Памятник Википедии
- 1 year ago
- 0
- 0
Памятник Михаилу Калашникову — монумент работы скульптора Салавата Щербакова , посвящённый создателю автомата Калашникова Михаилу Калашникову . Находится в на пересечении Оружейного переулка и Долгоруковской улицы в Москве .
Советский и российский конструктор стрелкового оружия, дважды Герой Социалистического Труда , Герой Российской Федерации , генерал-лейтенант Михаил Калашников , прежде всего известный своим автоматом Калашникова , скончался 23 декабря 2013 года в Ижевске на 95-м году жизни . Как указывается на сайте концерна «Калашников» , «автомат Калашникова, производящийся Ижевским машиностроительным заводом Госкорпорации Ростехнологии, участвовал во всех вооруженных конфликтах второй половины прошлого столетия. В начале XXI века автомат Калашникова по-прежнему остается самым востребованным стрелковым оружием в мире. В 55 государствах насчитывается более 100 миллионов единиц АК. В Египте ему установлен памятник, в Афганистане силуэт оружия вышивают на коврах, а в некоторых африканских странах новорожденных мальчиков называют Калаш» . При этом сам конструктор незадолго до своей кончины так рассуждал о своём изобретении в покаянном письме патриарху Кириллу :
Моя душевная боль нестерпима, один и тот же неразрешимый вопрос: коль мой автомат лишал людей жизни, стало быть и я, Михайло Калашников, девяносто три года от роду, сын крестьянки, христианин и православный по вере своей, повинен в смерти людей?
В декабре 2014 года руководство госкорпорации « Ростех » совместно с Российским военно-историческим обществом приняло решение о возведении в Москве памятника Калашникову . Изначально его планировалось расположить на пересечении Садовой-Каретной и Краснопролетарской улиц в Москве , но затем место установки было приближено к скверу рядом с Долгоруковской улицей , которому РВИО предложило дать имя Калашникова . Рядом, на перекрёстке по адресу Оружейный переулок, 41, находится довольно своеобразное высотное здание многофункционального комплекса « Оружейный » проекта архитектора из управления « Моспроект-2 », подражающее « сталинским высоткам » и оттого похожее на зиккурат Иштар или башню Кольца . Территория расположения — Тверской район .
25 мая 2016 года Комиссия по монументальному искусству при Московской городской думе одобрила установку памятника в Оружейном сквере , притом, что её председатель Игорь Воскресенский впоследствии отмечал, что сам проект монумента члены комиссии не рассматривали . 30 августа мэр Москвы Сергей Собянин подписал соответствующее распоряжение , после чего по инициативе и за счет РВИО был объявлен закрытый конкурс на создание монумента . Победителем стал проект архитектурно-художественного решения памятника работы народного художника РФ скульптора Салавата Щербакова , который был единственным участником конкурса . В сентябре 2016 года РВИО объявило сбор средств на создание памятника на сайте «дар.история.рф» , причём среди всех жертвователей от 200 рублей был разыгран автомат Калашникова новой модификации «ММГ-AK103», переделанный в небоевое состояние . Общие затраты на создание и установку памятника составили 35 миллионов рублей , однако частные пожертвования покрыли лишь 26 тысяч рублей от этой суммы . Журналисты предположили, что недостающие средства были выделены из федерального бюджета согласно указу президента России о создании РВИО от 2012 года , однако авторы памятника утверждали, что на него не было потрачено «ни копейки из бюджета» , хотя о никаких иных источниках финансирования ничего не сообщалось .
20 сентября 2016 года при посещении концерна «Калашников» в Ижевске министр культуры России и председатель РВИО Владимир Мединский представил макет памятника президенту России Владимиру Путину , получив одобрение на увековечение памяти Калашникова . При этом Мединский отмечал, что «Калашников — это давно явление мировой культуры» . 4 октября экспертная группа, состоящая собственно из самого Щербакова, руководителя отдела монументов, памятных знаков и мемориальных досок департамента культурного наследия города Москвы , заслуженного работника культуры РФ Александра Тантлевского , заслуженного архитектора РФ Алексея Тихонова , архитектора Василия Перфильева , определила высоту памятника путём рассмотрения силуэтных макетов натуральной величины в контексте городской среды . Пресс-тур в мастерскую Щербакова состоялся 10 ноября 2016 года , в ходе которого был представлен уменьшенный макет памятника , а затем и 20 января 2017 года , когда была продемонстрирована полноразмерная модель из глины . Как рассказывал Щербаков, сильные морозы и снегопады 2016—2017 годов осложнили подготовку фундамента и перенесение коммуникаций, ввиду чего отливка памятника из бронзы несколько задержалась, хотя элементы монумента из гранита уже были изготовлены . Также он сообщил о изменении концепции фоновой части монумента, а именно об использовании вместо Георгия Победоносца образа Архангела Михаила , «небесного покровителя» Калашникова .
