Стычка у Бронкхорстспрёйта
- 1 year ago
- 0
- 0
«Сты́чка с финля́ндскими контрабанди́стами» — картина русского художника Василия Худякова (1826—1871), написанная в 1853 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее ( инв. 339). Размер картины — 95,6 × 133,6 см . Также используются более короткие названия — «Финляндские контрабандисты» и «Сцена контрабандистов» .
Это полотно стало первым произведением русской живописи, приобретённым Павлом Третьяковым , чья коллекция впоследствии составила основу собрания Третьяковской галереи. Дату покупки этой картины (22 мая 1856 года) принято считать днём основания галереи .
Картина «Стычка с финляндскими контрабандистами» была написана в 1853 году. В том же году она была показана в Москве на выставке, организованной Московским художественным обществом в принадлежавшем ему Училище живописи и ваяния .
Картина относится к самым ранним приобретениям Павла Третьякова , связанным с русской живописью . Она была куплена Третьяковым у Василия Худякова в 1856 году, для этого Павел Михайлович посетил мастерскую художника в Санкт-Петербурге . Расписка Худякова о получении за эту картину 450 рублей была передана Третьякову 10 (22) мая 1856 года. Именно эту дату принято считать днём основания Третьяковской галереи . По информации, приведённой в книге Александры Боткиной (дочери Павла Третьякова), расписка от 10 мая подтверждала получение задатка, а остальные деньги были переданы Худякову 14 мая 1856 года .
В качестве другого произведения русской живописи, приобретённого Павлом Третьяковым примерно в то же время, что и «Финляндские контрабандисты», часто упоминается полотно Николая Шильдера «Искушение». Несмотря на то, что ранее это приобретение также датировалось 1856 годом, в настоящее время полагают, что работа над картиной «Искушение» была завершена в 1857 году, а в коллекцию Третьякова она была передана в 1858 году. Таким образом, «Стычка с финляндскими контрабандистами» рассматривается как самая первая картина коллекции, составившей основу Третьяковской галереи .
Художник изобразил момент, когда финляндских контрабандистов , занятых подготовкой к переправе нелегальных товаров, настигает отряд русской пограничной стражи. В целом композиция картины построена в соответствии с традициями академизма . Тем не менее автору удалось показать жизненную экспрессию участников стычки, а также продемонстрировать накал страстей, соответствующий представленной на картине ситуации .
Наряду с другими художественными достоинствами картины критики отмечали оригинальность, жизненность и современность выбранного сюжета. В одной из статей, опубликованных уже после смерти художника, отмечалось, что «„Сцена контрабандистов“ была в своё время отрадным явлением, от которого веяло жизнью» .