Interested Article - Наклави
- 2020-12-31
- 2
Наклави ( англ. Nuckelavee ) — демоническое существо в фольклоре Оркнейских островов , в облике которого сочетаются человеческие и лошадиные черты. Происхождение образа наклави предположительно связано со скандинавской мифологией , а сам он считается самым ужасным из всех демонов северных островов Шотландии . Часть его названия nuck может быть связана с частью имени Old Nick , используемого в англоязычных странах для обозначения дьявола из христианской религии . Дыхание наклави, согласно поверьям, приводит к увяданию посевов и болезням скота, а само это существо вызывает засухи и эпидемии на суше, хотя обитает преимущественно в море.
Наиболее известное описание внешнего облика наклави во время его появления на суше было записано со слов одного островитянина, который утверждал, что видел его, однако описание различных деталей внешности существа в разных источниках часто противоречат друг другу. Как и многие другие морские чудовища, оно не переносит пресную воду , поэтому преследуемым им людям достаточно лишь пересечь реку или поток, чтобы избавиться от него. На протяжении летних месяцев наклави находится в заточении благодаря волшебной силе Матери моря , древнего духа из оркнейского фольклора, — единственной, кто может держать это существо под контролем.
Оркнейский фольклор испытал сильное влияние скандинавской мифологии, в связи с чем представляется возможным, что образ наклави сочетает в себе черты водяной лошади из кельтской мифологии и существ, о которых оркнейцы узнали от скандинавов. Как и в случае с другими злонамеренными мифическими существами, такими как келпи , действиями наклави, вероятно, объяснялись явления, истинную причину которых жители островов не могли понять в древние времена.
Этимология
В конце XIX века в Великобритании произошёл всплеск интереса к расшифровке кельтского фольклора , однако его собиратели записывали противоречивые варианты произношения слов и часто англизировали их; вследствие этого одна и та же сущность может иметь различные названия . Слово nuckelavee предположительно происходит от слова knoggelvi из оркнейского диалекта , которое, по мнению фольклориста XIX века Уолтера Трейла Деннисона, проживавшего на Оркнейских островах, означает «морской дьявол» . На Шетландских островах тот же демон носит название mukkelevi — и считался там омерзительным морским трау или морским дьяволом . Сэмюэль Хибберт, антиквар начала XIX века, считал, что nuck в названии nuckelavee связан с именем Nick в Old Nick — именем, иногда употребляемым в англоязычных странах для именования христианского дьявола, — а также связывал его с латинским словом necare — «убить» .
Народные поверья
Описание и черты внешнего вида
Истории о демонах из оркнейского фольклора фигурируют в написанных на латыни в XVI веке рукописях Джо Бена , который, возможно, упоминает наклави в своём описании оркнейского острова Стронсей . Деннисону удалось перевести на английский язык большую часть имён и названий из сохранившихся на Оркнейских островах традиционных легенд, однако некоторые их элементы в процессе преобразования в прозу до некоторой степени романтизировались или несколько раз изменялись .
В легендах наклави предстаёт мифическое морское существо, которое, выйдя на сушу, принимает облик лошадеподобного демона . Писатель и фольклорист Эрнест Марвик считал его очень похожим на норвежских никс , нагглов из фольклора Шетландских островов и келпи. Наклави рассматривается как единственное в своём роде и одинокое существо, обладающее могущественными злыми волшебными силами, и его злонамеренные действия могут влиять на события в разных частях архипелага . В древности островитяне сильно боялись этого существа и после произнесения его имени сразу же читали молитву . Согласно легендам, оно часто находилось в непосредственной близости от побережья, но никогда не выходило на берег, если шёл дождь .
