Interested Article - Какиэмон

Фигурки слонов в стиле какиэмон

Какиэмон ( яп. 柿右衛門様式 какиэмон ё:сики ) — стиль росписи японского фарфора , изготавливаемый гончарной династией Сакаида с начала XVII века. Какиэмон был настолько популярен, что этим словом зачастую называли весь японский фарфор .

История

Имитация какиэмона, мейсенский фарфор

Вероятный основатель династии Сакаида — гончар из провинции Хидзэн Сакаида Какиэмон ( яп. 酒井田 柿右衛門 , 1596—1666) , или Сакайда Кизаи-Эмон, сын и ученик матера-керамиста Энсая, его имя дало название всему стилю. По легенде секрет наиболее известного вида украшения поверхности — разноцветной надглазурной росписи — был передан семье Сакаида китайским гончаром, случайно встреченным в порту Нагасаки , однако скорее всего от китайских гончаров через посредничество Тодзимы Токудзаэмона был получен рецепт полупрозрачной глазури, которой прославился фарфор какиэмон . Совершенства в производстве фарфора достигли четвёртое и пятое поколения семьи Сакаида .

Другая версия сообщает о том, что мастер Сакайда Кизаи-Эмон, сын и ученик мастера Энсая, с 1644 года, работавший в селении Арита, первым придумал мотив росписи с изображением парных слив ярко-красного цвета (kaki), отчего сам мастер и его потомки получили родовое прозвание «Какиэмон». Сакайда Какиэмон и два его сына (насчитывается двенадцать поколений семьи) выработали стиль мелкой пёстрой полихромной росписи красной, оранжевой, зелёной и чёрной красками с золотом. Стиль росписи «какиэмон», или «имари» (имари-арита), оказал значительное влияние на деятельность голландских мастеров росписи фаянса из Делфта , так называемого делфтского фаянса XVII—XVIII веков и работу живописцев саксонских и, позднее, английских мануфактур. Так на знаменитой фарфоровой мануфактуре в Майсене успешно производили вещи с росписью под названием «какиэмон» . Крупнейшие коллекции какиэмона в Европе находятся в Хэмптон-корте и Дрезденском собрании фарфора .

С конца XVIII по начало XX века какиэмон находился в упадке, однако позже традицию возродили гончары из двенадцатого поколения династии . Сакаида Какиэмон XIV получил звание . По состоянию на 2017 год фарфор какиэмон создаёт Сакаида Какиэмон XV (род. 1968) .

Изделия

Наиболее характерные изделия какиэмон — фарфор с надглазурной росписью ( яп. 色絵 ироэ ) , но известны также изделия видов «сомэцукэ» (с синей кобальтовой подглазурной росписью) и (белый фарфор) . «Сомэцукэ» представлен на горшках, изготовленных в Ками-Нангавараяме и Симо-Нангавараяме, либо в общественных печах «ёриаи-гама», а также на изделиях из печей Мацугатанэ, принадлежавших клану Оги .

Фарфор «какиэмон» имеет несколько отличий от схожего внешне фарфора стиля « арита »: изделия «какиэмон» изготавливают из разных видов глины в зависимости от назначения, роспись на них не сплошная, встречаются большие пробелы, для украшения используется небольшой набор цветов. На керамике какиэмон очень часто бывает контурная линия на ободке, нехарактерная для ариты, а также рельефные украшения .

Примечания

  1. , p. 29.
  2. .
  3. , p. 455.
  4. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. — Прага: Артия, 1980. — С. 194
  5. Власов В. Г. Имари, Имари-Арита // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IV, 2006. — С. 91—92
  6. .
  7. , p. 456.
  8. (яп.) . Kakiemon.co.jp. Дата обращения: 7 марта 2017. 7 марта 2017 года.
  9. , p. 71—72.

Литература

  • Hiroko Nishida. . — Издательство Оксфордского университета , 2008. — (Grove Art Online). (требуется подписка)
  • Nagatake Takeshi. (англ.) . — Kodansha International, 2003. — P. 71—72. — ISBN 9784770029522 .
  • Frederic L. , Roth K. (англ.) . — Belknap, 2002. — (Harvard University Press Reference Library). — ISBN 9780674017535 .
  • Campbell Gordon. (англ.) . — Oxford University Press, 2006. — P. 29. — ISBN 9780195189483 .
  • (англ.) . (2012). Дата обращения: 13 марта 2017.
Источник —

Same as Какиэмон