Interested Article - Царинные песни

Ца́ринные пе́сни ( русин. ца́рина — « околица , поле за селом» ; от молд. царинэ, t̨arină — «пашня» , «нива» ) — народные песни , которые пели русины на Лемковщине и Бойковщине во время обхода полей на Троицу или в день, когда начинало колоситься жито . Своей эстетикой связаны с колядками и волочёбными песнями , а некоторые мотивы напоминают южнославянские обрядовые песни .

Описание

Царинные обряды выполняли обережные функции для сёл, полей, пасек, водоёмов, хозяйств, домов. По способу исполнения они подобны ритуалам вождения тополя ( куста ). Эти обряды совершались с целью предохранить от природных стихий, бедствий, эпидемий и сопровождались царинными песнями. Тексты царинных песен почти не сохранились, по словам Ф. Колессы , они «носят характер молитв за урожай и охрану полей перед злыми ветрами и тучами... а кое-где подобны колядкам...» :

Вийди, виглянь, сонечко , усміхнись!
Виглянь, виглянь, сонечко, усміхнись!
Наше зело-житечко колосись!
Наливайся житечко, колосись.

Такие заговоры исполнялись до восхода солнца. Люди — участники царинных процессий — протягивали руки к востоку, распевая эту песню много раз подряд пока не взойдёт солнце.

В обходах полей, которые, как правило, осуществлялись рано утром, могли принимать участие все — и взрослые, и дети. подробно описывает такой поход «на жито»: «Поход представлял изумительную картину. Все празднично одеты; мальчики и девочки в венках на голове из живых полевых цветов с колосками жита; взрослые девушки в венках из барвинка с дополнением полевых цветов и колосьев, ребята в гирляндах через плечо из колосьев жита молодого и спелого прошлогоднего; женщины и мужчины ряженые и в масках. Мужчины с бубнами, свирелями, цимбалами и пр., женщины почти все украшены полевыми цветами. В некоторых местностях во время этого шествие брали и козу, убранную в зелень-цветы и колосья… Во время вступления „на нивы“ дети и взрослые поднимали невероятный галдёж: дети стучали в колотушки и звонили, музыканты играли, девушки и парни пели — это знаменовало „изгнания злых сил из жита“… Все участники пели магические песни… во время обхода молодёжь, а также уже женатые мужчины и женщины, в частности ряженые и в масках — танцевали, скакали, шутили, оббегали межами и суловками поля, ловя друг друга...» . Потом поля обрызгивали водой или молоком, накрывали поляну и принимали жертвенную пищу.

В XIX веке царинные песни заменились на церковное освящение посевов .

У русских местами также существовали схожие обряды на Троицу «чтоб урожай был хороший»: были ряженые, а из прошлогодней соломы делали шута — чучело, которое сжигали в конце праздника .

См. также

Примечания

  1. , с. 121.
  2. .
  3. , с. 290.
  4. , с. 303.
  5. .
  6. , с. 449.
  7. , с. 158.
  8. , с. 389–390.
  9. , с. 143.
  10. .

Литература

  • // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1882. — Т. 4.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1901. — Т. XXXIIIa.
  • Десницкая А. В. Сравнительное языкознание и история языков. — Л. : Наука, 1984. — 350 с.
  • // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва , под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс , 1987. — Т. IV : Т — Ящур. — С. 290.
  • Чичеров B. И. // Советская этнография. №2, 1948. — М. : Издательство Академии наук СССР, 1948. — С. 105—129 .
  • Украинцы. Историко-этнографический очерк традиционно-бытовой культуры / Материалы к серии «Народы и культуры». Вып. IX. Кн. I. — М. : Наука, 1992. — 170 с.
  • . Культура.РФ.
  • . Кн. ІІ]. — К. : Обереги, 1994. — 528 с. (укр.)
  • Конопка В. // Народознавчі Зошити. — № 3 (111), 2013. — Львів: Издательство Академии наук СССР, 2013. — С. 447—455 . — ISSN . (укр.)
  • // Українська усна народна творчість. Навчальний посібник / склад. Лановик М. Б., Лановик З. Б.. — К. : Знання-Прес, 2006. — С. 155—158. — 591 с. (укр.)
  • Сокіл Г. Царинні пісні в контексті ритуального обходу полів // Народознавчі зошити. — № 3, 2000. — С.535—541. (укр.)

Ссылки

  • .
Источник —

Same as Царинные песни