Арати
(аарати, арти, аратхи, артхи, арадхана,
санскрит
: आरती,
IAST
:
āratī
) — в
индуизме
огненный
ритуал
почитания
божества
, уважаемой личности или священного предмета, в ходе которого объект поклонения освещается зажжённым
светильником
. Содержание ритуала, проводимого в храмах, на дому или в святом месте, состоит в том, что объект освещается под звуки
шанкхи
,
колокольчиков
и чтение
мантры
или пение
гимна
.
Ритуал проводится рано утром, когда божество «пробуждается» или вечером во время сумерек, когда оно «ложится спать». В большинстве случаев арати исполняется в завершение храмовой или домашней
пуджи
.
Содержание
Ритуальные принадлежности
Светильник, в котором горит огонь, изготовлен из металла, —
меди
, толстой жаростойкой
латуни
,
бронзы
или
серебра
, — и реже из
глины
. Фитили изготовляются из
ваты
и окунаются в топлёное масло «
гхи
». Число фитилей может различаться, однако всегда является нечётным. Вместо масляных фитилей часто используют
камфору
, кусочек которой горит от нескольких секунд до минут. Светильник принимает различные формы: простая плоская ложка на длинной ручке, чаша или несколько чаш на подставке. Он может также иметь форму цветка
лотоса
,
чакры
(для
пуджи
Сударшане
или
Муругану
) или рыбы (для
Вишну
), декорироваться фигуркой
ваханы
(
Нанди
или
Гаруды
)
. Вместе со светильником на арати предлагаются
благовония
и
цветы
. Во время арати в храме звонят в колокол, а дома — колокольчиком.
Брахманы
дуют в священные раковины
шанкхи
. Светильник и другие подношения предлагаются как на особом металлическом подносе, называемом «арати-тали», так и без него. Для арати женщины могут одеваться в яркое праздничное
сари
, которое так и называют: «арати сари»
.
Светильники для арати
Арати-тали: тарелка с несколькими огнями
Многоярусный светильник
Тяжёлые светильники, приготовленные для арати в честь
Ганги
Светильники для домашнего арати
Огненный обряд
В индуизм традиция проведения арати пришла от
ведийских
огненных жертвоприношений
. Обряд символизирует взаимодействие пяти природных элементов: пространства, ветра, огня, воды и земли. Арати проводится от одного до несколько раз в день и непременно завершает
пуджу
(в Южной Индии) или
бхаджаны
(в Северной Индии). Ответственный за пуджу или
пуджари
круговыми движениями предлагает зажжённый светильник объекту поклонения. Он совершает светильником круговые движения перед лицом или объектом поклонения, читает мантру или поёт гимн арати. Движения делаются по часовой стрелке, что символизирует путь
солнца
от восхода до заката. Светильник держится правой рукой, в знак уважения левая рука придерживает локоть правой руки. Тяжёлые светильники удерживаются обеими руками. Считается, что во время арати огонь освящается, то есть приобретает божественную силу. После исполнения гимна
пуджари
обводит зажжённым светильником всех присутствующих. Они освящаются от светильника: проводят руками над огнём, а затем приближают их к глазам и лбу. Считается, что таким образом участники ритуала получают божественное благословение
.
Исполнение арати сопровождается пением одноимённого гимна. Он восхваляет божество, которому проводится ритуал. У каждой традиций индуизма есть собственная версия текста гимна. Наиболее популярным является гимн «Ом Джей Джагадиша Харе» (
Om Jai Jagdish Hare
), известный как «универсальный» гимн арати. Гимн известен с XIX века, а его слова приписываются ученику
Рамакришны
(1854—1934), а также «отцу» современной пенджабской прозы
(1837—1881). Его вариации используются в ритуалах популярных божеств: «Ом Джай Шив Омкара» (
Шиве
), «Ом Джай Лакшми мата» (
Лакшми
), «Ом Джай Амбе гаури» (
Дурге
), «Ом Джай Сарасвати мата» (
Сарасвати
), «Ом Джай Ганге мата» (реке
Ганге
), «Ом Джай Туласи мата» (растению и богине
Туласи
), «Ом Джай Сурья Бхагаван» (солнечному богу
Сурье
) и других
.
(неопр.)
.
GIRI
(2018). Дата обращения: 20 октября 2018.
20 октября 2018 года.
Introduction: Material Objects of Worship in the Lived Religions of South Asia
//
/ Jacobsen K., Aktor M. and Myrvold K. (eds.). — Abingdon, Oxon; New York: Routledge, 2015.
20 октября 2018 года.
↑
Kapur K.
Hindu Dharma: A Teaching Guide. — Bloomington: Xlibris Corporation, 2013. — P. 77.