Брёйер, Марсель
- 1 year ago
- 0
- 0
Марсель Гранэ , в отечественной литературе также именуется Гране ( фр. Marcel Granet , кит. упр. 葛兰言 , пиньинь Gé Lányán ; 1884 , Люк-эн-Диуа, департамент Дром , Франция — 1940 , Со , Франция). Великий французский синолог , ученик Эмиля Дюркгейма и Эдуарда Шаванна , впервые применивший социологические методы к изучению истории и культуры Китая.
Родился в семье землевладельцев, его отец имел инженерное образование. Окончил лицей в Экс-ан-Прованс , а затем престижный Lycée Louis-le-Grand в Париже. Этот лицей традиционно поставлял абитуриентов École Normale Supérieure . Гранэ получил степень бакалавра и вступил в Эколь-Нормаль в 1904 г., всего через год после её воссоединения с Сорбонной . Среди университетских преподавателей особое воздействие на Гранэ оказал Эмиль Дюркгейм (интересно, что он преподавал педагогику, которая была обязательна для изучения до 1913 г.). В Эколь-Нормаль Гранэ интересовался юриспруденцией, социологией, философией и историей, причём очень рано стал использовать идеи и методологию Дюркгейма. Он вошёл в элитный студенческий клуб, куда входил один из сооснователей школы «Анналов» — Марк Блок , и многие другие выдающиеся деятели французской науки недалёкого будущего. В 1905 г. Гранэ стал членом социалистического кружка, возглавлявшегося племянником Дюркгейма.
В 1907 г. Гранэ получил учёную степень по истории и был направлен преподавателем лицея в Бастии ( Корсика ). В 1908 г. он получил грант фонда Тьера для исследования феодализма. В этот период он получил совет обратиться к синологу Эдуарду Шаванну , ибо намеревался сопоставлять европейский феодализм с японским. Шаванн принял его в свою группу, заметив, что изучение китайского языка и культуры является необходимым шагом для занятий Японией. В этот период Гранэ тесно общается с Тьером и Гернэ — своими однокашниками, чьи теоретические рассуждения сильно влияли на всех троих.
В 1911 г. в свет выходит первая печатная работа Гранэ — памфлет Contre l’alcoolisme, un programme socialiste. В том же году, он расстаётся с фондом Тьера, и получает грант французского правительства на изучение китайской классики, отправившись для этой цели в Пекин. В Пекине его наставником сделался Андрэ д’Ормон. В 1912 г. Гранэ отправил Шаванну свою первую синологическую работу Coutumes matrimoniales de la Chine antique, немедленно опубликованную в ведущем китаеведческом журнале «Тун бао» ( Лейден ). В феврале 1912 г. в Пекине было подписано отречение императорской семьи от престола: Гранэ оказался в центре китайской революции .
Вернувшись из Китая в марте 1913 г., Гранэ преподавал историю в Марсельском лицее, а в октябре перевёлся в Монпелье . В декабре 1913 г. он сменил Шаванна на посту главы Департамента изучения религий дальнего Востока в École Pratique des Hautes Études. В 1914 г. Гранэ пошёл на фронт добровольцем, был награждён Военным крестом. В 1918 г. ему удалось ненадолго посетить Пекин в составе военной миссии. За время войны он подготовил две докторских диссертации.
В 1919 г. вернулся во Францию, женился (на Мари Терьен) и вернулся к академической работе. На защите его докторской диссертации «Древние китайские праздники и песни» официальным оппонентом был сэр Джеймс Фрейзер . После напечатания, книга была удостоена премии им. С. Жюльена . В 1922 г. по заказу издателя Соловина, Гранэ пишет первую из своих обобщающих книг «Религии Китая», причём был вынужден постоянно переезжать из Парижа в Тоннер, где его жена преподавала в местном лицее, имея на руках младенца-сына. Не оставлял он и работы в обществе бывших студентов Дюркгейма, группировавшегося вокруг журнала Année.
В 1925 г. Гранэ сделался профессором в École Nationale des Langues Orientales Vivantes, а в 1926 г. участвовал в основании Institut des Hautes Études Chinoises. Он стал его управляющим и возглавил кафедру китайского языка и китайской цивилизации.
Был приглашенным иностранным профессором в норвежском Институте сравнительного исследования культур.
Марсель Гранэ скончался в возрасте 56 лет, через месяц после немецкой оккупации Франции.
Общепризнано, что главным новшеством Гранэ было соединение китаеведения с социологией Э. Дюркгейма. Работы Гранэ образуют стройный свод исследований общественных и семейных отношений, экономической жизни, а также религии древнего Китая. Рассуждения Гранэ о семейно-брачных отношениях критиковались Р. ван Гуликом . Гранэ впервые в европейской науке поставил вопрос о методологическом основании традиционной мысли в Китае, которую он отказывался признавать «донаучной», в этом смысле оппонируя Дж. Нидэму . Положил начало изучению символической нумерологии в китайской культуре. Его взгляды были развиты А. И. Кобзевым .
Учеником Гранэ был корейско-японский философ Цуда Ицуо (津田 逸夫, 1914—1984)
В этих же изданиях — подробный разбор философских и методологических взглядов Гранэ.