Виктор Вавич
- 1 year ago
- 0
- 0
Михаи́л Ива́нович Ва́вич ( 1876 , Одесса , Российская империя — 5 октября 1930 , Голливуд , Калифорния , США ) — русский артист черногорского происхождения, артист оперетты ( бас ), популярный исполнитель романсов , киноактёр немого кино России и США. В конце 1920-х годов получил широкую известность как голливудский актёр второго плана .
Родился в Одессе , в дворянской семье выходцев из Черногории .
В 1905 — 1918 годах Михаил Вавич выступал в петербургских театрах « Буфф », « Палас », в Москве в театрах Я. В. Щукина , , И. С. Зона . По мнению критиков и публики, Вавич обладал ярким сценическим дарованием и имел красивый, от природы поставленный голос .
Большую роль в сценической биографии певца сыграла встреча с петербургским меценатом , владельцем частной оперетты в « саду Буфф ». Впервые на сцене в Санкт-Петербурге Михаил Вавич выступил в 1905 году в составе труппы под руководством А. А. Брянского в частной оперетте П. В. Тумпакова .
Стал заметен и выдвинулся на первые роли после исполнения роли виконта Каскада на премьере оперетты « Весёлая вдова » Франца Легара , в театре «Буфф» на открытии зимнего сезона в октябре 1906 года . В оригинальной версии оперетты Ф. Легара партия виконта Каскада весьма небольшая и, в основном, представляет собой набор комических куплетов. Для своей постановки режиссёр Брянский использовал вставной номер «Качели» (музыка В. Холлендера ), на основе увиденной им однажды оригинальной программы в берлинском театре-варьете « » . Для этого номера на театральной сцене разместили конструкцию качелей, довольно внушительных размеров на которых раскачивался целый букет артисток оперетты, пролетая при этом над первыми рядами. А рядом стоял молодой певец Михаил Вавич, уже знакомый петербургской публике, и мелодично напевал песенку про качели: «Тихо и плавно качаясь…» . Зрителям этот номер особенно запомнился и имел триумфальный успех, а в впоследствии был растиражирован всеми российскими опереточными театрами. Уже через месяц можно было приобрести ноты «Качелей» с портретом Михаила Вавича , вскоре были выпущены и записи на грампластинках .
В первые годы артист получил лучшие роли почти во всех основных постановках труппы театра «Буфф». Одновременно началась активная концертная деятельность, выступления на эстраде обеих столиц и гастроли по стране. Новая ступень успеха пришла к Вавичу после выступления в оперетте Валентинова «Ночь любви» — и снова, благодаря вставному номеру. По ходу действия он взял в руки гитару и спел « Очи чёрные ». Успех превзошёл все ожидания. Пластинки и ноты с записью этого романса пользовались большой популярностью по всей России. :130-131
Начиная с сезона 1908/1909 г. Михаил Вавич стал актёром труппы московского театра «Эрмитаж» . Получив признание московской публики в своих коронных опереточных ролях, Вавич раскрывает и новые грани своего таланта. Особенно большой популярностью пользовались сатирические музыкальные обозрения на злобу дня, которые регулярно шли в театре «Эрмитаж». Одно из них под названием «Москва ночью», в котором А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь сходили с пьедесталов своих памятников и отправлялись осматривать ночную столицу, что превращалось в целый набор искромётных сатирических сценок. Пушкина великолепно играл Михаил Вавич, Гоголя — Николай Монахов, оба были превосходно загримированы .
В то же время в Петербурге Вавич познакомился и близко сошёлся с Юрием Морфесси , популярным исполнителем русских и цыганских романсов . Вскоре Вавич и Морфесси стали регулярно давать совместные концерты. Они выходили на сцену как братья-близнецы, одетые стилизованным образом: в одинаковых плисовых шароварах, высоких сапогах и поддёвках , а затем и пели почти в одной манере, копируя цыганскую интонацию «со слезой» и надрывом. Среди эстрадной публики в шутку говорили: «Родились в Одессе — Вавич и Морфе́сси» . Проникнувшись новым сценическим образом, Вавич сочинил романс в цыганском духе имевший большой успех — « » . Запись романса неоднократно выпускалась на грампластинках до 1917 года (и даже позже во времена НЭПа ) . Впрочем, этот романс так и остался единственной известной вещью его собственного сочинения. По свидетельству любителей концертного репертуара певца, особенно сильно Вавичу удавался романс «Время изменится» на слова и музыку Бориса Борисова , популярного артиста театра Корша . :131
Едва ли не самым расхожим шлягером почти на полтора десятка лет стал романс Михаила Штейнберга « » в исполнении Вавича. Этот романс тогда уже использовали в своём репертуаре известные представительницы жанра Раиса Раисова и Наталья Тамара . Но российское отделение фирмы «Граммофон» не прогадало, выпустив в 1906 году в Петербурге пластинки с записью Михаила Вавича . Интерпретация Вавича имела все признаки « жестокого жанра », он исполнял романс в сентиментальном духе со всхлипываниями и рыданиями. Успех был оглушительным. Запись этого романса постоянно переиздавалась на пластинках многотысячными тиражами.
