Interested Article - Мертвечина

Пример мертвечины. Падёж скота от чумы в Южной Африке в 1896 году. Мясо животных является мертвечиной.

Мертвечи́на ( др.-евр. נבלה ‏‎; др.-греч. θνησιμαῖος ; лат. morticinia ) — библейский термин, означающий трупное мясо животного, не умерщвлённого для жертвоприношения или в пищу посредством заклания, а павшего естественной или насильственной смертью, но без пролития крови. Частным случаем мертвечины является удавленина .

Любое мясо с кровью, в число которых входит и мертвечина, нарушает шхиту и является некошерным (трефным) в иудаизме . В Книге Бытия есть прямой запрет на употребление мертвечины:

только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте ( Быт. )

Запрет на употребление мяса с кровью неоднократно повторяется в книгах Ветхого Завета : Лев. , Лев. , Лев. , Лев. , Втор. , Втор. , 1Цар. .

Согласно Закону Моисея , труп чистого павшего животного — нечист; и прикосновение к трупу, употребление мертвечины в пищу, делает иудея нечистым до вечера:

И когда умрет какой-либо скот, который употребляется вами в пищу, то прикоснувшийся к трупу его нечист будет до вечера;и тот, кто будет есть мертвечину его, должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера; и тот, кто понесет труп его, должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера ( Лев. , )

Мертвечины и звероядины он не должен есть, чтобы не оскверниться этим. ( Лев. )

Закон Моисея запрещает употреблять в пищу жир мертвечины и звероядины, но разрешал его употребление на всякое дело ( Лев. ). Труп нечистого животного — нечист ( Лев. ). Прикосновение к трупу нечистого животного делает человека нечистым ( Лев. , Лев. ) и виноватым, даже если он прикоснулся по незнанию ( Лев. ). Для очищения необходимо было принести в жертву овцу или козу; если человек был беден, то должен был принести в жертву двух горлиц. Любые предметы, которые упали на труп, становились нечистыми, их необходимо положить в воду до вечера, после чего они становились чистыми. Соприкосновение с трупом глиняного сосуда, в котором находилось что-либо, делает содержимое сосуда и сам сосуд нечистыми, сосуд необходимо разбить. Если часть трупа коснётся печи или очага, то они становятся нечистыми и их надо разломать. Колодец, в который упал труп, оставался чистым. Предназначенные для посева семена мертвечина оскверняла только в том случае, если они уже были замочены в воде ( Лев. ). Мертвечину как пищу можно было отдавать или продавать иноземцам ( Втор. ).

Запрет на мертвечину в христианстве возник следующим образом. Язычник Корнилий сотник был обращён в Христианство и крещён апостолом Петром . До обращения Корнилия членами Христианской церкви были исключительно иудеи. Члены христианской общины продолжали соблюдать предписания Ветхого Завета — Закон Моисея . После обращения Корнилия, к христианской общине начали присоединяться и другие язычники и возник вопрос о том должны ли язычники, перешедшие в Христианство соблюдать все предписания Закона Моисея: обрезание , жертвоприношение животных в Иерусалимском храме, левират , а также множества обрядовых ритуалов, введенных книжниками и фарисеями в религиозную жизнь иудеев. Около 49 года в Иерусалиме был созван Собор , в котором приняли участие апостолы и на котором было принято решение о том, что для крещённых язычников достаточно воздержания от идоложертвенного , крови, удавленины и блуда , а также запрещалось верующим делать другим того, чего себе не хотят. Запрет употреблять в пищу кровь животных является запретом употребления мертвечины. В дальнейшем крещённые иудеи, которые соблюдали закон Моисея, исчезли в Христианстве; они не стали ни в чём отличаться от крещённых язычников. Запрет на мертвечину распространился на всех христиан.

Во время Великой схизмы и в последующее время православные ставили в вину католикам ядение мертвечины.

Запрет на мертвечину изложен в 63 каноне святых апостолов :

Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священнаго чина, будет ясти мясо в крови души его, или звероядину, или мертвечину: да будет извержен. Ибо сие закон запретил (Деян. 15, 29). Аще же сие соделает мирянин: да будет отлучен

Этот запрет со ссылкой на 63 правило повторён в 131 правиле Номоканона при Большом Потребнике :

Иже яст мертвечину, или зверохищное, сиречь волком снедомое, или птицею пораженное, сиречь, или от крагуя или от иныя птицы, или кровь, или удавленину, обретаемая в тенетах , или от тех, яже удавляют латини , священник убо извергается , мирский отлучается, по шестьдесят третьему правилу от святых апостолов , сиречь не причастится лета два , и канон

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 15 июля 2022. 3 марта 2021 года.
  2. сиречь = то есть
  3. крагуй = ястреб
  4. два года
  5. Под каноном понимается определённые молитвы назначенные духовником, которые должен читать человек ежедневно, оказавшийся под епитимьёй
  6. . Дата обращения: 3 ноября 2016. 23 октября 2016 года.

Ссылки

  • . — СПб. : Императорская Академия Наук, 1847. — Т. II: З-Н. — С. 299.
  • Библейская энциклопедия Брокгауза .
  • Никодим (Милаш) .
Источник —

Same as Мертвечина