Адмони, Нахум
- 1 year ago
- 0
- 0
Нахум (Нахче) Хейман ( ивр. נחום (נַחצֶ'ה) היימן ; 6 мая 1934 , Рига , Латвия — 17 августа 2016 , Кфар-Сава ) — израильский композитор, музыкант и музыкальный продюсер. Хейман, автор более чем тысячи песен, сотрудничал со многими ведущими израильскими поэтами и исполнителями, был создателем саундтреков к израильским и британским фильмам, возглавлял «отдел ностальгии» звукозаписывающей компании «Геликон», а позже основал Общество наследия ивритской песни. Лауреат Премии Израиля (2009).
Нахум Хейман родился в Риге в 1934 году. По его собственным словам, музыкальные традиции в его семье были давними — отец отлично играл на балалайке, дед, служивший на флоте, на гармошке, а прадед был известным скрипачом. Хейман в шутку говорил, что его предки, вероятно, были музыкантами ещё в Иерусалимском храме . Родители Нахума были сионистами-ревизионистами , и в доме говорили на иврите , ставшем для мальчика родным языком .
В пять лет Нахум иммигрировал с семьёй в подмандатную Палестину , где начал брать уроки игры на фортепиано. Однако вскоре его музыкальное обучение было прервано: мальчик заболел полиомиелитом . Нахум провёл в больнице три года, и когда выписывался, его пальцы всё ещё были парализованными; для их разработки ему порекомендовали заниматься на аккордеоне , и с 17 лет он играл на этом инструменте, постепенно преодолев последствия болезни . По этой же причине играл также и на губной гармошке [ источник не указан 1040 дней ] .
В возрасте 14 лет из-за развода родителей Нахум был отправлен в кибуц Наан , где жил отдельно от них. В Наане он познакомился с творчеством композитора , бывшего членом этого кибуца. Позже Давида перевели в кибуц Кфар-ха-Маккаби . В Кфар-ха-Маккаби он прожил год перед мобилизацией в армию и в процессе пребывания там сошёлся с членами соседнего кибуца Рамат-Йоханан — хореографом , композитором и , бывшей одной из популяризаторов искусства народного танца в еврейском ишуве . В это время он начал играть как аккомпаниатор в кружке народных танцев, но постоянно конфликтовал с Худес из-за своего пристрастия к музыкальной импровизации. К этому периоду относится первая собственная песня Хеймана — «Ницаним ниру баарец» ( рус. Цветы показались на земле ) на текст « Песни песней », написанная им в 17 с половиной лет; к этому времени он всё ещё не освоил нотную запись .
В ЦАХАЛе Хейман служил в НАХАЛе , как инструктор курсов еврейской песни и член отряда поддержки ансамбля НАХАЛя, а также как резервный аккордеонист ансамбля , который из-за большой популярности иногда выступал сменными составами одновременно в нескольких местах . Впоследствии, однако, он настоял на прохождении резервистской службы в боевых частях и был включён в состав мобильного патруля 210-й бронетанковой дивизии , с которой участвовал в трёх войнах и был трижды ранен .
После увольнения с действительной службы Хейман женился (от жены Далии у него впоследствии были две дочери — Си, ставшая певицей, и Билли) и присоединился к кибуцу Бейт-Альфа , руководство которого согласилось финансировать его обучение в колледже для учителей музыки с тем, чтобы он затем занял эту должность в местной школе . Он проучился в колледже до 1961 года , в числе его учителей в эти годы были композиторы Пауль Бен-Хаим и Гари Бертини (последний преподавал ему дирижёрское искусство). В 1963 году, взяв в кибуце полугодовой отпуск, он поехал в Лапландию , где четыре месяца прожил на Крайнем Севере в одном из местных племён. По возвращении в Израиль Хейман руководил созданием нескольких ансамблей, в том числе знаменитого в Израиле хора « » и сопровождавшего его инструментального квинтета «Гильбоа» . Песни Хеймана в 1960-е годы составляли существенную часть репертуара «Геватрона» . Его песни также звучали в эти годы на многочисленных песенных фестивалях , он тесно сотрудничал с поэтом Натаном Йонатаном — это содружество началось ещё в 1957 году с песни «Хопим» ( рус. Берега ) . Для ряда начинающих исполнителей, позже завоевавших широкую популярность, Хейман написал их первые песни, в том числе «Илу коль ха-охавим» ( рус. Если бы все влюблённые ) и «Им питом» ( рус. Если вдруг ) для Хавы Альберштейн , «Ат ве-ани ве-ха-руах» ( рус. Ты и я и ветер ) и «Садот еруким» ( рус. Зелёные поля ) для дуэта «Парварим», «Циюр бе-цваим» ( рус. Рисунок красками ) для Ализы Азикари и «Матай» ( рус. Когда ) и «Эрев шаббат» ( рус. Приход субботы ) для Аснат Паз. В конце 1960-х годов Хейман также начал писать музыку для кинофильмов и сериалов. Его первый опыт в данном качестве состоялся в 1968 году, когда для фильма «Война после войны» он написал песни «Мирдаф» ( рус. Погоня ) и «Эрец шива ха-миним» ( рус. Земля семи плодов ) .
В 1968 году по приглашению композитора Мишеля Леграна Хейман с семьёй переехал в Париж. Там он с помощью французского поэта переработал свою песню «Рак хед колех» ( рус. Только эхо твоего голоса ) для греческой певицы Наны Мускури . Эта песня под названием «Le jour où la colombe» стала одним из символов борьбы против режима « чёрных полковников » в Греции. Среди других исполнителей, с которыми Хейман сотрудничал во Франции, были Мари Лафоре , Серж Лама , Максим ле Форестье , а также проживающие во Франции израильтяне Майк Брант и Рика Зарай . В этот же период он работал и с американцем Тони Беннеттом . Во время пребывания во Франции он как вольнослушатель посещал курсы по авторскому праву на юридическом факультете Сорбонны .