Помимо работы на театральной и концертной сцене Михаил Вавич начинает сниматься в кино. В период до 1917 года — на студии Ханжонкова и ряде других. Большинство из отечественных кинокартин с его участием утрачено. Единственный сохранившийся немой фильм — это « Цыганские романсы », попытка экранизации отрывков из пользовавшейся большой популярностью в 1900-1910-е годы оперетты-мозаики «Цыганские песни в лицах» Николая Северского .
В 1914 году Михаил Вавич женился на Татьяне Павловой — драматической актрисе, работавшей в театре Суходольских , открытом в 1914 году в московском саду «Эрмитаж». В том же году Павлова сыграла свою первую кинороль в немом фильме «Человек — не дерево» (1914, режиссер А. Гарин , фильм не сохранился) . В дальнейшем, уже как актёрский дуэт, Михаил Вавич и Татьяна Павлова сыграли в целом ряде отечественных и зарубежных кинофильмов.
Так, в конце 1915 года молодой режиссёр снял игровой кинофильм (на основе одноименного романса) «Вот, что наделали песни твои!». Михаил Вавич сыграл в нём главную роль, вместе со своей супругой, Татьяной Павловой. По своему стилю кинокартина была выдержана в таком же « жестоком » стиле, как и романс, исполнявшийся Вавичем с рыданиями, надрывом и слезой в голосе. Кинолента считается утраченной.
В 1916 году на экраны выходит эффектная драма из жизни полусвета «Если хочешь цепей и насилий, то полюби», в главных ролях — Вавич (Глинский, молодой прожигатель жизни), Т. Павлова (Елена Простова). В том же году Вавич снялся в киноленте «О, как убийственно мы любим» совместно с Т. Павловой и с Ю. Морфесси .
События 1917 года сначала заставили Вавича прекратить свои выступления в театрах и на эстрадах Петербурга и Москвы, а затем и вовсе покинуть Россию. В начале 1918 года, спасаясь от голода и террора, большая группа артистов во главе с Вавичем и Кавецкой выехала на Украину, где была возможность выступать в разных театрах и . Затем гастроли импровизированной антрепризы постепенно переместились в Европу, долгое время продолжаясь в Польше, Румынии, Австрии, Германии, Франции и в других странах. В этот период Михаил Вавич возобновил выступления с сольными концертами, исполняя романсы и арии из оперетт. В первые годы эмиграции успел сняться вместе с Татьяной Павловой в итальянской кинокартине « » (1920) .
Вавич был приглашён в труппу театра-кабаре « Летучая мышь » под руководством Никиты Балиева . Театр с успехом гастролировал по Европе и Америке. Выступая в программе театра « La Chauve-Souris » в Париже (на сцене ), Вавич исполнял инсценировку романса «Черные гусары». Затем были гастроли театра по Испании. Осенью 1921 года труппа Н. Балиева выступала в Лондоне (на сцене ). А затем, в Нью-Йорке, в течение сезонов 1922-1923 гг., в пользовавшемся шумным успехом ревю « La Chauve-Souris » на Бродвее . После чего гастроли продолжились на западном побережье США — Голливуд, Лос-Анджелес.
В середине 1920-х Михаил Вавич решил прекратить кочевую жизнь и окончательно перебрался в США . Жил и работал в Лос-Анджелесе . Периодически выступал в оперетте. С 1925 года начал сниматься в Голливуде, дебютировав в комедии «Лебедь» (1925), в роли полковника Вундерлиха. Вавич чаще всего играл гангстеров, карточных шулеров и других отрицательных персонажей. Именно в этом амплуа он добился успеха как исполнитель ролей второго плана в Голливуде (например, в известной картине режиссёра Льюиса Майлстоуна « Два аравийских рыцаря »).
Но были не только успешные проекты. Так, например, одна из картин с Вавичем — ныне полностью забытая романтическая драма о судьбе эмигрантки « польского происхождения Полы Негри , была встречена зрителями довольно прохладно, не получив достаточно положительных оценок американской кинокритики .