Первоначально открытие памятника планировалось на 10 ноября 2016 года, в день рождения Калашникова , но впоследствии дата была перенесена на 21 января 2017 года, в день подписания в 1948 году министром вооружений СССР Дмитрием Устиновым указа об изготовлении опытной партии автомата Калашникова , а затем и на 8 мая, ко дню Победы . Сооружение монумента прошло в августе-сентябре 2017 года . Для установки памятника прямо в центре Садового кольца , в этом более людном месте и недавно расширенном зелёном пространстве, были урезаны велосипедные дорожки и пешеходная зона . 16 сентября состоялась установка самой статуи Калашникова на постамент .
Открытие было намечено на 19 сентября 2017 года, в день оружейника , при участии мэра Москвы Сергея Собянина , министра культуры России и председателя Российского военно-исторического общества Владимира Мединского , генерального директора корпорации « Ростех » Сергея Чемезова , а также дочери конструктора Елены Калашниковой . Примечательно, что это праздник, совпадающий с днём Архангела Михаила, был учреждён Путиным по инициативе Калашникова . В итоге, вместо Собянина присутствовал заместитель мэра Москвы Пётр Бирюков , пришёл и глава Удмуртии Александр Бречалов , а также скульптор Зураб Церетели , главный лужковский скульптор-монументалист , творческим наследником которого стал Щербаков . В церемонии приняли участие военный оркестр и священники , один из которых освятил памятник , после чего некоторые присутствующие перекрестились . На церемонии звучали военные песни , а также распространялся информационный бюллетень, описывающий Калашникова как «одного из самых известных россиян в мире, а его изобретение, автомат Калашникова, изображено на национальных эмблемах Мозамбика , Зимбабве , Восточного Тимора , а также на государственном флаге Мозамбика » . Мединский заявил, что Калашников — это « Кулибин XX века» , а его автомат — «настоящий, можно сказать, культурный бренд России » , однако впоследствии Щербаков отметил, что «министр оговорился», так как «русская водка — тоже бренд» . Чемезов отметил, что «автомат остается символом надежности, поэтому им вооружены сотни армий» , тогда как в тот же день, к празднику, в Рособоронэкспорте сообщили о подписании семи контрактов на поставку более 100 тысяч автоматов Калашникова за рубеж . Монумент открыла лично Елена Калашникова , после чего к памятнику под гимн России были возложены цветы . Мединский также отметил, что «теперь, благодаря памятнику Калашникову, это место будет легко найти на карте», а «сквер, я надеюсь, станет любим москвичами» . Вместе с тем, для открытия памятника были изменены несколько автобусных маршрутов , а перед началом церемонии шестеро полицейских без объявления причин дважды задержали некоего активиста Андрея Киселёва с плакатом «Конструктор оружия = смерти конструктор», но вскоре отпустили без предъявления обвинений . В тот же день Путин провёл заседание Военно-промышленной комиссии в концерне воздушно-космической обороны « Алмаз-Антей », где поздравил собравшихся с днём оружейника и с тем, что «сегодня мы в Москве открыли ещё и памятник Калашникову» .
