Анфимий из Тралл
- 1 year ago
- 0
- 0
Флего́нт из Тралл , также Флего́н из Тралл, Флего́н(т) Тра́лльский, Пу́блий Э́лий Флего́н ( др.-греч. Φλέγων ὁ Τραλλιανός , лат. Publius Aelius Phlegon ) — древнегреческий историк и парадоксограф II века.
О биографии Флегонта сохранились лишь отрывочные сведения. Он происходил из малоазиатских Тралл (современный Айдын , Турция ) и, по свидетельству Фотия и других источников , был вольноотпущенником императора Адриана . В соответствии с римской традицией освобождаемый раб брал преномен и номен освободившего его хозяина , поэтому на латыни полное имя писателя звучало как Публий Элий Флегон . В произведениях Флегонта постоянно проскальзывают указания на его близость ко двору, а свои «Олимпиады» он посвятил некоему придворному по имени Алкивиад . Биограф Адриана Элий Спартиан передаёт слух о том, что император так жаждал громкой славы, что книги о собственной жизни , написанные им самим, отдавал своим образованным вольноотпущенникам (и среди них Флегонту), для того чтобы они издали их от своего имени . Судя по датировкам Олимпийских игр в его труде, Флегонт дожил как минимум до конца правления Адриана или даже пережил его .
Флегонту принадлежит несколько произведений, из которых наиболее заметными являются «Удивительные истории» ( др.-греч. Περὶ θαυμασίων ), представляющие собой компиляцию невероятных случаев и фактов. Как правило, удивительные события происходят в обстановке повседневной жизни, без вмешательства сверхъестественных сил, но при этом допускается наличие привидений, оборотней, знамений и пророчеств. Общее представление о характере сочинения Флегонта может дать перечень затрагиваемых тем: посещение призраком умершей девушки родительского дома, появление на свет младенца с головой древнеегипетского бога Анубиса , поимка кентавра , рождение ребёнка семилетней девочкой, обнаружение останков великанов. Исследователи относят «Удивительные истории» к литературному жанру парадоксографии, получившему широкое распространение на рубеже классической эпохи и эллинистического времени .
В Суде помимо «Удивительных историй» перечислены и другие компиляции, принадлежащие Флегонту: «Описание Сицилии» ( др.-греч. Ἔκφρασις Σικελίας ), «Римские праздники» в 3 книгах ( др.-греч. Περὶ τῶν παρὰ Ρωμαίοις ἑορτῶν βιβλία γ´ ), «Топография Рима» ( др.-греч. Περὶ τῶν ἐν Ῥώμῃ τόπων καὶ ὧν ἐπικέκληνται ὀνομάτων ), «О долгожителях» ( др.-греч. Περὶ μακροβίων ) и «Олимпиады» ( др.-греч. Ολυμπιάδες ); из них сохранились лишь две последних, причём «Олимпиады» — в незначительных фрагментах. Если доверять свидетельству Суды, то «Удивительные истории» и «О долгожителях» представляют собой части одного произведения, поскольку, по словам византийского лексикографа, Флегонт является автором компиляции «О долгожителях и удивительные истории» ( др.-греч. Περὶ μακροβίων καὶ θαυμασίων ); единственный список X века, содержащий оба произведения, заканчивается следующей фразой: «Об удивительных историях и о долгожителях Флегонта Тралльского, отпущенника императора». Таким образом, оба источника считают компиляции Флегонта частями одного произведения, хотя в дошедшем до нас виде компиляции не оставляют впечатления, что их следует относить к одному и тому же сочинению .
Сочинение «О долгожителях» посвящено в основном перечню лиц с продолжительным сроком жизни, сведения о которых Флегонт почерпнул в таких разнородных источниках, как цензовые списки граждан , курьёзные жизнеописания, наполненные анекдотами, а также пророчества Сивилл . Автор начинает свой список с людей, достигших 100-летнего возраста, затем переходит к тем, кто прожил более 100 лет и, наконец, более 150 лет; в завершение всего он рассказывает о некоей пророчице-Сивилле, прожившей, по его подсчётам, около 1000 лет. Текст произведения дошёл до нас в плохой сохранности, в нём имеются очевидные лакуны. В сочинениях «О долгожителях» и «Удивительные истории» Флегонт не ставит перед собой задачи доискаться причин необычных явлений, равно как и дать им какое-либо объяснение. Сообщаемые сведения воспринимаются им некритически: для него в равной степени надёжны свидетельства цензовых списков граждан и пророчества Сивилл .