» (1926) (режиссер Дмитрий Буховецкий), с участием актрисыВ следующем 1927 году, выходит целая серия фильмов с участием Вавича, которые позволили ему сделать новый шаг к широкой популярности. Михаил Вавич становится довольно заметен среди звезд Голливуда того времени. Особенно после большого успеха кинокартины « » (1927), также с Полой Негри в главной роли.
Вавич был настоящим любимцем русского Голливуда. В 1929 году создал и возглавил в Лос-Анджелесе «Русский клуб». Активно участвовал в жизни местного русского православного прихода. На его пожертвования были приобретены иконостас и кресты на купол при строительстве и обустройстве храма .
Михаил Вавич скоропостижно скончался от сердечного приступа 5 октября 1930 года за рулём своего автомобиля, на бульваре Сансет в Голливуде. Рядом с Вавичем на пассажирском сидении находился композитор Дмитрий Тёмкин , близкий друг актёра . Ранее, в этот же день, они совместно работали над материалами к фильму « » (1931) . Кинокартина вышла в прокат 27 января 1931 года и пользовалась большим успехом. Роль, которую готовился исполнить Михаил Вавич сыграл уже другой актёр .
Отец артиста князь [ уточнить ] Иван Вавич вместе со своей супругой Марией вынужден был эмигрировать из Черногории в Россию в поисках «лучшей жизни» вскоре после окончания балканской кампании . Поселившись в Одессе, на юге, чтобы чувствовать себя не слишком далеко от родины. В семье было пятеро детей: две дочери (Валентина и Варвара) и три сына (Григорий, Михаил и Николай). Варвара спустя двадцать лет переехала в Ригу , где вышла замуж за актёра Русской драмы Долохова. Григорий, старший брат, сначала занимался предпринимательством, а затем поступил на дипломатическую службу. :129
С 1914 года Михаил Вавич женат на драматической актрисе Татьяне Павловой . Семейная жизнь Вавича продлилась немногим более года [ уточнить ] . Его жена обладала таким же, как Вавич, ветреным и легкомысленным нравом (по мнению актёра Мамонта Дальского ). «Она до сих пор не верит, что мы вместе и живём как муж с женой, — говорил Вавич. — В сущности, она готова ежедневно опровергать самого меня в этой уверенности...». :132
С целью повидать своих друзей и родственников Вавич в последний раз побывал в Европе летом 1929 года. Проездом на несколько часов он посетил свою сестру Варвару, жившую с семьёй в Риге . Затем отправился в Таллин , чтобы повидать старшего брата Григория (работавшего в торгпредстве СССР в Эстонии ) [ уточнить ] с его супругой Марией и дочкой Татьяной . :135
Быстрая популярность и некоторые особенности исполнительской манеры Михаила Вавича имели не только положительные последствия. Наибольшую роль в успехе молодого певца сыграли его нестандартные природные данные, представлявшие в глазах публики удивительный контраст между голосом и внешностью. Слушая граммофонные записи Вавича, сделанные в 1906-1911 годах, очень трудно связать густой и массивный тембр оперного баса — с фотографией красивого молодого человека 26-30 лет от роду, обладавшего лицом и фигурой, характерными скорее для тенора . Как следствие, артист постоянно эксплуатировал свои природные данные, не приучаясь работать над собой и музыкальным материалом.
Что ты воешь, вялый Вавич,
Сотрясая головой,
Не любовник, не товарищ,
И не воин, и не вой.
И если целевая аудитория любителей жестокого романса сметала с прилавков его пластинки, то в среде артистов Вавич нередко становился предметом насмешек. Главным «номером» и здесь стал тот же « жестокий романс » Штейнберга. Почти травестийное по своей карикатурности исполнение низкого баса с преувеличенными проявлениями эмоций очень быстро превратило романс в жестокую пародию на самоё себя. А иронически произнесённый припев «вот, что наделали песни твои» сделался курьёзным жупелом — или синонимом того, что может «наделать» жестокое искусство при «неосмотрительном применении».
Очень скоро появились пародии других артистов, самой известной из которых стала «жёстко-физиологическая» версия романса авторства известного артиста- эксцентрика , старшего коллеги Вавича Михаила Савоярова под тем же названием: « », многократно издававшаяся и имевшая большой успех у публики. Исполняя этот романс, Савояров всячески издевался, имитируя преувеличенные интонации и сценические манеры Вавича. Чуть позже появилась и на исполнение известного романса « » (на текст Щепкиной-Куперник ). В среде эстрадных артистов имело хождение несколько ядовитых эпиграмм на Михаила Вавича, большая часть которых принадлежала перу его тёзки.
