Interested Article - Евангельск (проект города)
- 2020-04-06
- 1
Ева́нгельск (другое название — город Солнца ) — нереализованный проект города евангельских христиан и баптистов на территории современного Алтайского края , активно разрабатывавшийся в 1926—1928 годах.
Первоначальное разрешение на основание поселения было дано советскими властями из практических соображений, но последовавшее с окончанием НЭПа ужесточение политики по отношению к религиозным общинам положило конец этому проекту.
Суть проекта
Город должен был располагаться у начала реки Оби — месте слияния рек Бия и Катунь . Инициатором проекта был поэт, инженер и религиозный деятель Иван Проханов , сумевший до этого добиться создания эффективных сельскохозяйственных христианских коммун в разных местах Советского Союза .
Предполагалось, что город по своей планировке будет напоминать солнце: в центре — площадь диаметром 2 версты , окружённая молитвенными домами , школами, больницами и т. п.; от неё лучами расходятся улицы, утопающие в зелени садов и рощ. С площади светит мощный прожектор — «солнце». В городе предполагалось поддерживать христианский порядок и чистоту, а в пригородах — организовать сельскохозяйственные предприятия по садоводству , пчеловодству , тонкорунному овцеводству , коневодству , шелководству и т. п .
Прообразом Евангельска была протестантская коммуна « » в Крыму, вблизи Софиевки , которую Проханов организовал в 1894 году . Артельщики «Вертограда» занимались сельскохозяйственным трудом, а в свободное время — чтением Священного Писания . В результате ужесточения преследований протестантов в Российской империи коммуна вынужденно прекратила деятельность в 1898 году. Однако в дальнейшем Проханов использовал этот опыт, в частности, уже в советский период став вдохновителем и организатором движения христианских трудовых коммун , охватившего многие регионы СССР .
Это движение получило официальную поддержку в первое десятилетие Советской власти. Например, Тринадцатый съезд РКП(б) в 1924 году, после внутрипартийной дискуссии, постановил: «Умелым подходом надо добиться того, чтобы направить в русло советской работы имеющиеся среди сектантов значительные хозяйственно-культурные элементы» .
Попытка реализации
Масштабный прохановский проект строительства Евангельска стал одним из этапов движения христианской трудовой кооперации . В ноябре 1926 года, по окончании Десятого Всесоюзного съезда евангельских христиан, по его инициативе специалисты из числа верующих взялись за разработку проекта. На эту работу ушло менее года. По мнению историка и теолога Андрея Пузынина, Евангельск стал «апогеем» постмилленаризма Ивана Проханова, его представления об идеальной организации христианской коммуны, построенной на принципах реставрированного первоапостольского христианства .
Проект поддержал секретарь Антирелигиозной комиссии при ЦК ВКП(б) , сотрудник ОГПУ Евгений Тучков . По данным Льва Митрохина , именно Тучков предложил проекту второе название — «город Солнца» , в честь средневековой утопии Томмазо Кампанелла . По мнению религиоведа Андрея Савина, поддержка Тучкова скорее всего объяснялась желанием освободить от евангелистов крупные города СССР, собрав их всех в одном месте, где за ними было бы легче вести наблюдение его ведомству .
Проханов получил разрешение в Наркомземе на выделение земли и изыскательские работы. С этой целью Проханов отправился в Сибирь в августе 1927 года. После общения с краеведами и другими специалистами место под город было выбрано. Здесь Проханов и сопровождавшие его верующие (инженер М. П. Шоп-Мишич, председатель Сибирского отдела ВСЕХ М. А. Орлов и др.) 11 сентября совершили символическую высадку кедра и американского клёна, а также провели богослужение .
Ликвидация проекта
Дальше символической посадки деревьев дело не пошло. На заседании Политбюро ЦК ВКП(б) 17 мая 1928 года выступил И. В. Сталин с сообщением о «вопиющем факте» разрешения переселенческого отдела Наркомзема РСФСР на организацию в Сибири «религиозного города». Политбюро поручило выступить с докладом о ситуации Емельяну Ярославскому на следующем заседании. После выступления Ярославского 25 мая Политбюро поручило Наркомзему «ликвидировать дело» .
Историк Савин писал, что это решение Политбюро весьма символично совпало с общим изменением и ужесточением государственной политики от НЭПа к коллективизации , в ходе которой и религиозный вопрос в СССР должен был найти своё «окончательное решение» путём недвусмысленных административно-запретительных и репрессивных мер. Тонкие чекистские комбинации становились излишне сложными и ненужными в глазах советских лидеров .
Надежда на свой город Солнца ещё некоторое время жила среди евангельских христиан и баптистов. В качестве примера историки Попов и Савин приводят слова баптиста Манченко, сказанные им на деревенском сходе в деревне Солона Красноярского края, посвящённом агитации за колхоз: «Нам, баптистам, в центре Сибири будет построен новый город под названием „Солнце“, где будут жить одни баптисты и иметь свои производства, тогда-то будет нам хорошо» .
Примечания
- ↑ , с. 51.
- Журнал « Христианин », 1928, № 1, с.13
- ↑ .
- .
- , с. 70—71.
- , с. 76—77.
- , с. 315—316.
- , с. 377.
- ↑ .
Литература
- Дементьев А. А. . — Владивосток: Русский Остров, 2011. — 272 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-93577-054-2 .
- Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). — СПб. : РХГИ , 1997. — 480 с. — 2500 экз. — ISBN 5-88812-037-5 .
- Никольская Т. К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905— 1991 годах. — СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге , 2009. — 356 с. — (Территории истории; Вып. 2). — ISBN 978-5-94380-081-8 .
- Пузынин А. П. Традиция евангельских христиан. Изучение самоидентификации и богословия от момента её зарождения до наших дней. — М. : Библейско-богословский институт св. апостола Андрея , 2010. — 523 с. — ISBN 978-5-89647-235-3 .
- Попов В. А. // Независимая газета . — Москва, 2010.
- Попов В. А. Христианские коммуны Проханова // « Наука и религия ». — 1990. — № 7 . — С. 48—52 .
- Савин А. И. // Вестник Новосибирского государственного университета. — Новосибирск: НГУ , 2009. — Т. 8 , вып. 1 . — С. 45—49 .
- 2020-04-06
- 1