Interested Article - Отцы-пустынники
- 2021-07-06
- 1
Отцы-пустынники — название христианских монахов , отшельников и аскетов периода возникновения монашества в IV—V веках. Используется преимущественно в отношении египетских подвижников, проживавших в Скитской пустыне ( Вади-эль-Натрун ). Изречения отцов-пустынников вошли в многочисленные сборники (« Патерик Скитский », « Изречения отцов », « Книга святых мужей »), известные с VI века .
Отцы-пустынники придерживались анахоретного монашества, то есть проживали в уединённых и пустынных местностях, по возможности чуждаясь всякого общения с другими. Такое движение возникло уже во II веке и, первоначально, было вызвано преследованием первых христиан. Затем появилось уже богословское обоснование, что такой аскетизм есть подражание жизни Иоанна Крестителя в пустыне и сорокадневному посту Иисуса Христа во время Его искушения в пустыне , на первый план в отшельничестве вышло стремление к духовным подвигам.
Возникновение данной формы монашеской жизни приписывают преподобному Павлу Фивейскому (умер ок. 341 года ), прожившему, по преданию, 91 год в отшельничестве. Подобный пример вдохновил многих христиан, и когда Афанасий Великий в 356 году удалился в Ливийскую пустыню, он нашёл её уже заселённой многочисленными пустынниками.
Антоний Великий
Основателем и идеологом отшельнического монашества считается Антоний Великий , который с 270-х годов стал отшельником в Фивадской пустыне, а затем около 313 года перешёл на берег Красного моря , где вокруг него появилась монашеская община, а в 356 году на месте его погребения был основан монастырь, получивший впоследствии его имя . Антоний прославился также как обличитель арианства. Территория Синайского полуострова , где жил Антоний, стала в первой половине IV века местом возникновения многих анахоретских монастырей (из основанных в тот период и действующих в настоящее время монастырь Святой Екатерины стал общежительным). На севере Египта традицию отшельничества привил авва Аммон . В Палестине прославился ученик Антония Иларион Великий .
Пахомий Великий и появление общежитий
Также в этот период монашеские общины отшельников возникали на берегах Нила в Фивадской пустыне, Тавенисси , Скитской пустыне (располагалась на расстоянии дневного пути от Нитрийской горы, в северо-западной части Египта). Из этих мест в Тавенисси Пахомием Великим был основан первый общежительный монастырь ( киновия ). Пахомий соединил разрозненные жилища последователей Антония Великого, огородил общину стеной и составил для монахов правила дисциплины и режим дня, основанный на равномерном чередовании труда и молитвы. Для своего монастыря Пахомием был написан первый монастырский устав ( 318 год ). С этого периода общежительное монашество начинает вытеснять отшельничество и с территории Египта распространяется через Палестину ( , лавра Саввы Освященного ) до Константинополя .
В Каппадокии общежительный устав распространяет Василий Великий . Его помощником в деле собирания монашеской мудрости был Евагрий Понтийский . На Западе с трудами отцов-пустынников, в частности с уставом преподобного Пахомия, познакомились после визита в 340 году в Рим Афанасия Великого. С этого времени концепция общежительного монашества, заложенная отцами-пустынниками, начала развиваться и в Западной церкви.
Основные источники об отцах-пустынниках раннего периода
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлететь во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольных бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв.
- «Изречения отцов-пустынников» ( Apophthegmata Patrum ), трактат второй половины V века.
- «История монашества в Египте» (Historia Monachorum in Aegypto).
- Сборник «Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов» , составлен Палладием Еленопольским .
- «Жизнь святого Антония » Афанасия Великого .
- Сборник « Добротолюбие » .
См. также
Литература
- Ренье Л. Повседневная жизнь отцов-пустынников IV века . М. 2008.
- от 25 января 2019 на Wayback Machine
- 2021-07-06
- 1