Михаил Вавич был очень общительным и жизнелюбивым человеком, обладая необычайно лёгким и даже легкомысленным характером. Известный актёр Мамонт Дальский в своих записках говорит об этом с предельной определённостью: «В молодости Вавич казался богом легкомыслия, иначе и не могло быть: слишком уж жадным успехом сопровождалась вся его карьера» . Примерно в том же тоне вспоминал о нём в своей «Повести о жизни» и знаменитый актёр Николай Монахов :
«…Обаятельный и жизнерадостный красавец Миша Вавич, близкий мне по возрасту, проводил все своё время на ипподроме и у карточного стола. Он по амплуа был любовником только потому, что у него была прекрасная внешность. Но его голос очень мало гармонировал с его амплуа. У него был замечательный бас, который он загубил отсутствием работы над собой как певцом. У него осталось только четыре или пять нот, но таких красивых, бархатных, что ему многое за них прощалось…
Когда Вавичу доставалась характерная роль , он очень хорошо работал. Одной из его удачнейших ролей была роль короля в оперетте «Король веселится». Затем в « Польской крови » он прекрасно играл старика, в таких ролях у него было всё безукоризненно сделано, и очень жаль, что Вавича не направляли на такие роли, а делали его любовником…»
— Николай Монахов , «Повесть о жизни»
В нескольких фразах своих воспоминаний Николай Монахов опытным взглядом профессионала и прирождённого психолога очень точно высветил основные черты и особенности артистического стиля и личности своего коллеги по артистическому цеху. Ещё более определённо о несценическом характере и образе жизни Вавича высказался известный московский искусствовед и художник . Вспоминая Петербург-Петроград времён своей молодости (1900-е годы), он прямым текстом описывал господствовавшие тогда нравы столичного полусвета, в частности, кругов поклонниц и почитательниц около оперетты и эстрады: «Надо вам сказать, что в былое время представительницы тогдашнего питерского демимонда имели свои клички ― тут были и Надя-Станцуй, и Маня-Форель, и Таня-Блондинка... и Манька-Кудлашка, и Шурка-Зверёк и так далее. Всё это были красивые и по-своему оригинальные женщины». И далее в письме он более подробно остановился на судьбе одной из перечисленных дам, «Маньки-Кудлашки», в центре внимания которой оказался Михаил Вавич: [ значимость факта? ]
«...Легкомысленная ― она всегда трунила над своими подругами, которые страдали от своих сердечных увлечений. Но попалась и сама. Она влюбилась как могут влюбиться истерички в гремевшего тогда опереточного артиста-баритона Вавича… Кудлашка была влюблена в Вавича, а тот беспечно брал и её любовь и многое иное более материалистического характера, то есть попросту обирал её. А когда пришло время встретить более богатую поклонницу, то Вавич безжалостно бросил Кудлашку. Женщина не выдержала и отравилась…»
— , из письма Эриху Голлербаху
Не будет преувеличением сказать, что широкая дореволюционная популярность Михаила Вавича опиралась, прежде всего, на его чрезвычайно активную работу с крупнейшими фирмами грамзаписи , которая началась в 1906 году. После первого же сценического успеха певца стали регулярно приглашать записываться на грампластинки и его имя вскоре сделалось едва ли не синонимом низкого мужского голоса, звучащего из патефонной трубы. Широкую российскую популярность в исполнении Вавича приобрела «Песнь о качелях», впоследствии многократно издававшаяся на граммофонных пластинках и в брошюрах с нотами и фотографией артиста. Любой романс в исполнении Вавича почти гарантированно становился шлягером. После успеха очередного вставного номера Вавича в оперетте Валентинова «Ночь любви» (где он спел под гитару романс « Очи чёрные »), фирма «Пишущий Амур» немедленно организовала запись. Первый тираж был раскуплен за месяц. Будь то знаменитая песня «Колокольчики-бубенчики» Михаила Штейнберга на стихи Скитальца , или же слабо проходной романс «На последнюю пятёрку», короче говоря, почти всё, исполняемое Вавичем, вскоре оказывалось на патефонных пластинках.
По данным журнала « » уже к 1910 году Вавич вошёл в тройку самых записываемых артистов Российской империи (после Богемского и Сарматова ), число его записей превысило 340 товарных единиц. Одновременно он занял первое место среди певцов, поскольку опередившие его Богемский и Сарматов, исполнявшие в основном, скетчи, мелодекламации и куплеты, относились совсем к другому жанру и типу исполнителей. Несмотря на техническое несовершенство, звукозапись выполнила свою роль. Десятки сохранившихся пластинок Михаила Вавича донесли до наших дней его узнаваемую манеру исполнения и особенного тембра голос, выделявший его среди эстрадных певцов того времени.
Среди опереточных и романсовых записей Михаила Вавича можно назвать следующие: