Дама, пишущая письмо
- 1 year ago
- 0
- 0
«Дама, пишущая письмо, со своей служанкой» — картина нидерландского художника Яна Вермеера , написанная в 1670—1671 годах. На картине изображена женщина со своей горничной, предположительно выступающей посредницей в её переписке с любовником. Работа считается предваряющей последний период Вермеера 1670-х годов, когда его живопись стала отличаться большей сдержанностью и сухостью.
«Дама, пишущая письмо, со своей служанкой» является первым примером экспериментов Вермеера с центробежной композицией, в которой фокус смещён в сторону от центра , и его третьей картиной на данную тему, где действие и динамика сосредоточены не на одном персонаже . Горничная, стоящая в центре картины со скрещёнными руками, эмоционально отстранена от своей хозяйки, так же безучастной к её присутствию . Её взгляд в окно выдаёт отвлечённость на свои мысли, скрытое беспокойство и нетерпение в ожидании поручения . Сам факт присутствия горничной при столь личном занятии может указывать на то, что она является доверенным лицом хозяйки, но, судя по её взгляду и улыбке, настоящей близости между двумя женщинами нет .
Картина содержит много типичных для живописи Вермеера элементов, таких как стремление к передаче идеальной перспективы интерьера , детальное изображение линий одежды, оконной рамы, фоновой стены, плиточного пола. На её создание художника могла вдохновить схожая по духу картина Герарда Терборха «Женщина, запечатывающая письмо» . Холст для полотна с высокой степенью достоверности был отрезан с того же рулона, что и для картины « Женщина с лютней » .
Как и на многих других работах Вермеера, в произведении присутствует «картина в картине». На ней изображена сцена нахождения младенца Моисея дочерью фараона; искусствоведы атрибутируют её английскому художнику Питеру Лели (интересно, что она также присутствует на более ранней картине Вермеера « Астроном »). Возможно, она заключает в себе намёк либо на скорое рождение ребёнка , либо на существование незаконнорождённого . Как бы то ни было, для современников Вермеера сам факт написания женщиной любовного письма подразумевал совершённое ею прелюбодеяние .
Среди прочих деталей обращают на себя внимание лежащие на полу предметы: палочка сургуча, красная печать и скомканная страница. Это может быть смятое и брошенное письмо, ранее полученное женщиной, либо черновик её собственного ответа. Высказывалось также предположение, что предмет может быть не просто листком бумаги, а маленькой книгой — письмовником, содержавшим образцы разного рода писем. В таком случае можно предположить, что дама отбросила его, не найдя в нём ничего подходящего, и теперь пишет собственными словами, выражая собственные эмоции .
Картина была украдена 27 апреля 1974 года вместе с работами Гойи , Рубенса и Гейнсборо из поместья Рассборо-Хаус баронета Альфреда Бейта вооружёнными членами ИРА под предводительством Роуз Дугдейл . Полотна, вырезанные из рам отвёртками , были обнаружены 8 дней спустя в графстве Корк . Второе похищение состоялось в 1986 году бандой под руководством дублинского гангстера Мартина Кэхилла , потребовавшего за картину выкуп в 20 миллионов фунтов стерлингов . В августе 1993 года она была возвращена во время попытки обмена в антверпенском аэропорту, оказавшейся спецоперацией, проведённой ирландской полицией под прикрытием. Ещё до возвращения картина заочно была передана в дар Национальной галерее Ирландии , где и хранится по сей день .