Interested Article - Дешалыт, Ефим Исаакович

Ефим Исаакович Дешалыт ( 24 октября 1921 , Москва 6 апреля 1996 , там же) — советский художник, мастер-создатель диорам , глава и основатель одной из двух основных школ советского диорамного искусства . Создатель Мастерской диорамного искусства (1972) . Народный художник РСФСР (1978).

Биография

Участник Великой Отечественной войны — красноармеец 38-го стрелкового полка 13-й Московской стрелковой дивизии народного ополчения (Ростокинского района) . В 1943 году окончил Всероссийский государственный институт кинематографии как художник-постановщик фильмов. На студии Моснаучфильм создал изобразительный ряд более, чем в двадцати научно-популярных картинах .

С 1955 года занимался созданием диорам и панорам для музеев и выставок, в том числе советских национальных выставок за рубежом и международных ярмарок. Первыми опытами Ефима Дешалыта стали ещё небольшие диорамы для павильонов Выставки достижений народного хозяйства СССР .

Всего коллективами под руководством Ефима Дешалыта было создано не менее 83 предметно-живописных композиций на различные темы , в первую очередь исторические и батальные. Фотографии некоторых из них собраны в авторском альбоме Е. И. Дешалыта «Панорамы Родины», выпущенном в 1979 году издательством «Изобразительное искусство» .

Похоронен на Донском кладбище .

Творчество

Наиболее величественной предметно-живописной композицией Ефима Дешалыта стала знаменитая диорама « Москва — столица СССР », созданная в 1977 году для выставки, посвящённой 60-летию Октября , в Лос-Анджелесе. Макет центра Москвы , наблюдаемого со стороны Кремлёвской набережной , в масштабе 1:75 имеет общую площадь живописной и предметной частей более 300 квадратных метров, снабжён осветительными эффектами и звуковым сопровождением. Разборная диорама объехала Соединённые Штаты Америки , несколько стран Европы, экспонировалась на Выставке достижений народного хозяйства. В настоящее время размещена в холле гостиницы «Украина» в Москве .

Другие крупнейшие диорамы

Интересен ряд небольших диорамных композиций природно-ландшафтного характера, созданных под руководством Е. И. Дешалыта для Биологического музея имени К. А. Тимирязева в Москве: как общего плана — « Птичий базар », « Смешанный лес », « Песчаная пустыня » , так и камерные (« Тетеревиный ток »). Для их создания сотрудники музея выезжали в природные заповедники соответствующей климатической зоны, в том числе на Баренцево море и в пустыню Каракумы .

К сожалению, ряд грандиозных планов художника остались нереализованными: « Штурм Московского Кремля в 1917 году », « Героический подвиг 13-й погранзаставы под командованием лейтенанта А. В. Лопатина в июне-июле 1941 года » для музея пограничных войск , « Оборона Брестской крепости » для Центрального музея Великой Отечественной войны в Москве .

Творчество Ефима Дешалыта характеризуется возросшей ролью предметной части диорамы, наличием в её композиции множества человеческих фигур. При создании масштабных произведений художник изучал архивные документы, с точностью воссоздавая по ним ландшафт (зачастую сильно изменившийся к моменту создания произведения), униформу, экипировку участников и даже погоду в день исторического события . Одежда на ростовых фигурах была специально пошита и обрабатывалась, чтобы не выглядеть новой . Будучи по образованию художником-постановщиком кинофильмов, Дешалыт стал первопроходцем в области звукового (текстового и музыкального) и светодинамического сопровождения диорам .

Ефим Дешалыт — автор множества живописных работ: натюрмортов , портретов . Эскизы, создаваемые художником для живописной части диорам, зачастую являлись полноценными картинами на ту же тему . В то же время Дешалыт много ездил по Советскому Союзу и странам Европы, создавая классические пейзажи . В московских пейзажах кисти художника запечатлены многие ныне несохранившиеся уголки и здания центра столицы. Критики отмечают точность городских видов, сочетающуюся, тем не менее, с умением отобразить «дух ушедшего времени», тонкостью колористического решения полотен .

Литература

  • Диорама, как она есть. К 90-летию Е.И.Дешалыта. (рус.) // Железнодорожное Дело : журнал. — 2011. — № 1 (64) .

Ссылки

  • (недоступная ссылка)

Примечания

  1. Дружинин А. А. . — М. : ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания», 2014. Дата обращения: 14 мая 2017. 16 февраля 2018 года.
  2. . Дата обращения: 14 мая 2017. 8 октября 2017 года.
  3. Газета «Гудок» , 17.04.2015
  4. Долгова Л. Дыхания времени. 50-летие Центрального Музея Революции СССР // Наука и религия. 1974. № 8. С. 2-8
  5. Карапетян В. Диорама Еревана // «Коммунист» (Ереван). 1965. 5 октября. № 234
  6. Богуславский Г. 1812 год в русском искусстве // Декоративное искусство СССР. 1962. № 9
  7. Дата обращения: 29 мая 2017. 17 февраля 2018 года.
  8. . Дата обращения: 24 июня 2022. 29 сентября 2017 года.
  9. К 80-летию первой русской революции // Московский художник. 1985. 31 мая. № 23 (1133)
  10. Дата обращения: 14 мая 2017. 20 июня 2017 года.
  11. Дата обращения: 29 мая 2017. Архивировано из 23 мая 2017 года.
  12. . Дата обращения: 14 мая 2017. Архивировано из 3 октября 2017 года.
  13. Дата обращения: 14 мая 2017. 29 апреля 2016 года.
  14. Дата обращения: 14 мая 2017. 10 мая 2018 года.
Источник —

Same as Дешалыт, Ефим Исаакович