Interested Article - Нежность (фильм, 1967)

«Нежность» — художественный фильм, снятый в 1966 году на киностудии Узбекфильм режиссёром Эльёром Ишмухамедовым . Фильм вышел на киноэкраны 1 августа 1967 года . Сюжет дипломной работы 24-летнего режиссёра построен вокруг темы взросления, юности, первой любви и первых проблем.

Фильм положил начало содружеству режиссёра Эльера Ишмухамедова и сценариста Одельши Агишева .

Сюжет

Действие фильма происходит в Ташкенте . Композиционно картина состоит из трёх новелл о молодых людях, связанных родственными, дружескими и любовными отношениями.

Первая новелла, «Санжар», названа по имени главного действующего лица. Купаясь в реке, Санжар встречает на берегу Лену и в нём вспыхивает чувство любви, хотя герой понимает, что оно останется безответным. Лена упоминает Андрея, своего друга детства, который только что улетел, а позже Санжар встречает Лену с Тимуром.

Действие новеллы «Лена» происходит во время путешествия Лены и Тимура с компанией друзей за городом. Они навещают бабушку одного из друзей и гуляют по живописным окрестностям. Хотя Лена и Тимур любят друг друга, между ними есть напряжение, и на вопрос Тимура о том, что бы она ответила, если бы он сделал ей предложение, Лена отвечает «нет». В разговоре снова вспоминается Андрей — мальчик, с которым Лена подружилась в детстве, когда она была эвакуирована из Ленинграда . Тимур также знакомится со старшеклассницей Мамурой, которой он пересказывает сюжет рассказа Анри Барбюса «Нежность». Он приглашает Мамуру осенью на карнавал в городе.

Последняя новелла, «Мамура», — о девушке, влюблённой в Тимура. В дни карнавала она приезжает к Тимуру, но видит его расстроенным. Он рассказывает ей, что Лена недавно погибла, взяв в руки оголённый электрический провод, чтобы спасти мальчика. Мамура уходит, и идя по улицам города, на которых происходит карнавал, не может сдержать слёз — ей жалко Лену, жалко Тимура и жалко себя… Там же она встречает Санжара, который ещё не знает о смерти Лены и утешает плачущую Мамуру. Для них жизнь продолжается, а фильм заканчивается салютом в честь всех влюблённых.

В ролях

Создание

Будущая дипломная работа выпускника ВГИКа Эльера Ишмухамедова планировалась как короткометражная. Студия «Узбекфильм» собиралась запустить две новеллы, вторую должен был снимать другой выпускник, Дамир Салимов . После совместной доработки сценарий, посвященный судьбам нескольких молодых людей, жителей Ташкента, вырос до трёх новелл и режиссёром остался Ишмухамедов. Тем не менее 31 декабря 1965 года фильм был подписан в производство как короткометражный .

В январе 1966 года съёмочная группа выехала в Ташкент на поиск натуры. Начался подбор актёров. На роль Тимура Эльёр выбрал своего сокурсника по ВГИКу Родиона Нахапетова. После сложных поисков на роль Лены утвердили Марию Стерникову, выпускницу Школы-студии МХАТ , известную по фильму «Мимо окон идут поезда». В картине оказались заняты непрофессиональные актёры. На роль Санджара взяли старшеклассника одной из ташкентских школ Ровшана Агзамова .

Едва начавшись, съёмки картины были прерваны ташкентским землетрясением , произошедшим 26 апреля 1966 года. Практически вся натура ( старый город Ташкента) оказалась разрушена. В город были введены войска и установлен комендантский час. Не было возможности привлечь массовку, оказались разрушены построенные декорации. В результате концепцию картины пришлось полностью пересмотреть, в большей мере импровизировать, включить в видеоряд значительный объём документальной съёмки. Использовался приём скрытой камеры. Так оказалась снята вся первая новелла и часть второй. В результате встал вопрос о расширении фильма до полнометражного. Ишмухамедов выехал в Москву и после демонстрации готового материала в Госкино получил одобрение на съёмку полнометражной версии . Фильм вышел на экраны 31 июля 1967 года .

Критика и значение

Дебют молодого режиссёра получил позитивные оценки критики. Рецензент дипломной работы Георгий Данелия отметил эстетику и художественный вкус, актёрскую игру, своеобразную пластику фильма: походку, мимику и жесты героев. Он же отметил не совсем удачно подобранный ритм картины и местами чрезмерное увлечение музыкальной составляющей. Специалисты высоко оценили мастерство оператора картины Фатхуллина, хотя сам режиссёр отмечал, что творческого контакта у них так и не состоялось и часть картины снимал второй оператор .

В картине заметно влияние мэтров итальянского неореализма и французской новой волны . Манера отражать основной конфликт картины, столкновение героев не на работе, а в пространстве досуга: на улице, на пляже, в транспорте — дань стилю Микеланджело Антониони . Финальная сцена карнавала, плачущая героиня — реверанс в сторону знаменитой картины Федерико Феллини «Ночи Кабирии» .

Настроение «оттепели» заметно в свободном движении камеры, вольном обращении с мизансценой, уличном языке героев. Главная героиня Лена — антигерой, что совершенно нехарактерно для советских фильмов . Как отметил Кирилл Разлогов , сам лирически-непритязательный тон картины уводил зрителя от канонов соцреализма . Сергей Кудрявцев в своей рецензии отметил точно переданный дух 1960-х и назвал Тимура в исполнении Родиона Нахапетова героем нашего времени. Картина заняла достойное место в ряду кинематографа оттепели . Эльёр Ишмухамедов, наряду с Толомушем Океевым и Шакеном Аймановым , открыл своего рода «новую волну» среднеазиатского кинематографа в середине и конце 1960-х .

Песни

Примечания

  1. Советские художественные фильмы. 1966-1967. Аннотированный каталог / Госфильмофонд . М.: Нивы России, 1995. С. 71. ISBN 5-88289-005-5
  2. .
  3. Санжар Якубов. (англ.) . gazeta (31 июля 2017). Дата обращения: 8 июля 2018. 8 июля 2018 года.
  4. Николай Ирин. (англ.) . portal-kultura (27 июля 2017). Дата обращения: 8 июля 2018. 8 июля 2018 года.
  5. Эльдар Юлдашев. (англ.) . cyberleninka (8 июля 2018). Дата обращения: 8 июля 2018.
  6. , с. 177.
  7. , с. 118.
  8. , с. 17.

Литература

  • под ред Виктории Левитовой и Юлии Зайцевой. // Киноведческие записки. — 2004. — № 68 . — С. 1 .
  • Michael Rouland, Gulnara Abikeyeva, Birgit Beumers. . — I.B.Tauris, 2013. — С. 10. — 272 с. — ISBN 9781845119010 .
  • Кирилл Разлогов. . — Litres, 2018. — С. 11. — ISBN 9785457677784 .
  • Сергей Кудрявцев. . — Дубль-Д, 1998. — С. 12. — 492 с.

Ссылки

Источник —

Same as Нежность (фильм, 1967)