Памятник представляет собой фигуру Михаила Калашникова с автоматом в руках , который он держит, по замечанию журналистов, «как мать младенца» . Как рассказывал автор монумента Салават Щербаков , «многие хотели, чтобы Калашников был без оружия, но мы сделали так, что автор смотрит на свой автомат, как на произведение искусства, например, как на Страдивари » . Статуя высотой в 5 метров стоит на 2-х метровом постаменте , так как по Щербакову, Калашников — это «главная фигура здесь» и «человек большой скромности» , он «был близок к народу и сам был плоть от плоти народа» . При этом скульптор также отмечал, что «фигура сначала мыслилась без автомата, но тогда получается, что стоит человек, как писатель, и люди не будут понимать, кто это» . Калашников изображён не в мундире генерал-лейтенанта , а в простой обычной куртке , типа « бомбер » , расстёгнутой, как и верхние пуговицы рубашки , в связи с чем по мнению журналистов изобретатель больше походит на « афганца » , или « шестидесятника » , с выглаженными стрелками на брюках . В частности, Андрей Колесников так описал монумент :
…Создатель автомата Калашникова, стоящий с одноимённым автоматом на Садовом кольце и словно растерянно озирающийся вокруг и пытающийся понять, куда же он попал… Как будто партизан, провоевавший в подмосковных лесах все эти годы после Отечественной и вышедший наконец из леса и вот озирающийся теперь, да нет же — застывший в недоумении и в бронзе: да что же вы со мной сделали, я же не такой, я живой, живее вас всех, что сделали меня и поставили тут, в этому чаду и грохоте… Что же вы со мной…
На заднем плане — скульптурная композиция с фигурой Архангела Михаила , поражающего копьём дракона как олицетворение «неких сил зла» и загоняющего его в преисподнюю на фоне силуэта земного шара . При этом крылатый Архангел Михаил сидит на крылатом же коне , так и оставшись похожим на копьеносного Георгия Победоносца . В композиции также задействованы атрибуты конструкторского бюро — кульман , циркули , а также чертежи и множество моделей автомата . На памятнике выбита фраза Калашникова: «Я создавал орудие для защиты своего Отечества» . Скульптор также отмечал, что силуэт земного шара на памятнике Калашникову говорит о том, что «его изобретение используется по всему миру», а копьё святого — это символ автомата Калашникова, «задуманного как оружие добра», так как «тема защиты Мира, победы добра над злом актуальна и сегодня, в свете борьбы с запрещенной в нашей стране террористической организацией ИГИЛ » . Вместе же они, автомат первой модели, «совершенное оружие», и копье, по Щербакову — «символы сохранения Мира и победы добра над силами зла» . Впоследствии, скульптор рассказал, что «оружие, которое делал Калашников предназначено для борьбы со злом», а «мы окружены войсками НАТО » .
Москвичи и россияне уважают Калашникова, и его память является ценной для всех. Но памятник надо было ставить на родине или там, где он творил свое оружие. Сейчас львиная доля бюджета тратится на вооружение. И это является продолжением линии , которая отрабатывается в таком воинственном духе. Такая фигура с автоматом была уместна на Поклонной горе , например, а не в этом мирном месте, которое было выбрано.
Так как считается, что от автомата Калашникова «погибло больше людей, чем от авиабомбардировок и ракетных обстрелов» , некоторые москвичи выразили своё недоумение по поводу установки памятника изобретателю самого знаменитого орудия убийства в мире прямо в центре Москвы . Так, в отсутствие в московском законодательстве норм публичного обсуждения градостроительных соображений с жителями самого города, юрист Дмитрий Шабельников отметил, что «ставить памятник конструктору оружия в Оружейном переулке , который так называется с XVII века, — все равно что ставить памятник Анастасу Микояну на Мясницкой », а сам «монумент Щербакова совершенно однозначно читается как символ имперских комплексов и агрессии, советских и постсоветских, особенно вместе с „силуэтом земного шара“ и святым Георгием, поражающим „некие силы зла“» . Вместе с тем, сам Щербаков отмечал, что в Оружейном сквере столетиями со средних веков делали оружие, ковали мечи и копья, а практически не изменившееся со сталинских времён Садовое кольцо как нельзя лучше подходит для нового памятника .
Уже после открытия памятника, вызвавшего бурную дискуссию в социальных сетях , галерист Марат Гельман отозвался о нём как об «архаичном» и «пошлом» , музыкант Андрей Макаревич назвал «бездарным» и «уродливым» , писатель Денис Драгунский — «ужасно некрасивым» , а режиссёр отметил, что «такой „памятник“ мог стоять только в Ираке времен Саддама Хусейна » . Щербаков в ответ на критику посоветовал тем, кто «просто гаркнул» и не занимается скульптурой — «не лезть» в скульптуру, отметив без должного уточнения, что «многим памятник нравится», а сомневаться в значении Калашникова и его оружия может «только тот, кому не нравится русская история, Россия», так как «если бы не было Курчатова , если бы не было Кошкина , который сделал танк Т-34 , или если бы не было Калашникова, что бы было с нашей страной, сколько бы людей погибло?» . После этого журналисты отметили, что «странно было бы поставить в центре столицы памятник, скажем, Курчатову, который нежно поглаживает атомную бомбу », или «памятник президенту Трумэну , который заходит на самолёте Enola Gay над Хиросимой » , а также представить, чтобы «в центре Нью-Йорка появился монумент, на котором Роберт Оппенгеймер стоит, опершись на атомную бомбу» , а может быть в Париже — «памятник доктору Гийотану , создавшему культурный бренд Франции » . Вместе с тем коллега Щербакова, скульптор Георгий Франгулян , тоже раскритиковал памятник, который в его нынешнем месте расположения «выглядит как угроза» , а архитектор Юрий Аввакумов отметил, что из-за таких памятников Москва превращается в «дурдом» . Между тем, ранее Щербаков сообщал, что в Москве скоро появится ещё и «памятник танку Т-34 » .