Прожив несколько лет во Франции, Хейман снова переехал, на сей раз в Лондон, куда его пригласил знакомый с ним по Израилю Хаим Тополь . В Англии Хейман, уже несколько лет сочинявший музыку для израильского кинематографа, официально получил в 1977 году первую степень по этой специальности в . Одновременно с учёбой он работал в местном отделении Еврейского агентства , а спустя несколько лет после переезда с помощью швейцарского инвестора открыл в Лондоне звукозаписывающую фирму. Компания Хеймана в Англии просуществовала девять лет как лейбл Lamborghini Records . Пиком его пребывания в Англии стало сочинение музыки к британскому телесериалу на библейские сюжеты, который снимали Джон Хейман и Хаим Тополь; саундтрек Хеймана в этом сериале исполнял Лондонский симфонический оркестр в полном составе .
Прожив в Западной Европе 16 лет, Хейман вернулся в Израиль. Там он сформировал из молодых исполнителей ревю «Хопим», которое шло на израильских сценах порядка двух лет. Среди участников шоу были Меир Банай , исполнявший песни Хеймана «Тфилат даяг» ( рус. Молитва рыбака ) и «Ат шомаат» ( рус. Ты слышишь ), Моше Дац, в будущем получивший известность в дуэте со своей женой Орной, и Хани Ливне, для которой Хейман также выступил продюсером её первого альбома. После этого Хейман чередовал преподавательскую, продюсерскую и административную деятельность (в частности, в течение трёх лет занимая должность художественного директора фестиваля еврейской песни в Араде ) .
В 1996 году вышел в свет первый сольный альбом Нахума Хеймана, и в этом же году его пригласили на должность директора отдела «ностальгии» в крупной израильской звукозаписывающей фирме «Геликон». На этом посту он отвечал за программу переиздания на пластинках старых записей песен на иврите . В 1999 году Хейман объявил о банкротстве. Раздав долги и разведясь с третьей женой, он жил в тяжёлых финансовых условиях, а его здоровье сильно пошатнулось. После выхода в эфир телевизионной программы, посвящённой Хейману, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху и министр культуры Лимор Ливнат подобрали ему работу консультанта в проекте по сохранению и каталогизации песенного наследия на иврите . По завершении этого проекта Хейман продолжил работу уже самостоятельно, организовав Общество наследия ивритской песни, под эгидой которого были выпущены десятки дисков со старыми записями .
Нахум Хейман умер в августе 2016 года в больнице «Меир» в Кфар-Саве , куда был госпитализирован с острым стрептококковым воспалением. Он похоронен на кладбище «Менуха Нахона» в Кфар-Саве .
В общей сложности Нахум Хейман за годы творческой карьеры написал свыше 1000 песен. Его музыка звучит в 122 фильмах и сериалах .
Продуктивным было сотрудничество Хеймана с поэтом Натаном Йонатаном , с которым они написали с 1957 года около сотни песен . Многие из них, в том числе «Хопим» ( рус. Берега ), «Ха-холь изкор» ( рус. Песок будет помнить ) и «Ширим ад кан» ( рус. Песни заканчиваются ) стали классикой ивритского песенного творчества ; песня Хеймана «Цивей ха-зман» ( рус. Цвета времени ) на слова Натана Йонатана стала одним из первых израильских блюзов . С поэтом Йоси Гамзу Хейман написал песни «Илу коль ха-охавим» и «Ма ше-еш ли ломар» ( рус. То, что я могу сказать ), вошедшие в дебютный альбом группы «Парварим» .
Из произведений Хеймана, написанных для кино, наиболее известна песня «Кмо цемах ха-бар» ( рус. Как полевой цветок ), созданная для сериала «Мой дядя и друг» по роману Наоми Френкель .
Песня «Став» ( рус. Осень ), написанная на стихи Зеэва Хавацелета для певицы , впоследствии исполнялась французским певцом Максимом ле Форестье под названием «Madam». Ле Форестье исполнял по-французски также песню на мелодию Хеймана «Маленькая фуга», написанную для дуэта «Парварим». Песня «Ат ве-ани ве-ха-руах» была переведена на английский Дэвидом Боуи и исполнялась как «You and me and the morning wind» шотландским дуэтом - . Мелодия песни «Рак хед колех» (оригинальный текст Эйтана Переца) была использована в песне Наны Мускури «Le jour où la colombe», слова которой написал Эдди Марне .
В дискографии Нахума Хеймана на сайте MOOMA перечислены пять сольных альбомов:
Кроме того, песни на его музыку входят в состав ещё более чем 30 альбомов, изданных в период с 1967 по 2004 год .
Творчество Нахума Хеймана было удостоено ряда наград, высшей из которых стала Премия Израиля , присуждённая ему в 2009 году. Комиссия по присуждении премии, которую возглавлял Йорам Гаон , отметила, что за более чем 50 лет творческой карьеры Хейман создал свыше тысячи песен и других музыкальных произведений, многие из которых со временем стали народными и вошли в золотой фонд ивритской песни. Особо была выделена его роль в создании песенных ансамблей, фестивалей ивритской песни и открытии новых талантов, а также в сохранении ивритского песенного наследия в годы, предшествующие присуждению премии .
Среди других наград Нахума Хеймана — премия «Золотое перо» Израильского общества композиторов, авторов и издателей (АКУМ) за дело жизни, приз Израильской академии кино за достижения карьеры и почётный приз кнессета за выпуск «ностальгической серии» альбомов старых ивритских песен. Его песня «Ахава бе-холот» ( рус. Любовь в песках ) была избрана «песней века» в Тель-Авиве .