Платок
- 1 year ago
- 0
- 0
Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из козьего пуха и нити -основы ( хлопчатобумажной , шёлковой и др.).
Наряду с тульским самоваром , матрёшкой , хохломской росписью , гжелью , палехом , вологодскими кружевами , дымковской игрушкой , ростовской финифтью , уральским малахитом , является одним из традиционных символов России .
Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае 300 лет назад, ещё в XVIII веке. По некоторым источникам, вязание шалей из козьего пуха коренным населением этих мест существовало ещё до образования Оренбургской губернии . У истоков их славы стояли не только рукодельницы -пуховницы, но и учёные , исследователи , энтузиасты искусства. Первым обратил внимание на оренбургские пуховые платки Пётр Иванович Рычков . В 1766 году он опубликовал исследование «Опыт о козьей шерсти» и предложил организовать в крае пуховязальный промысел . В описании жизни Рычкова академик П. П. Пекарский назвал его «создателем того кустарного промысла в Оренбургском казачьем войске, который кормит не одну тысячу народа уже второе столетие ».
За пределами Оренбурга пуховые платки стали широко известны после заседания Вольного Экономического общества 20 января 1770 г . На этом заседании А. Д. Рычков был награждён золотой медалью «в знак благодарности за оказанное усердие к обществу собиранием изделий из козьего пуха».
За рубежом оренбургские пуховые платки впервые были представлены на первой Лондонской международной выставке 1851 года [ уточнить ] , что позволило им выйти на международный уровень и получить там признание. В 1862 году на Лондонской выставке оренбургская казачка Ускова М. Н. получила медаль «За шали из козьего пуха».
Пика популярности оренбургские паутинки достигли на закате развития Российской империи . Изделия были настолько популярны внутри страны, что в 1884 году английский предприниматель Генри Родс запустил у себя на родине производство «оренбургских» платков с целью продажи их в Россию.
Интерес к ним проявляется за рубежом и в настоящее время: выходят заметки и статьи в СМИ , публикуются книги о вязании оренбургских пуховых изделий.
Пух оренбургских коз — самый тонкий в мире: его толщина 16-18 мкм, в то время как ангорских коз ( мохер ) — 22-24 мкм. Поэтому связанные из него шали и паутинки особенно нежные и мягкие. Суровые морозные зимы со снегом, метелями и буранами, а также питание растительностью горных степей Урала — основные причины, по которым оренбургские козы имеют такой тонкий пух. Вместе с тем он очень прочный — прочнее шерсти.
Существует распространенный миф о попытке вывоза оренбургских коз в XIX веке, однако источники свидетельствуют, что французская экспедиция вывозила коз из других мест, причём интерес представляла кашмирская, а не оренбургская порода .
По состоянию на 2023 год наименование места происхождения товара «Оренбургский пуховый платок» закреплено за пятью организациями.
Оренбургские платки бывают нескольких видов:
Паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Лучшие тонкие паутинки вяжут в сёлах Жёлтое и Шишма Саракташского района . Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через обручальное кольцо и помещается ли в гусином яйце. Не каждое хорошее изделие обязательно соответствует данным условиям, так как каждая мастерица прядёт нить разной толщины, иной раз предпочитая более толстую.
В качестве основы для паутинок используют шёлковую (реже вискозную или хлопчатобумажную ) нить, для шалей хлопчатобумажную, реже лавсановую . Обычная пропорция — две трети пуха и одна треть шёлка.
Хороший платок ручной работы вяжут из сучёной пряжи: мастерица сначала прядёт плотную нить из козьего пуха, а затем соединяет её с шёлковой (хлопчатобумажную) нитью. Изначально он не выглядит пушистым. Изделия начинают пушиться в процессе носки. Носится такой платок очень долго.
Хорошая мастерица за месяц может связать две паутинки среднего размера или три палантина. На изделия большого размера или с рисунком или надписью уходит месяц и более. Каждый платок — это оригинальное художественное произведение, в которое вложено немало творческого труда и терпения пуховязальщиц.
В Оренбургской области вяжут не только вручную, но и на машинах. Машинные изделия красивые и менее дорогие, но не могут сравниться с платками ручной работы. Машина при вязке «рубит» пух, и изделие становится более грубым, похожим на платок из очень мягкой шерсти. Впрочем, серединка платка некоторыми мастерицами вяжется именно на машине, так как получается более ровной, однако ручная работа и в этом случае ценится выше.
Самая большая коллекция платков представлена в Музее истории оренбургского пухового платка, являющегося филиалом Оренбургского областного музея изобразительных искусств .
Одной из известных пуховниц является Магинур Абдуловна Хусаинова из села Сакмара . Её работы хранятся в музеях России, Японии и Малайзии , в частности, в Музее исламского искусства Малайзии в Куала-Лумпуре и Музее искусства Азии при Университете Малайя .
|
В статье
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|