Скурлатов, Валерий Иванович
- 1 year ago
- 0
- 0
Алексе́й Ива́нович Скурла́тов ( 30 марта 1922 , село Налобиха , Косихинский район , Алтайская губерния — 3 ноября 2013 , село Налобиха, Косихинский район , Алтайский край ) — участник Великой Отечественной войны , разведчик и связист, кавалер двух орденов Красной Звезды и многих других наград. Он послужил прообразом для знаменитого « Алёши » — памятника советским воинам-освободителям в болгарском городе Пловдив , про который также была написана одноимённая песня .
Родился в селе Налобиха Алтайской губернии. По словам Алексея Ивановича, точная дата его рождения неизвестна: мать запомнила только месяц, на который пришлись роды, но точной даты вспомнить не могла и лишь предположительно называла: 30 марта. Однако в сельсовете этой записи о рождении нет, а деревенский фельдшер настаивал на дате 9 августа . На табличке могильного креста написана дата рождения 09 августа 1922 года .
Алексей Иванович добровольцем пошёл на фронт в сентябре 1941 года. Сначала воевал в составе сибирского лыжного батальона, в котором принял свой первый бой у деревни Крюково 5 декабря того же года. Участвовал в боях под Калининым , Ржевом , Вышним Волочком , где был ранен так тяжело, что мать получила похоронку, отправленную по ошибке. Позднее, в бою за село Верёвкино получил тяжёлое ранение и был отправлен в госпиталь, а мать снова получила похоронку . Участвовал в битве на Курской дуге , в боях на Украине, в частности, в Никопольско-Криворожской наступательной операции . В сентябре 1944 года участвовал в Болгарской операции , прокладывал связь от Пловдива до Софии и Чёрного моря . В это время Скурлатов познакомился с болгарским связистом и участником Болгарского Сопротивления Методи Витановым. В мае 1945 года в Пловдиве же они праздновали первый День Победы , и Алексей Иванович танцевал с двумя болгарами на плечах, поскольку отличался большой физической силой .
Вернулся домой в ноябре 1946 года. Работал бригадиром МТС , комбайнёром , слесарем-наладчиком, старшим инженером, мастером моторного участка. В 1982 году с помощью болгарских и советских журналистов Методи Витанов сумел найти Скурлатова, он был приглашён в Болгарию и история о солдате, ставшем памятником получила известность . В 1983 году Скурлатов вышел на пенсию, но затем долгое время работал слесарем на Овчинниковском ремонтном заводе .
В Алтайском крае в 2012 году открыли музей имени А. И. Скурлатова, он появился в школе села Налобиха Косихинского района . В Алтайском крае в 2015 году издали книгу о Скурлатове . В 2013 году сообщалось о том, что книгу о нем собирались издать и в Болгарии , однако неизвестно, было ли реализовано задуманное.
Скончался 3 ноября 2013 года после тяжелой болезни у себя дома в селе Налобиха Алтайского края .
6 ноября Алексея Скурлатова похоронили. Панихида прошла в Доме культуры его родного села . Через год после смерти на могиле Скурлатова был установлен его барельеф .
В 1948 году в Пловдиве решили установить на холме Бунарджик памятник советским воинам-освободителям , а в 1957 году этот памятник был открыт. В облике советского солдата Методи Витанов, передавший в своё время фотографию Алексея скульптору Василу Родославову, узнал своего товарища, после чего написал мелом на гранитном камне постамента по-болгарски «Альоша». Название закрепилось в народе, и с тех пор памятник, который видно почти из любой точки Пловдива, так и называют; этот памятник стал символом города .
В 1962 году в Болгарии, и в Пловдиве в том числе, побывал советский композитор Эдуард Колмановский , который рассказал об этой истории поэту Константину Ваншенкину , которого она вдохновила на написание стихотворения, а Колмановский написал музыку. В 1966 году песня «Алёша» была опубликована и стала так популярна, что до 1989 года была официальным гимном Пловдива .
В 1974 году Методи Витанов решил найти своего товарища и написал об истории памятника в журнал «Огонёк» , обратившись к бывшим связистам военных лет с просьбой помочь отыскать настоящего Алёшу. Алексей Иванович, который тогда работал слесарем в селе Овчинниково , узнал себя в этой заметке, когда её прочитали на заводе, но его товарищи по бригаде ему не поверили. В 1980 году Андрей Усольцев, рабочий этого завода, поехал в санаторий города Белокуриха , где встретился с учителем из Свердловска , Леонидом Голубевым. Когда по телевизору заиграла песня «Алёша», учитель сказал, что давно со школьниками ищет героя этой песни, на что рабочий ему ответил, что работает вместе с фронтовиком, который как раз им себя и считает, но ему никто не верит. Голубев, наоборот, поверил и списался со Скурлатовым, попросил у него фотографию, а затем переслал её в Болгарию. В ответ на эту фотографию Методи написал: «Я нашёл тебя, Алёша!»
В 1982 году Алексей Иванович поехал в Болгарию, где его встречали с почестями, как героя, а в Пловдиве удостоили звания почётного гражданина. «Встречали, как министра какого, — посмеивался Скурлатов. — Площадь вся запружена была людьми, хор пел песню. Сказали, что я — символ дружбы двух народов. Ну символ, так символ» .
Люди в Пловдиве Алексея Ивановича Скурлатова и «его» памятник до сих пор очень чтут, а в конце 1980-х — 1990-е годы успешно препятствовали всем попыткам его снести как символ не освобождения, а «советской оккупации». В 2007 году они пригласили Алексея Ивановича на пятидесятилетие памятника, но он не смог приехать по состоянию здоровья, и приехала его дочь, Нелли Алексеевна .
За годы войны Скурлатов был дважды награждён орденом Красной Звезды. Второй раз — за мужество, проявленное в бою 25 августа 1944 года , когда Алексей Иванович с товарищами защитил от неприятеля советский наблюдательный пункт и командную высоту, лично уничтожив при этом 18 немцев и ещё пятерых взяв в плен. За этот бой он в первый раз получил орден Красной Звезды .
Но ещё до этого, в январе-феврале 1944 года, в ходе Никопольско-Криворожской наступательной операции , находясь в составе 234-го артиллерийского полка 188-й стрелковой дивизии 3-го Украинского фронта в качестве артиллерийского разведчика, он был награждён за храбрость ещё одним орденом Красной Звезды. Вот что написано в наградном листе от 8 февраля 1944 года : «30.01.1944… двигаясь в боевых порядках пехоты и не обращая внимания на артминобстрел, ни на минуту не прекращая наблюдения за противником, своевременно обнаружил его огневые точки. Во время наступления с 30.01.44 по 3.02.44 им были обнаружены артбатарея, станковой и ручной пулемёт противника, которые уничтожили огнём дивизиона. В момент контратаки пехоты и танков противника Скурлатов из своего личного оружия уничтожил двух немецких солдат. Будучи раненым, отказался уйти с поля боя, продолжал ещё интенсивнее вести огонь по врагу» .
За этот бой командование полка решило наградить его орденом Отечественной войны II степени , но командование дивизии решило наградить орденом Красной Звезды. Однако приказ об этом, от 23 февраля 1944 года , затерялся в военной суматохе. Лишь спустя 68 лет, весной 2012 года, Тамара Дмитриенко, журналист алтайского издания « Свободный курс » , работавшая с документами в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации , нашла документ о присвоении ордена без отметки о вручении. Она нашла номер ветерана, позвонила и узнала, что такой награды у фронтовика действительно нет. В конце 2012 года ветерану вручили орден, приезжал даже губернатор Алтайского края Александр Карлин .