Рохлин, Лев Яковлевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Лев Я́ковлевич Леони́дов ( 1889 — 1952 ) — российский и советский фотограф , мастер портрета и фоторепортажа, автор широко известных изображений Ф. И. Шаляпина и В. И. Ленина , фотокорреспондент журналов « Огонёк » и « Советское фото » .
Лев Леонидов жил и работал в Москве. До революции главными темами его творчества были театральная жизнь и люди искусства . В 1900—1910-х годах им сделаны групповые фотографии труппы Малого театра , фотопортреты актёров, запечатлены сцены из спектаклей. Съёмка производилась Леонидовым в фотоателье, в зданиях, где устраивались выездные гастрольные спектакли .
После публикации серии фотографий «Ф. И. Шаляпин в кругу семьи» в журнале « Заря » в 1916 году Леонидов был приглашён в журнал « Огонёк » . Последним его аполитичным фоторепортажем стал пожар Театра Незлобина 14 января 1917 года. Одна из первых леонидовских фотографий послереволюционных дней — камера Таганской тюрьмы , где в 1906 году находился председатель Государственной думы С. А. Муромцев .
В 1917 году в журналах публиковались снимки Леонидова, запечатлевшие прошедшую в Москве 12 августа массовую забастовку в ответ на созванное Временным правительством государственное совещание . Им были запечатлены П. А. Кропоткин , П. Н. Милюков , генерал М. В. Алексеев , Е. К. Брешко-Брешковская , Н. В. Чайковский . В том же году фотограф поступает на работу в созданное агентство Центропечать , разместившееся на Тверской улице , 38. Им организован фотоотдел при агентстве, налажен выпуск агитационных плакатов и открыток .
Октябрьскую революцию и Гражданскую войну снимали многие, но осталось лишь несколько имён — Пётр Оцуп , Виктор Булла , Яков Штейнберг , Павел Жуков , Алексей Савельев , Пётр Новицкий , Лев Леонидов, Григорий Гольдштейн , Александр Дорн . Все они представители традиционной регистрирующей фотографии, для которой документальность и беспристрастность превыше всего.
Леонидов производит съёмки партийных конференций, съездов , праздничных демонстраций. В 1918 году становится корреспондентом петроградского иллюстрированного журнала «Пламя», фиксирует все новые памятники, появляющиеся на улицах Москвы, открытие мемориальных досок. Многие из объектов впоследствии утрачены и известны только по его фотографиям (памятник Робеспьеру в Александровском саду , поэтам А. Кольцову и И. Никитину , художнику О. Кипренскому и др.) .
Леонидовым был неоднократно запечатлён облик В. И. Ленина , его воспоминания о том, как производились эти съёмки, опубликованы в журнале « Советское фото » в 1926 году . Первая фотография Ленина была сделана Леонидовым 7 ноября 1918 года, у стены Сенатской башни Кремля, на открытии мемориальной доски в честь погибших борцов революции. В числе объектов «чёткого по рисунку и композиционно охватывающего широкую панораму» снимка были также Я. М. Свердлов , В. А. Аванесов , Н. И. Подвойский , Г. И. Окулова , М. Ф. Владимирский и другие представители партийного руководства .
Фотосъёмки вождя производились Леонидовым как в помещениях, так и на пленэре , сохранились выполненные им индивидуальные и групповые портреты. В числе известных оставленных им исторических фотодокументов — фотографии президиума VIII съезда РКП (б) , групповой фотопортрет «В. И. Ленин, Демьян Бедный и делегат VIII съезда РКП(б) от Украины Ф. Панфилов», «В. И. Ленин в группе делегатов X съезда РКП(б) ». Фотографом запечатлены также Ленин с Н. К. Крупской на Красной площади на праздновании 1 мая 1919 года, приезд Ленина в Центропечать для записи речей на грампластинки , Ленин в окружении народа на ступенях трибуны в день празднования 2-й годовщины революции, «Речь В. И. Ленина на Свердловской площади в день отправки войск на польский фронт» и другие сюжеты .
C середины 1920-х годов Леонидов становится постоянным фотокорреспондентом журнала « Прожектор », с 1926 года сотрудничает с журналом « Советское фото », выступая в том числе в качестве автора, делящегося профессиональным опытом. В конце 1920-х создаёт галерею портретов писателей — А. Серафимович , Ф. Гладков , С. Подъячев , И. Касаткин , А. Чапыгин , П. Низовой , А. Воронский , А. Безыменский , И. Ильф , И. Уткин и др.
В 1928 году Леонидов участвует в выставке «Советская фотография за 10 лет», проходившей в помещении бывшего Музея Красной Армии на Воздвиженке, входит в состав её комитета .
Фототека Льва Леонидова использовалась для исторических справок — к его фотодокументам обращались режиссёр Борис Барнет и художник Александр Родченко при подготовке фильма « Москва в Октябре » (1927). Благодаря запечатлённым фотохудожником кадрам создателям картины удалось воссоздать исторический облик ряда персонажей, а также разыскать участников Московского восстания для консультаций . Воспоминания и фотографии художника используются историками для уточнения датировок исторических событий .
Оригиналы исторических фотодокументов, сделанных Львом Леонидовым, не сохранились. Отпечатанные со стеклянных пластинок фотографии его работы находятся в Российском государственном архиве литературы и искусства , Российском государственном архиве кинофотодокументов , музейных фондах Малого театра , РИА Новости . Часть негативов хранится в музее-заповеднике « Сталинградская битва » .