От «Олимпиад» Флегонта сохранилась лишь небольшие фрагменты, по содержанию которых, однако, можно составить общее представление о замысле и объёме всего произведения (в первоначальном виде оно состояло из 16 книг, более сжатый вариант — из 8 книг и, наконец, эпитома из 2 книг). Сочинение предварял очерк об истории учреждения Олимпийских игр , а затем следовали таблицы, основанные на счислении по олимпиадам , с даты первого года первой олимпиады в 776 году до н. э. и вплоть до 229-й олимпиады в 137—140 годах. Для каждой из олимпиад Флегонт приводит список олимпийских победителей и виды состязаний, в которых те одержали победу; список олимпиоников включал и замечания Флегонта по поводу тех или иных исторических и политических событий в этот период, упоминания о природных катастрофах, божественных знамениях, рождении знаменитых людей, войнах. Фотий, познакомившийся в IX веке с первыми пятью книгами «Олимпиад», отмечал погрешности стиля Флегонта из Тралл и обвинял его в приверженности к оракулам . Тем не менее, в позднее время «Олимпиады» часто цитировались и считались одним из наиболее авторитетных произведений. Например, Евсевий Кесарийский в «Хронике» (начало IV века), называет Флегонта «выдающимся счислителем олимпиад», а Гиерон включил его имя в список «учёнейших мужей» .
Флегонту принадлежит не дошедшее до нас, но многократно упоминавшееся в христианской апологетике свидетельство о событиях, сопровождавших распятие Иисуса Христа . Как известно, евангелисты сообщают о том, что «в шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого» ( Мф. , Мк. , Лк. ). Матфей добавляет, что сопровождалась землетрясением («и земля потряслась; и камни расселись»; Мф. ). С давних пор предпринимались попытки найти отражение этих происшествий в источниках. Начиная с Юлия Африкана , Оригена и Евсевия Кесарийского христианские писатели придавали исключительное значение их упоминанию у Флегонта, который свидетельствует о затмении солнца и сильнейшем землетрясении в Вифинии , произошедшем около 32—33 годов н. э. Хотя этот фрагмент из сочинения Флегонта упоминается только христианскими писателями, современным исследователям он представляется подлинным. То, что эпицентром землетрясения названа местность в Малой Азии, достаточно удалённая от Палестины , говорит в пользу нехристианского происхождения этого сообщения. Если бы имел место проевангельский вымысел, то эта цитата обладала бы рядом характерных особенностей, присущих христианской апокрифической литературе, например, заметной зависимостью от евангельской фразеологии, а также наверняка бы обозначила эпицентром землетрясения Иерусалим .
Однако кое-что в сообщении Флегона, как его приводят христианские авторы, всё же вызывает подозрение. Например, указание на шестой час солнечного затмения, напоминающее соответствующие евангельские сообщения. Мог ли Флегон знать Евангелия ? Он родился в Малой Азии, в Траллах, где с конца I века имелась христианская община со своим епископом . Поэтому возможность того, что Флегон пользовался христианскими преданиями, полностью исключить нельзя, хотя это маловероятно. Этот придворный историк целиком следовал религиозной политике императора Адриана, который относился к христианам презрительно-враждебно. Характерно замечание Оригена, что Флегон свидетельствует за Христа против своего желания. Тем меньше у Флегона было оснований воспроизводить детали евангельской истории, даже если он её и знал. Поэтому указание на шестой час солнечного затмения в сообщении Флегона следует расценивать как позднейшее христианское добавление. Также отмечается, что по астрономическим законам солнечное затмение не может произойти в полнолуние , когда 14 нисана празднуется иудейская Пасха . Позднейшие христианские авторы объясняли наступившую во время распятия тьму как чудо , совершившееся против законов природы .