Облик, который наклави имеет в море, не описан ни в одной из легенд , однако о его появлении на суше часто рассказывалось в подробностях . Островитянин по имени Таммас, живший в XIX веке, утверждал, что пережил встречу с наклави, и после долгих уговоров со стороны фольклориста Деннисона неохотно описал чудовище, — его рассказ является единственным «отчётом очевидца» . Согласно рассказу Таммаса, наклави имеет мужской торс, «прикреплённый» к крупу лошади, что внешне делает его похожим на всадника . Мужской торс не имеет собственных ног, однако его руки, расположенные на верхней части лошадиного туловища, достигают по своей длине земной поверхности, а ноги лошадиного туловища в качестве придатков имеют плавники . Туловище имеет большую голову — возможно, 90 сантиметров в диаметре, — которая покачивается взад и вперёд . Чудовище, описанное Таммасом, имеет две головы ; у лошадиной имеется огромная зияющая пасть, источающая вонючий ядовитый пар, и один гигантский глаз, как будто горящий красным пламенем. Самой ужасной чертой внешнего облика нуклави является отсутствие у него кожи : чёрная кровь струится между жёлтыми прожилками, а бледные сухожилия и мощные мышцы выглядят как пульсирующая масса . В других источниках указывается, что существо напоминает собой кентавра ; источники, однако, непоследовательны в отношении мелких деталей описания демона . Трейл Деннисон описывает человеческую голову наклави лишь с «ртом, внешне подобным свиному» . Марвик также упоминает лишь одну голову с единственным красным глазом, при этом заимствуя некоторые детали из описания Таммаса, определяя рот существа как «подобный китовому» .
Дыхание наклави, как считалось, приводит к увяданию сельскохозяйственных растений и болезням скота ; он считался вызывающим эпидемии и засухи . Сжигание морских водорослей для получения продукта под названием ламинария началось в 1722 году на острове Стронсей. Продукт — кальцинированная сода — был щёлочью , в основном использовавшейся для борьбы с закислением почв , хотя со временем его коммерческое значение увеличилось, поскольку ему нашлось применение в производстве мыла и стекла . Едкий дым, поднимавшийся в процессе горения, как считалось, приводил наклави в ярость , результатом чего становилось к распространение чумы , гибель скота и уничтожение посевов . Наклави, как считалось, заражал лошадей на Стронсее смертельной болезнью, известной как морташин , дабы показать свою ярость и отомстить островитянам за сжигание морских водорослей; инфекция впоследствии распространялась на все другие острова, жители которых занимались этим промыслом . Существо также считалось причиной длительных периодов аномально малого количества осадков, что приводило к нехватке воды и неурожаям .
Заточение
В легендах наклави предстаёт самым злобным из демонов на шотландских островах и их окрестностях и не имеет каких бы то ни было положительных черт . Единственным существом, способным контролировать его, является Мать моря — древний дух из оркнейского фольклора, которая удерживает его в заточении на протяжении летних месяцев . Наряду с другими мифическими морскими чудовищами, исключая, возможно, только келпи и нагглов из шотландских легенд, оно не способно перейти через свежую проточную воду , поэтому тем, кого оно преследует, достаточно лишь пересечь её поток, чтобы избавиться от него . Таммасу, по его рассказу, якобы удалось сбежать от наклави после того, как он случайно плеснул в чудовище водой из находившегося поблизости озера: это ненадолго отвлекло монстра, позволив островитянину добежать до ближайшего источника с пресной водой и перейти на противоположный берег, где он оказался в безопасности .
Возможное происхождение образа
Образы злобных существ, как предполагается, служили в качестве объяснений явлений, которые островитяне в древние времена не могли объяснить иным образом; многие древние мифы были основаны на естественных явлениях, наблюдаемых в условиях бурного и переменчивого моря в районе Оркнейских островов . Оркнейские легенды испытали сильное влияние скандинавской мифологии, сюжеты из которой смешивались с традиционными кельтскими легендами , ввиду чего истоком образа наклави может быть мифическое существо, о котором островитяне узнали от скандинавов и черты которого соединились с образом традиционной для кельтского фольклора водяной лошади .
