Лопух большой
- 1 year ago
- 0
- 0
Большой Шаушпильхаус ( нем. Großes Schauspielhaus ) — ныне несуществующий известный театр в центральном берлинском районе Митте , где ставились ревю , оперетты и другие музыкальные представления. По заказу возникшего в 1917 году объединения немецких национальных театров ( нем. Deutschen Nationaltheater AG ) в 1918—1919 годы здание строилось на улице Шифбауэрдамм ( нем. Schiffbauerdamm ). Театр дважды менял своё название до сноса здания в 1985 году .
В 1865—1867 годы архитектор Фридрих Гитциг , ученик лидера «романтического историзма» Карла Шинкеля , построил в центре Берлина большой рыночный павильон ( нем. Markthalle ) на улице Шифбауэрдамм ( нем. Schiffbauerdamm ) по правому берегу Шпрее .
Из-за строительства в конце XIX века транспортного узла на Фридрихштрассе владелец цирка Эрнст Якоб Ренц был вынужден искать новое место для представлений, и по его заказу крытый рынок был переоборудован в «Цирк Ренца» ( нем. Circus Renz ), который вмещал 5600 зрителей . В цирке Ренца дебютировал наездником Альберт Саламонский , выступал здесь и «Schumann Circus».
В 1910—1918 годах на цирковой арене ставил представления театральный режиссёр и актёр Макс Рейнхардт , который с 1914 года поднимал вопрос о перестройке здания цирка в оригинальный современный театр. Реализация этого плана стала возможной только после окончания Первой мировой войны .
|
|||
Фойе театра (ок. 1920) | Зрительный зал театра до 1933 года |
Архитектор-модернист Ганс Пёльциг при первой встрече с Максом Рейнхардтом нарисовал на бумажной салфетке фасад театрального здания. Удивительным стало то, что построенное в минимальные сроки сооружение по виду мало чем отличалось от нарисованного на салфетке .
Автору проекта Гансу Пёльцигу переустройство театрального здания принесло европейскую известность. Потолок в виде купола над зрительным залом на 3200 мест архитектор украсил тысячами гипсовых сосулек, чтобы улучшить акустику театра. Зрительный зал театра, оформленный Гансом Пёльцигом в стиле экспрессионизма , получил устоявшееся название «Сталактитовая пещера». Колонны в фойе театра притягивали внимание причудливой формой и игрой света .
Размышляя о философском смысле своих архитектурных поисков, Ганс Пёльциг говорил:
Оригинальный текст (нем.)Das Gehäuse des Menschen fordert in seiner Ausbildung Gemüts- und Gefühlswerte, die eine noch so praktische Schöpfung niemals aufweisen kann. (Hans Poelzig, 1919)«Тело человека нуждается для своего формирования в душевных и эмоциональных ценностях, которые никогда не может предъявить сколь-либо практическое творение» (Ганс Пёльциг, 1919) .
В переоборудованном здании Макс Рейнхард основал «Большой Шаушпильхаус», стал его первым директором и ознаменовал открытие театра 28 ноября 1919 года премьерой тетралогии Эсхила « Орестея »; в которой главные роли исполняли Вернер Краус и .
С 1924 по 1932 год художественным руководителем Большого Шаушпильхауса был сценарист, продюсер, режиссёр и актёр Марлен Дитрих и с эстрадной актрисой . По его же инициативе в театр был приглашён секстет под названием «Создатели мелодий» ( англ. Melody Makers ). Эрик Чарелл придумал для коллектива новое название — «Комедианты-музыканты» ( англ. Comedian Harmonists ) и подписал в 1928 году контракт с этой группой . Весёлые аранжировки и фривольные тексты песен из их репертуара публика принимала на ура. Многие песни были с двойным смыслом, усиливающим их популярность, что отражено в одноимённом фильме « Comedian Harmonists » . Эрик Чарелл поставил в театре ряд эстрадных ревю и спектаклей: «Из уст в уста», «Всем», «Для тебя», «Мадам Помпадур», « Микадо », « Весёлая вдова », которые отличались звёздным составом исполнителей и художественным уровнем, позволявшим конкурировать с аналогичными постановками в Париже , Лондоне и Нью-Йорке .
, который придал театру гламур большого бродвейского шоу с юмором и шутками, превратил его в театр-варьете и получил известность как «берлинский король музыкального ревю». Именно Эрик Чарелл подписал договоры с будущей мировой звездойВ период нацистской Германии театр превратился в арену национал-социалистической пропаганды , получил новое название «Народный театр» ( нем. Theater des Volkes ) и находился в прямом подчинении Геббельса . Национал-социалисты в 1938 году разрушили «Сталактитовую пещеру», обозвав уродливыми дизайнерские находки архитектора Ганса Пёльцига в оформлении интерьера театра, провели свою реконструкцию здания, начали насаждение расистской идеологии и дискриминации по национальному признаку .
В сентябре 1945 года, почти сразу после окончания войны театр вновь открылся. В ноябре 1947 года он был переименован во «Фридрихштадтпаласт» ( нем. Friedrichstadt-Palast ) и стал в ГДР знаменитым театром эстрады, однако шумный успех эстетики «Золотых двадцатых» остался неповторимым историческим событием .
С 1972 года отсюда регулярно транслировались выпуски телепередачи « Пёстрый котел » ( нем. Ein Kessel Buntes ), где выступали звёзды Запада и Востока — ансамбль Ялла , Алла Пугачёва , София Ротару , Ирина Понаровская , Роза Рымбаева , Николай Гнатюк , Тамара Синявская и другие .
К 1980 году здание, построенное более шестидесяти лет назад, стало постепенно приходить в негодность. Из-за подтоплений проседал фундамент, всё сооружение подвергалось статическим деформациям. Поэтому театр в 1984 году закрыли, а в 1985 полностью снесли. Образовалось пустое пространство на углу Шифбауэрдамм и улицы «У цирка» ( нем. Am Zirkus ), название которой в XXI веке стало напоминанием о цирке , существовавшем здесь в начале XX века .
|
|
|
|
Новое здание Фридрихштадтпаласта строилось недалеко от снесённого, но заметно дальше от реки Шпрее — на улице Фридрихштрассе , дом 107. Это был последний реализованный в Германской Демократической Республике монументальный проект. 27 апреля 1984 года состоялось праздничное открытие театра-ревю, внутреннее пространство которого составило 195 000 м³ .
18 ноября 2015 года перед зданием театра был торжественно открыт созданный художниками и дизайнерами по инициативе Дуйсбурга Петер А. Пёльциг ( нем. Peter A. Poelzig ) сказал: «Мой дед повлиял на целое поколение архитекторов, и среди выполненных им проектов не было ни одного, который бы не стал образцом архитектуры. Спустя 80 лет после его смерти памятник отдает дань уважения его возвышенным, прекрасным и ярким образцам архитектурного искусства» .
, директора современного «Фридрихштадтпаласта», мемориал в память об истории театра и его отцах-основателях — Гансе Пёльциге, Максе Рейнхарде и Эрике Чарелле, которые в 1930-е годы были вынуждены эмигрировать. Выступая на церемонии открытия мемориала, внук Ганса Пёльцига, архитектор из