Баженова, Елена Александровна
- 1 year ago
- 0
- 0
Еле́на Алекса́ндровна Афана́сьева ( 19 апреля 1900 , Брест-Литовск — 1998 , Москва ) — советская художница - график , иллюстратор , портретист . Член Московского союза художников и Союза художников СССР .
Е. А. Афанасьева родилась в 1900 году в Брест-Литовске в семье офицера. В гимназию пошла в Чите , окончила — в Харбине . Рисовала с ранних лет, ещё в Харбине , под руководством художника Яругского (Эруга), несмотря на сложные условия жизни в большой семье, болезни, переезды и сложные бытовые и материальные условия. Много копировала с репродукций: пейзажи Левитана , картины Маковского , цветы Клейна, портреты английских живописцев. Перерисовывала иллюстрации с книг Билибина .
Весной 1918 года в течение 2 месяцев работала в детском саду в предместье Харбина. С осени 1918 года по приглашению тёти, Ванды-Марии Фердинандовны Курищенко, работала учителем рисования в одной из школ Владивостока . Одновременно посещала занятия по рисунку, композиции, портрету в студиях графика Г. Я. Комарова, акварелиста В. А. Баталова, живописца А. Н. Клементьева. В 1919 году получила первую премию на конкурсе портретного наброска и первую премию на конкурсе театрального костюма (оба конкурса были организованы Литературно-художественным обществом Дальнего Востока) .
В 1920 году впервые её иллюстрация (обложка) была опубликована в выходившем во Владивостоке журнале «Юнь» (Юность), а затем несколько рисунков напечатала местная газета. В том же 1920 году она нарисовала портрет одного из основоположников русского футуризма, приехавшего во Владивосток — Давида Бурлюка . Он высоко оценил дарование Афанасьевой, сказав о ней:
Это гениальная девушка!
Осенью 1923 года решением Губкома ВКП(б) Дальневосточной республики была командирована в Москву для поступления во ВХУТЕМАС . Деньгами на дорогу помогли друзья, устроив розыгрыш её рисунка. В дороге у неё украли все подготовленные работы, поэтому пришлось срочно рисовать прямо в вагоне новые — это портреты красноармейца Вахрушева и комсомольца Миши . С этими рисунками она и была без экзаменов принята во ВХУТЕМАС на архитектурный факультет (на других мест не было). Училась рисунку у профессора Д. А. Щербиновского . Сразу прославилась своими рисунками и зарисовками студентов .
Весной 1924 года была исключена из института как «чуждый элемент» (дочь царского офицера); восстановлена после обращения к Н. К. Крупской .
На втором курсе перешла на графический факультет; училась на литографском отделении в мастерской Н. Н. Купреянова . Одновременно работала: рисовала и увеличивала портреты, изготовляла шрифтовые плакаты, выполняла рисунки и шаржи для стенгазет. В 1925—1926 годы избиралась секретарём секции Райпрос. Окончила ВХУТЕМАС / ВХУТЕИН с квалификацией « художник-технолог полиграфической продукции», защитив 28 сентября 1929 года диплом по альбому автолитографий из шести композиций на тему «Водка». Впоследствии один из дипломных листов — «Очередь за водкой» — был напечатан в журнале «За трезвость» .
Работала в издательстве « Детская литература », с 1930-х годов — в издательстве « Учпедгиз ». В 1931 и 1932 годы получала премии за ударную работу по оформлению образцового учебника. В 1932 году одной из первых вступила в только что организованный Московский областной союз советских художников (МОССХ) .
С началом Великой Отечественной войны работала бригадиром художников в художественной эстампной мастерской. По её эскизам выполнялись портреты героев-лётчиков, с которых печатались листовки . В 1941—1942 годы работала в эвакогоспитале № 290, где создала значительное число портретов сотрудников госпиталя и раненых .
В 1944 году получила первую премию « Детгиза » в конкурсе на детскую книжку-игрушку — за созданную ею книгу «Сосчитай игрушки» на счёт от 1 до 10 .
В 1949 году работала на заводе « Серп и Молот », писала портреты передовиков производства.
В 1954 — 1968 годы служила художницей на студии «Диафильм» (состояла в редакционно-художественном совете Студии). Одновременно с 1954 года работала в московских театрах над созданием цикла «Портрет артистов в ролях». В ноябре 1957 года показала в МОСХе работы, сделанные за 2 года, где их признали виртуозными; портреты детей взяли на выставку к 40-летию революции; несколько портретов артистов приобрёл Театральный музей им. А. А. Бахрушина . Выставки на тему «Артисты театров в ролях» регулярно устраивались в столичных театрах — Центральном детском театре , театре им. Маяковского , театре им. Ленинского комсомола .
В 1979 году работала в театральном училище М. С. Щепкина при Малом театре , к 200-летию училища писала портреты режиссёров и руководителей групп. В 1983 году работала в Ермоловском зале в театральном училище при Малом театре.
Умерла в 1998 году. Прах захоронен в колумбарии на Донском кладбище .
Отец — Александр Семёнович, личный дворянин, капитан 15-го Восточно-Сибирского стрелкового полка в Чите (1909), участник Первой мировой войны .
Мать — Наталья Фердинандовна, дочь Фердинанда Готлиба Гаазе — железнодорожного мастера, выходца из Германии .
Муж — Илья Дмитриевич Кулешов — ученик ВХУТЕМАСа, член МОСХа .
Дочь — (1938—2021) — художница, иллюстратор детских книг .
Романтика авангарда, колхозное и промышленное строительство, война, детская литература, детские лагеря отдыха, городские зарисовки, театральная жизнь — все эти серьёзные и глубокие темы нашли отражение в творчестве художницы .
Иллюстрацией книг для детей занималась с 1928 года, когда вышла книга «На травке-муравке» (на польском языке) Мурзилка », журналы издательства « Крестьянская газета » — «Крестьянские ребята», « Дружные ребята », « Искорка » .
. С 1929 года сотрудничала с детскими журналами: «Отличительной чертой её стиля стала быстрота наброска. Этим способом она рисовала детей, людей на заседаниях, собраниях, артистов во время спектакля — хотелось «остановить мгновение» .
О книге Агнии Барто «Машенька» с рисунками Афанасьевой говорили, что иллюстрации в ней превзошли стихи, — высочайшая оценка творчества художницы .
Себя я без карандаша не помню… Я люблю больше всего рисовать малышей…
— Елена Александровна Афанасьева читателям журнала «Мурзилка», 1968 год
Многие работы, выполненные во время войны, экспонируются в Историческом музее , Музее Революции , Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе (Москва), Музее гигиены (Санкт-Петербург), в музеях Калининграда и Тулы .
Около 100 работ 1930—1980-х годов (в большей части — книжная графика) хранятся в Красноармейской картинной галерее .
Её искусство — это летопись человеческой жизни в жанре портретного рисунка. Симпатия, душевная близость, любовь к людям пронизывает все творчество Е. Афанасьевой .