«Ала и Ло́ллий» (ски́фская сюи́та), op. 20
или
«Ски́фская сюи́та»
— симфоническая
сюита
русского композитора
Сергея Прокофьева
для большого оркестра, созданная на основе музыки к балету «Ала и Лоллий». Закончена в сентябре
1915 года
. Премьера состоялась
16
[29] января
1916
года в
Петрограде
в
Мариинском театре
под управлением
автора. «Скифская сюита» стоит в ряду сочинений, свидетельствующих о создании композитором собственного стиля.
Содержание
История создания
В 1914 году
С. П. Дягилев
решил привлечь молодого многообещающего композитора Прокофьева к созданию музыки балетов для «Русских сезонов».
Антрепренёр
отказался от предложенной Прокофьевым оперы «
Игрок
» и заказал балет «Ала и Лоллий» для постановки труппой
Русский балет Дягилева
. Композитор работал над музыкой к балету с осени 1914 года до зимы 1915 года, но это сочинение завершено не было. Либретто составлял
акмеист
С. М. Городецкий
на основе древне-славянской мифологии с задействованием
скифского
богатыря Лоллия. Постановка балета была поручена балетмейстеру
Борису Романову
. Однако при встрече с композитором в
Риме
в 1915 году импресарио отказался от постановки первого балета Прокофьева.
После отказа Дягилева от постановки балета «Ала и Лоллий» композитор решил переработать материал, который составил основу нового сочинения для оркестра «Скифская сюита»
. Сюита была завершена 2 сентября 1915 года, и
А. И. Зилоти
включил сочинение в программу начавшегося концертного сезона 1915/16 года Мариинского театра
.
Композитор и его ближайшие друзья
Мясковский
и
Асафьев
расценивали «Скифскую сюиту» «как самое крупное и значительное из написанных им до сих пор оркестровых произведений»
, «но публика всё же воспринимала её как проявление музыкального экстремизма»
. Премьера «Скифской сюиты» 16 (29) января 1916 года вызвала ещё более шумный скандал и протесты, чем
второй фортепианный концерт
.
Музыкальные критики сходятся во мнении о том, что в «Скифской сюите» чувствуется несомненное воздействие музыки «Весны священной»
Игоря Стравинского
. «Скифская сюита» связана с линией творческих исканий от «
» через кантату «Семеро их» до
Квинтета, op. 39
и
второй симфонии
.
Части
Поклонение Велесу и Але (
Allegro feroce
)
Чужбог и пляска нечисти (
Allegro sostenuto
)
Ночь (
Andantino
)
Поход Лоллия и шествие Солнца (
Tempestoso
)
Первые исполнения
1916 — 16 (29) января в Петрограде в Мариинском театре
под управлением
автора
2020 —
Группой
Metallica
совместно с оркестром San Francisco Symphony
6—8 сентября 2019 в рамках концерта была записана и в 2020 издана на альбоме
S&M2
«Часть II: Чужбог и пляска нечисти»
Использование музыки
«Освобождённые» (
нем.
Die Erlösten
) — 7 мая 1927 года в Берлине состоялась премьера балета на музыку Скифской сюиты, постановщик
, дирижёр
Г. Селл
. В «Краткой автобиографии» С. С. Прокофьев писал: «Концертируя рядом в Магдебурге, я заехал инкогнито на премьеру, но балет шел так плохо, что я уехал, не раскрыв инкогнито»
.
Мартынов И. И.
Сергей Прокофьев. Жизнь и творчество. —
М.
: Музыка, 1974. — 560 с. — (Классики мировой музыкальной культуры).
Нестьев И. В.
Жизнь Сергея Прокофьева / Редактор И. Прудникова. — 2-е переработанное и дополненное. —
М.
: Советский композитор, 1973. — 663 с.
Нестьев И. В.
// Музыкальная энциклопедия :
в 6 т.
/ Гл. ред.
Ю. В. Келдыш
. —
М.
: Советская энциклопедия. Советский композитор, 1978. — Т. 4. — 976 стб.
Прокофьев С. С.
Дневник 1907—1918 / Предисловие Святослава Прокофьева. — Paris: sprkfv [DIAKOM], 2002. — Т. 1. — 813 с. —
ISBN 2951813805
.
Прокофьев С. С.,
Мясковский Н. Я.
Переписка / Вступ. статья
Д. Б. Кабалевского
; сост. и подг. текста М. Г. Козловой и Н. Р. Яценко; комм. В. Л. Киселёва; предисл. и указатели М. Г. Козловой. —
М.
: Советский композитор, 1977. — 600 с.