Ой, то не вечер
- 1 year ago
- 0
- 0
«Вечер шутов» ( швед. Gycklarnas afton ) — фильм Ингмара Бергмана 1953 года . Сюжет повествует об актёрах бродячего цирка , об их тщетных попытках вырваться из несвободы, обусловленной их неустроенной кочевой жизнью, полной нищеты и унижения, и перейти к несвободе обеспеченной буржуазной жизни.
Бродячий цирк путешествует по Швеции начала XX века и останавливается на окраине небольшого города. Основное действие предваряется рассказом о клоуне Теодоре Фросте (
) и его жене Альме ( ), которая несколько лет назад под воздействием внезапного импульса решила искупаться в обнажённом виде вместе с ротой солдат, участвовавших в учениях на морском побережье. О странном поступке жены сообщили Фросту и он, прервав своё выступление, был вынужден участвовать в унизительной сцене, пытаясь вытащить Альму из воды и отвести домой.Альберт ( Харриет Андерссон ), отправляются в местный театр, чтобы одолжить костюмы для своей труппы. Директор театра ( Гуннар Бьёрнстранд ) говорит, что считает цирковых артистов сбродом, но соглашается одолжить костюмы ради возможности увидеть представление. Франс ( Хассе Экман ), артист театра, едва заметив Анну, предлагает ей бросить Альберта и уйти к нему, обещая обеспеченную жизнь. Альберт и Анна устали от неустроенности и ищут способ перейти к более спокойной жизни.
), хозяин цирка, вместе со своей любовницей Анной (Альберт навещает свою жену Агду (
), которую он оставил три года назад. Она принимает его дружелюбно, сообщая, что вполне довольна спокойной и обеспеченной жизнью хозяйки табачного магазина, кормит Альберта обедом, зашивает изношеный сюртук и даже предлагает одолжить денег. В конце концов Альберт заявляет, что готов оставить жизнь бродячего артиста и уговаривает принять его обратно, но Агда отвергает его.Тем временем Анна решает принять предложение Франса. Он начинает вести себя агрессивно, запирает комнату и обещает Анне отдать ключ и дорогостоящий медальон в обмен на благосклонность. Альберт, возвращаясь от жены, замечает Анну, заходящую в ювелирную лавку, чтобы продать медальон Франса. Вечером в цирковом фургоне он устраивает ей сцену ревности. Анна признаётся в измене, упоминая, что медальон оказался поддельным.
Начинается цирковое представление, на которое приходят артисты театра. Франс во время выступления Анны начинает выкрикивать намёки на интимные отношения с ней. Завязывается драка, в ходе которой Франс сильно избивает Альберта. После окончания представления Альберт собирается застрелиться, но после того как его останавливает Фрост, Альберт убивает циркового медведя. На следующее утро бродячий цирк собирается в дорогу, Альберт и Анна решают продолжить путь вместе.
Актёр | Роль |
---|---|
Альберт Юханссон | |
Харриет Андерссон | Анна |
Хассе Экман | Франс |
Теодор Фрост клоун | |
Альма Фрост жена Теодора Фроста | |
Агда жена Альберта | |
Йенс | |
Гуннар Бьёрнстранд | господин Шуберг директор театра |
Блом режиссёр театра Шуберга | |
офицер-артиллерист | |
карлик |
Сценарий «Вечера шутов» показался
, возглавлявшему в то время студию «Свенск Фильминдустри», слишком авангардным даже для шведской аудитории. Ингмар Бергман обратился к продюсеру из «Сандрев» и тот согласился профинансировать фильм, рассчитывая на повышение престижа студии и на возможный успех в зарубежном прокате.Фильм снимался с конца февраля по июнь 1953 года.
В работе над «Вечером шутов» принимало участие три оператора. Свен Нюквист , ставший впоследствии основным оператором Ингмара Бергмана снимал сцены в цирковом тенте. Третий оператор, , снял вступительную флешбэк -сцену с Фростом и его женой .
снял большую часть уличных и студийных сцен, но не был указан в титрах. Заменивший егоКритики и исследователи отмечали сходство сюжетных линий Альберта и Анны с немым фильмом Э. А. Дюпона « Варьете », в котором главный герой, воздушный гимнаст бродячего цирка, узнав об измене любовницы, убивает своего молодого соперника . Сам Ингмар Бергман настаивал на том, что мотивы действий Альберта гораздо сложнее — речь идёт не только о ревности, но прежде всего о его противоречивом стремлении к «свободной» жизни бродячего артиста и к тихой, спокойной буржуазной жизни .
В «Вечере шутов», как и в других работах этого периода , Бергман часто использует в кадре зеркало не просто ради получения эффектной композиции, но в качестве метафоры противопоставления персонажей друг другу и попыток персонажей разобраться в себе . Особенностью нарратива является повторение схожих сюжетных линий. Гротескная, похожая на кошмарный сон унизительная сцена с Теодором Фростом и Альмой получает отражение в эпизоде с унижением и избиением Альберта на арене цирка. Анна приходит в театр и наблюдает из-за кулис за Франсом, репетирующим сцену самоубийства — вечером того же дня она видит готовящегося к настоящему самоубийству Альберта. Унижение, на которое идёт Альберт, когда просит у своей жены разрешения вернуться к тихой оседлой жизни, повторяется с Анной в гримёрной комнате Франса — жизнь с театральным актёром кажется ей более благополучной и она готова остаться с ним на любых условиях.
Премьерный показ фильма в Швеции состоялся в середине сентября 1953 года. «Вечер шутов» не пользовался успехом у зрителей, и реакция многих кинокритиков была резко отрицательной . Фильм критиковали за мрачную, пессимистичную атмосферу и показную аморальность поступков некоторых персонажей . В то же время, некоторые обозреватели оценили фильм весьма высоко.
назвал «Вечер шутов» лучшим фильмом Бергмана. Более сдержанные критики хвалили визуальную стилистику фильма, игру Оке Грёнберга и Харриет Андерссон, но отмечали слабость сценария и банальность поднимаемых тем .Бергман опасался, что провал «Вечера шутов» может положить конец его режиссёрской карьере:
Понятно, что я воспринял провал у публики и провал у критики как катастрофу. Я понимал, что всякий раз, когда дела у меня шли плохо, уменьшались и мои возможности снимать новые фильмы. Сектор становился всё уже. Это было очень неприятное ощущение.
— Интервью Ингмара Бергмана