Биг-Сур
- 1 year ago
- 0
- 0
«Биг-Сур» ( англ. Big Sur ) — кинофильм американского режиссёра , экранизация одноимённого романа одного из важнейших представителей литературы битников — Джека Керуака . Премьерный показ картины состоялся 23 января 2013 года на кинофестивале « Сандэнс », широкий прокат стартовал 1 ноября того же года. Мнения кинокритиков о фильме разделились .
…по всей Америке студенты и школьники уверены: «Джеку Керуаку 26 лет и он всё время ездит автостопом» — а мне почти 40, я стар, устал, измучен…
(вступительные титры; строчка из романа Джек Керуак « Биг-Сур ») |
Джек Керуак, обременённый внезапным успехом своего дебютного романа « В дороге », скрывается от настойчивого внимания публики в уединённой хижине в живописном и малонаселённом районе Калифорнии Биг-Суре . Проведя три недели в одиночестве, он поддаётся скуке и отправляется во Фриско , где начинает безостановочно пить со своими друзьями-битниками. Джек с нетерпением ждёт встречи с Нилом Кэссиди, которого он не видел уже несколько лет, и его супругой Кэролайн. Друзья в компании с Майклом Макклюром, Филиппом Уэйленом, Виктором Вонгом и другими проводят выходные в домике Лоуренса Ферлингетти в Биг-Суре. После оживлённого уик-энда товарищи Керуака разъезжаются, а он остаётся в лесу с тяжёлым похмельем. Вскоре Кэссиди, с женой и тремя детьми, возвращается, чтобы отпраздновать день рождения Джека. После идиллического отдыха на пляже Нил отвозит семью домой и знакомит друга со своей любовницей Билли. Керуак остаётся в её квартире на многие дни, проводя большую часть времени в старом кресле с бутылкой красного вина. Билли хочет выйти замуж за Джека, но перспектива брака пугает его. Лью Уэлч отвозит пару в Биг-Сур, чтобы спокойно провести время, но вместо этого у писателя начинается нервный срыв. Он проводит мучительную ночь, обуреваемый параноидальными мыслями и внутренними демонами. Наутро Билли уходит от Джека, а в его душе, наконец, воцаряется покой.
|
|
Майкл Полиш был приглашён обладателями авторских прав на творчество Керуака экранизировать роман « Бродяги Дхармы », но режиссёр отказался, ссылаясь на то, что ему не по душе название «Бродяги Дхармы», хоть само произведение и входит в число его любимых, он не хотел бы выпускать кино с таким названием. Ознакомившись со списком книг, планируемых к экранизации, Полиш выразил желание снять фильм по роману « Биг-Сур » — одному из последних сочинений Керуака. Ему была предоставлена оригинальная рукопись писателя, включая не публиковавшиеся фрагменты, и в течение четырёх дней Полиш разработал первый черновик сценарной адаптации, в котором дословно сохранил бо́льшую часть текста Керуака, добавив в него лишь около двенадцати собственных слов. Сокращению подверглись многостраничные описания пейзажей и животных Биг-Сура, не играющие весомой роли для фильма; также были вычеркнуты некоторые ключевые фигуры битников, присутствовавшие в романе. Характерной особенностью киноверсии стало частое закадровое цитирование прозы Керуака; эти голосовые записи были сделаны ещё до начала съёмок, в день, когда актёр читал сценарий вслух, сидя в своём гостиничном номере в Сан-Франциско .
Роль Джека Керуака исполнил франко-американский актёр Жан-Марк Барр , известный по сотрудничеству с датским режиссёром Ларсом фон Триером , образ его ближайшего друга Нила Кэссиди воплотил Джош Лукас , роль его жены Кэролайн Кэссиди сыграла австралийская актриса Рада Митчелл , роль общей любовницы Джека и Нила Вильямины «Билли» Дебни — супруга Майкла Полиша Кейт Босуорт . Почти вся съёмочная группа была хорошо знакома с литературой бит-поколения: Барр читал Керуака и Генри Миллера во время учёбы в Берлинском университете , Митчелл — в Мельбурнском университете , Лукас и Полиш познакомились с творчеством Керуака ещё будучи подростками. Кроме того, актёры не понаслышке знали о жизни «в дороге» — Барр путешествовал по Англии, Германии, Соединённым Штатам и Франции, Митчелл ездила по Индии и Таиланду. Полиш был знаком с литературными соратниками Керуака Майклом Макклюром и Лоуренсом Ферлингетти — владельцем той самой хижины в Биг-Суре. Фильм снимался в калифорнийском округе Монтерей и в самом районе Биг-Сур — местах, где происходили события романа .
Первые отклики кинокритиков — с премьеры ленты на кинофестивале « Сандэнс » — были преимущественно одобрительными. Джастин Лоу ( The Hollywood Reporter ) написал, что с задачей создания по-настоящему захватывающей и выверенной адаптации творчества Керуака Майкл Полиш справился лучше большинства режиссёров . Зеба Блэй ( Slant Magazine ) сочла «Биг-Сур» тонким, изысканного вида фильмом; кратким, но блестящим портретом творца . Гай Лодж ( Variety ) лестно отозвался о скорбной грандиозности музыкального фона братьев Аарона и Брюса Десснеров из группы The National и операторской работе Дэвида Маллена, оптические ухищрения которого задали картине элегантный мрачный тон .
В преддверии выхода фильма на широкие киноэкраны он был нещадно раскритикован в американской прессе. Дэвид Ли Даллас ( Slant Magazine ) написал, что стремление Полиша найти собственный кинематографический язык выливается в дословный пересказ текста Керуака, а попытки достичь медитативного настроения фильмов Терренса Малика оборачивается низведением романа до презентации в PowerPoint . Рекс Рид ( The New York Observer ) в рецензии, озаглавленной «Биг-Сур: Ещё один в бесконечном потоке фильмов о битниках, которые никто не захочет посмотреть», безапелляционно заявил, что кино о бит-поколении, начиная с ленты « » (1980) и заканчивая экранизацией « На дороге » (2012), никогда не имело успеха, и «Биг-Сур» — не исключение . По мнению Элизабет Вейцман ( Daily News ), вся картина сводится лишь к закадровому чтению текста Барром в режиме беспилотника и съёмке Полишем захватывающих пейзажей Биг-Сура .
Более лояльно о фильме отозвалась Шейла О’Мэлли на сайте Роджера Эберта , назвав «Биг-Сур» потрясающе красивым и довольно сильным в изображении алкоголизма, депрессии и маниакальных расстройств; главный же недостаток постановки — настойчивая закадровая озвучка прозы Керуака, которая отдаляет от происходящего на экране и не позволяет зрелищу раскрываться, достигать кульминации и продолжать развиваться самостоятельно . Нейтрально оценил картинку Джон де Фор ( The Washington Post ), назвав её красивой, иногда трогательной, но имеющей те же трудности в связи с окружающим миром, что и у её главного героя . Более тепло на ленту отреагировал Стивен Холден ( The New York Times ), дав описание в таких словах: «Снятый без следа сентиментальности, „Биг-Сур“ — это мучительно печальное последнее „ура!“»