Примечания
Комментарии
- Не вполне понятна цель, с которой Джо Бен составил рукописное «Описание Оркнейских островов», представляющее собой последовательные заметки, описывающие традиции и историю Оркнейских островов. О его личности выдвигались различные предположения: согласно Scran, его настоящее имя — Джон Баллендер, и он был направлен с заданием изучения островов ; историк и географ Чарльз Уитерс предполагает, что его настоящее имя — Джон Бенстон или Бейстон, а по роду занятий он был служкой при епископе Оркнейских островов ; местный историк Сигурд Тоури указывает, что его звали, возможно, Джон Белленден или Баллендон, а рукопись называет «старейшим источником по Оркнейским островам после их присоединения к Шотландии в 1468 году» .
- Точная датировка сбора и записи Трейлом Деннисоном легенд не установлена, но различные промежуточные результаты своей деятельности он публиковал в период 1880—1894 годов .
- Как отмечал сам Трейл Деннисон, которым была записана эта история, рассказ Таммаса имел определённое сходство с событиями в поэме Роберта Бёрнса Тэм О'Шентер (1790) .
- Ныне её обычно именуют сап .
Citations
- , pp. ix, xi, xv.
- ↑ . Orkneyjar.com. Дата обращения: 14 июня 2014. 27 июня 2014 года.
- ↑ , p. 131.
- ↑ , p. 23.
- , p. 233.
- . Scran. Дата обращения: 2 июня 2015. 2 июня 2015 года.
- , p. 48.
- . Orkneyjar.com. Дата обращения: 2 июня 2015. 2 июня 2015 года.
- . Orkneyjar.com. Дата обращения: 22 июня 2014. 22 июня 2014 года.
- Jennings, Andrew . . Дата обращения: 21 июня 2014. Архивировано из 21 июня 2014 года.
- , p. 205.
- , p. 387.
- ↑ , p. 132.
- ↑ , p. 22.
- , p. 67.
- , p. 125.
- ↑ , p. 133.
- ↑ , p. 388.
- , p. 57.
- . Scapa Flow Landscape Partnership Scheme. Дата обращения: 24 июня 2014. Архивировано из 24 июня 2014 года.
- . Scran. Дата обращения: 24 июня 2014. 24 июня 2014 года.
- , Dictionary of the Scots Language , Scottish Language Dictionaries, 2004 , Дата обращения: 24 июня 2014 от 28 ноября 2016 на Wayback Machine
- , p. 61.
- , p. 68.
- , p. 252.
- , p. 53.
- , p. 70.
- . Orkneyjar.com. Дата обращения: 26 июня 2014. 26 июня 2014 года.
- , p. 19.
- , p. ix.
- , p. 10.
Библиография
- Bane, Theresa (2013), , McFarland, ISBN 978-1-4766-1242-3
- (2002) [1967], , Psychology Press, ISBN 978-0-415-28601-5
- Douglas, George (2010) [1901], Scottish Fairy and Folk Tales , Abela Publishing, ISBN 978-1-907256-93-6
- Fenton, Alexander (1997), , Dundurn, ISBN 978-1-86232-058-1
- Hibbert, Samuel (1891) [1822], , T and J Manson
- Mack, Carol K.; Mack, Dinah (2010), , Profile Books, ISBN 1-84668-416-1
- Marwick, Ernest W. (2000) [1975], The Folklore of Orkney and Shetland , Birlinn, ISBN 978-1-84158-048-7
- (2009), , Infobase Publishing, ISBN 978-1-4381-1037-0
- Muir, Tom (2014), , History Press, ISBN 978-0-7509-5533-1
- Traill Dennison, Walter (1890), , The Scottish Antiquary, or, Northern Notes and Queries , Edinburgh University Press , 5 (18): 68—71, JSTOR
- Traill Dennison, Walter (1891), , The Scottish Antiquary, or, Northern Notes and Queries , Edinburgh University Press , 5 (19): 130—133, JSTOR
- Traill Dennison, Walter (1891a), , The Scottish Antiquary, or, Northern Notes and Queries , Edinburgh University Press , 5 (20): 167—171, JSTOR
- ; Kingshill, Sophia (2012), , Random House , ISBN 978-1-4090-6171-7
- Withers, Charles W. J. (2001), , Cambridge University Press , ISBN 978-0-521-64202-6
- 2020-12-31
- 2