эта улыбка ещё не стала подлинным средством индивидуализации образа: у неё было много общего с безличной архаической улыбкой . Тем не менее самодовольная ухмылка, с которой неизвестный смотрит на зрителя, прекрасно передаёт внутреннюю сущность портретируемого .

Примечания

  1. .
  2. , с. 49.
  3. Gioacchino Barbera. // Antonello Da Messina: Sicily's Renaissance Master. — Metropolitan Museum of Art, 2005. — P. 40.
  4. Francesca Pini. . Corriere della sera (2009). Дата обращения: 7 июля 2018. 4 августа 2013 года.
  5. , с. 157.
  6. , с. 50.
  7. , с. 158.

Литература

  • Гращенков В. Н. Антонелло да Мессина и его портреты. — М. : Искусство, 1981. — С. 49—50.
  • Лазарев В. Н. Старые итальянские мастера. — М. : Искусство, 1972. — С. 142—143.

Ссылки

  • . Дата обращения: 7 июля 2018. Архивировано из 4 марта 2016 года.
Источник —

Same as Портрет неизвестного (картина Антонелло да Мессины)