Interested Article - Спасение болгарских евреев
- 2020-06-28
- 1
Спасение болгарских евреев ( болг. Спасяване на евреите в България ) — эпизод в истории Болгарии во время Второй мировой войны, когда с 1943 по 1945 годы праведниками мира и неравнодушными были спасены от истребления около 50 тысяч болгарских евреев.
В числе организаторов спасения евреев выступили Димитр Пешев , экзарх Болгарский Стефан и митрополит Пловдивский Кирилл . Они убедили царя Бориса III остановить выдачу болгарских евреев немцам . Запрет на депортации евреев вступил в силу 10 марта 1943 года. Поступок болгарских властей широко почитается в мире, особую благодарность высказал президент Израиля Шимон Перес .
Предыстория
Болгария была союзницей Германии в блоке стран Оси, и формально Борис III вынужден был исполнять все требования Адольфа Гитлера для получения дальнейшей помощи и поддержки от Германии. В Болгарии в 1930-е и 1940-е годы усилились радикальные и антисемитские настроения, в правительстве Болгарии значительную долю постов занимали сторонники радикальных партий. Один из них, премьер-министр Богдан Филов , 8 октября 1940 года подписал «Закон о защите нации», ограничивший в правах евреев , а министр внутренних дел Александр Белев оказался причастен к депортации 11 тысяч евреев из оккупированной греческой Фракии и Вардарской Македонии в Треблинку . 22 февраля 1943 года Белев заключил секретное соглашение с гаупштурмфюрером СС Теодором Даннекером о тайной депортации евреев из этих регионов «на заселение в области Восточной Германии» , которую осуществляла бы непосредственно Германия. В ночь с 3 на 4 марта 1943 года евреи греческой Фракии, Восточной Македонии и сербского Пирота были увезены на поезде в Лом через Дунай, затем отправлены по Дунаю в Вену, а оттуда направлены в Треблинку. 15 марта почти все из них были казнены: от смерти спаслось около десятка .
Однако в болгарском правительстве всё же был раскол по еврейскому вопросу: Болгарская православная церковь и интеллигенция осуждали гонения на евреев, а вскоре и общественное мнение стало противоречить позиции правительства. В связи с этим стараниями правительства в болгарском обществе стала усиливаться антиеврейская пропаганда . В январе 1942 года Германия объявила на Ванзейской конференции о планах окончательного решения еврейского вопроса , предусматривавших создание «лагерей смерти» и истребление всех, кто был туда отправлен. В июне 1942 году в Болгарии был образован Комиссариат по еврейским проблемам, который 29 августа 1942 года возглавил министр внутренних дел Белев. Комиссариат обещал немцам доставить 20 тысяч евреев с территории Фракии и Македонии и конфисковать всё их имущество, однако по итогам проверок болгарские чиновники не нашли достаточного числа евреев и вынуждены были арестовать 8 тысяч евреев, живших на территории довоенной Болгарии. Это создавало предпосылки для массовых депортаций евреев в Германию, начиная с марта 1943 года .
Спасение
Предложенный Белевым закон о защите нации, принятый Национальным собранием в январе 1941 года, послужил поводом для эскалации антиеврейской политики. Уже с ноября этого года начались массовые аресты евреев для подготовки их депортации в Германию, в ответ на что религиозные деятели и деятели культуры завалили болгарское правительство открытыми письмами и протестными заявлениями. После долгих споров Борис III вынужден был отменить решение о депортации евреев. Инициатором спасения стал Димитр Пешев, поддержку со стороны церкви оказали митрополиты Кирилл и Стефан .
Многие болгарские политики изначально поддерживали антиеврейские законы. Пешев выступал за сохранение законов, но при этом против депортации евреев в Германию. Болгарское правительство не предоставляло защиты евреям на временно оккупированной территории Македонии и Фракии, поэтому против действий Белева по высылке евреев из Македонии и Фракии в Треблинку не выступил никто, пока не стало известно о том, что Белев решил выслать в Германию 20 тысяч коренных болгарских евреев. Борис III официально также не говорил ничего о защите еврейского населения. Тем не менее протесты по всей стране с участием обычных граждан, которые блокировали «поезда Холокоста», ложась на рельсы, вынудили Бориса III прекратить депортации. Адольф Эйхман и Адольф Гитлер получили официальный ответ от Бориса III, что Болгарии нужны еврейские рабочие для строительства железных дорог и прочей инфраструктуры: Борис III действительно официально включил евреев в специальные строительные отряды .
Память
В 2013 году в память о спасении евреев участок улицы у посольства Болгарии в США был переименован в «Димитр Пешев Плаза» . 10 марта 2016 года, день 73-летия со дня принятия спасительного для евреев решения, был объявлен Днём памяти Холокоста в Болгарии .
В Пловдиве, Бургасе, Софии, Варне, Видине стоят знаки памяти и благодарности болгарскому народу за спасение евреев.
См. также
Примечания
- . aishcom . Дата обращения: 22 мая 2015. 17 ноября 2018 года.
- ↑ . Newpol.org. 2010. Web. . Дата обращения: 29 июня 2015. 9 января 2019 года.
- .
- Holocaustresearchproject.org. "The German Occupation of Europe" HEART, 2008. . Дата обращения: 29 июня 2015. 14 марта 2019 года.
- . Past.bghelsinki.org. . Дата обращения: 30 июня 2015. Архивировано из 5 января 2016 года.
- . Дата обращения: 4 мая 2017. 3 декабря 2019 года.
- nebraskapress.unl.edu Board of Regents of the U of Nebraska, 2013. Print, p. 118 . Дата обращения: 30 июня 2015. 22 октября 2015 года.
- Himka, John; Michlic, Joanna (2013). «Debating the Fate of Bulgarian Jews During World War II». Bringing the Dark Past to Light: The Reception of the Holocaust in Postcommunist Europe . Board of Regents of the University of Nebraska. pp. 120—125. ISBN 978-0-8032-2544-2 .
- . The Times of Israel. Дата обращения: 4 мая 2017. 17 июня 2016 года.
- . TArchaeology in Bulgaria. Дата обращения: 4 мая 2017. 12 февраля 2018 года.
Литература
- Michael Bar Zohar. . — Holbrook: Adams Media Corporation, 1998.
- Christo Boyadjieff. Saving the Bulgarian Jews. — Ottawa: Free Bulgarian Center, 1989.
- Frederick B. Chary. . — University of Pittsburgh Press, 1972.
- Давид Коэн. Оцеляването. — София: Шалом, 1995.
- Gabriele Nissim. L'uomo che fermo Hitler. — Milan: Mondadori, 1998.
- Haim Oliver. We Were Saved: How the Jews in Bulgaria Were Kept from the Death Camps. — Sofia: Sofia Press, 1978.
- Tzvetan Todorov. The Fragility of Goodness. Why Bulgaria's Jews Survived the Holocaust. — London: Weidenfeld & Nicolson, 2001.
Ссылки
- (англ.)
- (болг.)
- 2020-06-28
- 1