Interested Article - Эффект пиццы

Пицца — итальянское блюдо, ставшее символом социального феномена

Эффе́кт пи́ццы или пи́цца-эффе́кт ( англ. Pizza effect ) — понятие, использующееся в религиоведении , социологии религии и социальной ( культурной ) антропологии для описания феномена отдельных составляющих культуры каких-либо нации или народа , которые, оказавшись в другой социальной среде , пережили (англ.) и затем снова вернулись в материнскую культуру , или способа, при помощи которого происходит влияние на культурную самоидентификацию со стороны внедрённых извне источников .

История

Название феномена, предложенное в 1970 году австрийско-американским индологом и антропологом Агеханандой Бхарати (Леопольдом Фишером) , возникло из-за сходства с историей традиционного итальянского блюда — пиццы , которая в самой Италии представляла собой простую лепёшку и являлась пищей беднейших слоёв населения. Однако после того как итальянские эмигранты переселились в США , её начинка усложнилась, а сама пицца не только стала популярной едой среди американцев, но и, возвратившись на свою историческую родину, стала восприниматься как деликатес в итальянской кухне .

Примеры эффекта пиццы

Бхарати приводил следующие примеры эффекта пиццы :

В свою очередь американский индолог Дэвид Миллер, затрагивая вопрос о повышении положения Бхагавадгиты, о котором говорил Бхарати, высказал мнение, что в той же степени верно говорить об «оживлённом интересе к четырём Ведам и Упанишадам как таковым, наряду с неисчислимым количеством комментариев, написанных для толкования и систематизации текстов», которыми пренебрегали западные историки религии, занятые преимущественного поисками классических индуистских текстов, в то время как «индийские учёные, также включённые в это же меню, выглядели не столь аппетитно, как их западные коллеги». Кроме того западные учёные, как отмечает Миллер, «упустили из виду жизненную силу или сущность индийских этических традиций» .

Британский религиовед Ким Нотт отмечала, что через Вивекананду и основателей Теософского общества (чья штаб-квартира разместилась в Адьяре ) Е. П. Блаватской и Анни Безант , находившихся под влиянием (англ.) и всячески защищавших их от критики христианских миссионеров, индуистские идеи вернулись с Запада в Индию и получили второе дыхание. Кроме того, она обращает внимание на тот факт, что даже Махатма Ганди «не сильно интересовался религией, пока не поехал в Лондон изучать право, где освоил „Бхагавадгиту“ на английском языке в переводе сэра Эдвина Арнольда , что оказало глубокое влияние на его духовное мировоззрение» .

Американский буддолог Стивен Дженкинс обращает внимание на то, что буддистский модернизм (или протестантский буддизм ) создан западными людьми, которые «приняли его за порождение Шри-Ланки», и затем через Анагарику Дхармапалу и Теософское общество оказали влияние как на собственно буддизм в Шри-Ланке , так и на распространение буддизма в Индии и на Западе .

Американский индолог (англ.) указывает на имевшее место влияние переводов Общества палийских текстов на буддизм Южной Азии .

Американский востоковед Оливер Лиман отмечает, что религиозная мысль Ибн Рушда , воспринятая в XIX веке некоторыми европейскими учёными, как например Эрнест Ренан , в дальнейшем оказала влияние на эпоху Нахда в арабском мире.

Британский историк- арабист Марк Сэджвик отмечал, что исламистский терроризм и террористы-смертники могут рассматриваться в качестве примеров того, как частные толкования отдельными течениями идеи шахида , или мученичества за веру, затем были привнесены в большой мусульманский мир .

Американский востоковед Анита Муннур обращает внимание на то, что такое популярное в индийской кухне блюдо, как курица тикка масала первоначально возникло в британской кухне .

Обратный эффект пиццы

Религиовед Йорн Броуп высказывал мысль о «перевёрнутом эффекте пиццы», когда изменения, произошедшие под влиянием одной культуры, потом возвращаются в неё обратно, приводя в качестве примера немецкого философа Мартина Хайдеггера , который «по-видимому был сильно воодушевлён восточной мыслью — восточная мысль была представлена им через „ протестантские “ или „ западные “ глаза», хотя и сделал оговорку, что «подобная трансформация, естественно, не является самобытным феноменом в религиоведении, где осмысления, переосмысления и придумывания рассматриваются как общие характеристики религии».

В свою очередь Стивен Дженкинс писал, что «любящие пиццу американские туристы, отправляющиеся в Италию миллионами, искали настоящую итальянскую пиццу. Итальянцы, отвечая на этот спрос, создали пиццерии для удовлетворения американских чаяний. Будучи в восторге от открытия „исконной“ итальянской пиццы, американцы впоследствии открыли сети „исконно“ итальянских пиццерий с кирпичными печами . Следовательно, американцы встретили своё собственное отражение в другом и были в восторге» .

См. также

Примечания

  1. , p. 33—34.
  2. , p. 267.
  3. , p. 78.
  4. , p. 187.
  5. .
  6. .
  7. , p. 267—268.
  8. , p. 11.
  9. , p. xvi.
  10. .
  11. , p. 3.
  12. , p. 477.
  13. , p. 81.

Литература

на русском языке
  • Бхарати А. // Неприкосновенный запас . — 2016. — № 1 . ( Bharati A. Indian Expatriates in North America and Neo-Hindu Movements // / Yadava J.S., Vinayshil G. (Eds.). — New Dehli: Concept Publishing Company, 1980. — P. 245–255. )
  • Сэджвик М. // Неприкосновенный запас . — 2016. — № 1(105) . ( Sedgwick M. Islamist Terrorism and the «Pizza Effect» // Perspectives on Terrorism. — 2007. — № 6 . — P. 3–6. )
на других языках
Источник —

Same as Эффект пиццы