Валлийская колонизация Америки
- 1 year ago
- 0
- 0
Валлийская арфа ( валл. telyn deires ) — разновидность арфы , имеющая три ряда струн вместо одного (каждый примерно по 30 струн). Получила особое распространение в Уэльсе , став валлийским национальным инструментом .
Первые арфы с тремя рядами струн появились в XVI веке в Западной Европе . Первое упоминание тройной арфы относится к 1511 году: Иоанн Кохлеус сообщил, что на таком инструменте играют в Англии . Второе — анонимная заметка на полях одной из копий трактата Хуана Бермудо «Объяснение музыкальных инструментов» 1555 года выпуска: в ней выражалось сожаление о том, что автор не знаком с тройными арфами Фландрии . В XVII веке работавший в Испании , знавший об итальянских тройных арфах, подробно описал их, указав, что в Испании таких инструментов нет .
Первые тройные арфы имели диапазон в три или четыре октавы , от соль малой октавы до соль третьей октавы; струны из металла или кишок животных на них крепились с помощью колков ; средняя высота такого инструмента составляла 1,2—1,5 метра, достигая в отдельных случаях 1,8-метровой высоты . Для исполнения мелодии такую арфу клали на правое плечо . В середине XVII столетия арфа постепенно вышла из моды в Италии .
На Британские острова тройная арфа попала в начале XVII века, при дворе она появилась примерно в 1629 году . Валлийские музыканты, жившие в Лондоне, быстро переняли этот инструмент, так что через сто лет тройную арфу уже повсеместно называли «валлийской» . Арфисты соревновались на эйстетводах , играли при дворе и в тавернах .
Валлийская арфа — угловая, с круто изогнутой шейкой, в среднем её диапазон захватывает 5 октав. Струны (около 95) удерживают деревянные колки и проходят сквозь настроечные винты, которые расположены в три ряда на правой стороне шейки. Сама шейка соединяется с резонатором посредством стойки, зачастую её укрепляют полоской металла. Резонатор либо полый внутри, либо с несколькими отверстиями . Выбор древесины для корпуса менялся со временем: в XVIII столетии в основном использовали лёгкую древесину, распиленную вдоль волокон, в XIX перешли на более массивные брусы, распиленные поперёк волокон .
В отличие от остальных европейских стран, в Уэльсе и Ирландии на арфах играют, положив инструмент на левое плечо . В случае с тройной арфой левая рука перебирает струны высокого тембра, а правая — басового; на среднем ряде струн играют обе .
Струны валлийской арфы настроены в диатонический звукоряд, причём первый и третий ряды — в унисон ; попеременное перебирание настроенных в унисон струн — характерная особенность валлийской арфы .
Первым арфистом, начавшим играть на тройной арфе, вероятно, был придворный музыкант Чарльз Эванс . Виртуозным владением тройной арфой прославился слепой от рождения , он давал концерты по всей Британии . Другим известным мастером тройной арфы был Уильям Пауэлл (ум. 1750), опубликовавший множество произведений для этого инструмента . Важную роль в развитии инструмента сыграла меценатка , поддерживавшая арфистов .
В XX веке валлийскую арфу почти полностью вытеснила арфа с одинарной педалью , но тройная арфа не исчезла полностью . Сохранить традиционную технику игры удалось благодаря женщине-барду (1888—1979), обучившей игре на валлийской арфе множество учеников . После её смерти наиболее известными исполнителями на этом инструменте являются Элеанор Беннетт, , , Энн Гриффитс и Ллио Ритерх ( валл. Llio Rhydderch ) .