Это делают враги России. Когда памятник, нужный России, то тут же начинается вакханалия, и начинают чего-то искать. Это железно. Они все, эти черти, все тут всплыли. Всё это понятно. […] Мы говорим о негодяях. Главное, чтобы у вас была добрая душа и правильное направление. А негодяи, они прыгают и успокоиться не могут.
В СМИ в связи с появлением памятника поднялся старый спор о возможной схожести автомата Калашникова и немецкой штурмовой винтовки StG 44 конструкции Хуго Шмайссера , работавшего на военную промышленность Третьего рейха и после окончания войны вывезенного на работу в СССР . Спустя несколько дней после открытия монумента, военный историк обнаружил, что на барельефе изображена взрыв-схема StG 44 . Данный факт подтвердил и официальный интернет-представитель концерна «Калашников» . Пашолок также предположил, что «кто-то захотел дополнительную схему автомата и полез в интернет», взяв «первое что нашли» . Ранее Щербаков уже ошибался с памятником «Прощание славянки» на Белорусском вокзале , на котором была обнаружена немецкая винтовка Mauser 98 , а также с памятником Александру I у Красной площади , где среди пушек, мушкетов и сабель XIX века заметны пламегаситель и прицел автомата Калашникова .
Поначалу Щербаков говорил, что нужно «отделить происходящее от политической трескотни», так как «пока у нас данных об ошибке нет», засомневавшись в реальном существовании Пашолока, «этого специалиста из соцсетей» . Меж тем, исполнительный директор РВИО Владислав Кононов сообщил, что поблагодарил Пашолока и указал на ошибку самому Щербакову, который «находится на месте и собирается эту плиту демонтировать, поскольку действительно он и его подмастерье что-то напутали», так как всё связанное с барельефом — «это полет творческой фантазии скульптора», однако «благодаря этой ошибке скульптора развеян окончательно распространенный миф о том, что Калашников заимствовал идеи своего стрелкового оружия у иностранных своих коллег, в частности — у Шмайссера» и «теперь, благодаря распространенной информации о допущенной ошибке, видно, что это совершенно разное оружие — автомат Калашникова и винтовка StG» . Такую же позицию заняла и руководитель департамента по информационной политике РВИО , отметившая, что «мы не цензоры и не те, кто ограничивает творческих людей в их работе» . После этого Щербаков отметил, что с удовольствием познакомится с Пашолоком , а также будет благодарен ему за правильный чертёж , однако «самая большая в этом негативная вещь — это поведение прессы и общественности. Просто какая-то вакханалия. А вопрос-то рабочий», так как «это очень маленькая фоновая вещь. Я даже удивляюсь, как её разглядели. Мы её брали из источников. И там где, мы её брали, написано „Автомат Калашникова“. Что-то из интернета» . Ему вторил и Мединский, заявивший, что Щербакова или его помощников «интернет подвёл» , при том что ранее самого министра обвиняли в некорректных заимствованиях материала для своей диссертации из интернета .
Впоследствии фрагмент барельефа по согласованию с префектурой Тверского района был спилен пилой-болгаркой рабочими из мастерской Щербакова, которые при этом не имели при себе никаких разрешений, вследствие чего были задержаны полицией, но вскоре отпущены после составления необходимых документов . Как сказала Надежда Усманова из РВИО, «ошибку в чертеже уже устранили. Финальные работы с нанесением корректного изображения будут закончены к понедельнику» . В то же время Щербаков отметил «отвратительное» поведение представителей общественности и прессы, которые «как будто живут в помойке», так как этот «обычный рабочий вопрос» нужно решать «не за криками лайкающих балбесов» , высказав при этом своё желание «начать кампанию и пойти в Госдуму — пресса издевается над страной» . Между тем, вскоре интернет-пользователи обнаружили на барельефе якобы масонские символы — циркуль и треугольник , а также грамматическую «ошибку» в надписи на постаменте . К 26 сентября схему немецкого автомата спилили с барельефа, поверхность которого была отполирована, однако новой гравировки на ней не появилось , так как по мнению Щербакова, «никакой надобности что-то менять нет» . Позднее он объяснил активную критику своих работ, в частности памятника Калашникову, тем, что «на земном шаре сейчас идет борьба за лидерство» и «Россию хотят поставить на колени» , тогда как в РВИО отметили, что «после такого случая, будем контролировать всё» касательно работы скульпторов .