Interested Article - Польский Прометей

«По́льский Промете́й» ( фр. Le Prométhée polonais ), также «По́льский Промете́й, и́ли Аллего́рия на побеждённую По́льшу» ( фр. Le Prométhée polonais ou Allégorie de la Pologne vaincue ) — картина французского художника Ораса Верне , написанная им в 1831 году . Находится в коллекции Польской библиотеки в Париже ( Франция ).

Контекст

Орас Верне

Французский художник Орас Верне (1789—1863) был сторонником польской независимости, противником царской власти и, следовательно, попытался на своей картине изобразить аллегорию ноябрьского восстания , предпринятого поляками против власти Российской империи , но окончившегося неудачей . Поводом для восстания, начавшегося в ночь с 29 на 30 ноября 1830 года, была политика российского императора Николая I , нарушавшего польскую конституцию 1815 года , поддерживавшего цензуру и преследовавшего Патриотическое общество . Военный губернатор Царства Польского , великий князь Константин , смог бежать, а само восстание стало неожиданностью для имперских властей, предпринявших несколько попыток договориться с восставшими. К императору в Санкт-Петербург с посольской миссией прибыл Франциск-Ксаверий Друцкий-Любецкий , в то время как в Варшаве уже было создано во главе с Адамом Чарторыйским , а председателем стал Иоахим Лелевель , требовавший немедленного начала военных действий против русской армии. Ввиду этого Николай I ввëл военное положение на польских землях и послал Ивана Дибича-Забалканского подавить восстание. Превосходящие силы русской армии подавили сопротивление поляков к 21 октября 1831 года, во многом благодаря пассивности самих же восставших, в частности диктатора восстания Иосифа Хлопицкого . Последствия подавления восстания были значительными : автономия Царства Польского ликвидирована, местные парламент и органы власти упразднены, польское высшее образование отменено, а 11 тысяч человек, в основном представителей интеллигенции, покинули свою родину , уехав в том числе и во Францию, однако их идеи проложили путь к восстанию 1863 года . Впоследствии Вячеслав Иванов писал, что именно в Париже зародился польский мессианизм , навеянный величием Адама Мицкевича , перекликающийся с идеей славянской , выраженной в стихотворении Фёдора Тютчева «На взятие Варшавы в 1831 г.», в котором он, поражённый польским восстанием и братоубийственной войной, по мнению Леонида Гроссмана , выразил представлявшуюся ему мысль о необходимости принесённых жертв, об их исторической необходимости ради «собирания славян» и сохранения «целости державы» .

Тема и композиция

«Стая волков» кисти Веруш-Ковальского

Картина написана маслом на холсте, а её размеры составляют 35 × 45 см .

В центре полотна на переднем плане лежит одетый в белый китель поляк, зажавший в мёртвой руке эфес своего бессильного оружия — обломок солдатского палаша . Он был участником ноябрьского восстания, подавленного русской армией, и символизирует жертву, понесённую польским народом в борьбе за свободу своей родины. На груди поверженного повстанца распростёр крылья чёрный орел с цепью регалий на шее, воплощающий Российскую империю, растоптавшую независимость Польши. Задний фон полотна делится на две части. На левой стороне трагическое настоящее: пожарище, разрушения, вызванные боевыми действиями против повстанцев, бегущие от всадников люди, олицетворяющие поражение поляков. На правой стороне — пышущее верой и надеждой мирное голубое небо, на фоне которого видны польские кавалеристы, одетые так же, как их убитый товарищ, и символизирующие что борьба ещё не окончена и Польша добьётся независимости в будущем .

Тема картины соотносится с древнегреческим мифом о Прометее . По велению Зевса за помощь греческому народу он был прикован к скале, к которой каждый день прилетал орёл и клевал его печень. По замыслу Верне, изображённый на его картине солдат является польским Прометеем , борцом за свободу . В отличие от многих польских художников, использовавших более тонкие метафорические приёмы и одновременно реалистичное изображение страданий своего народа (например, как преследуемого рыскающими волками в снежную бурю на картине Альфреда Веруш-Ковальского ), Верне избрал аллегорически-пафосную стилистику, определённую критиком, писавшим, что «иногда Польша представляется [художниками], как могучий человек, упавший поверженным на лед, с орлом, выклёвывающим его жизненно важные органы» .

Судьба

В 1950 году некая миссис Луиза Сен-Морис передала картину в дар Польской библиотеке в Париже , где она и находится в настоящее время . Работа практически неизвестна широкому зрителю и даже не упоминается в обширных монографиях нескольких критиков о полотнах Верне .

См. также

Примечания

  1. , с. 145—146.
  2. Anna Czarnocka. . Польская библиотека . Дата обращения: 1 ноября 2016. 19 апреля 2022 года.
  3. . . Дата обращения: 1 ноября 2016. 3 ноября 2016 года.
  4. Jerzy Skowronek, Janusz Osica. . Polskie Radio (29 ноября 2015). Дата обращения: 1 ноября 2016. 3 ноября 2016 года.
  5. Piotr Zychowicz. . (7 июля 2016). Дата обращения: 1 ноября 2016.
  6. , с. 659—665.
  7. , с. 43.
  8. . . Дата обращения: 1 ноября 2016. 30 июля 2017 года.
  9. . . Дата обращения: 1 ноября 2016. 3 ноября 2016 года.
  10. Marin Kniskern. . (май 2016). Дата обращения: 1 ноября 2016. 22 июля 2016 года.
  11. . Польская библиотека . Дата обращения: 31 октября 2016. 4 ноября 2016 года.

Литература

  • Гроссман Л. П. // . — Москва: Современные проблемы, 1928. — Т. 4. — 349 с. (рус.)
  • Иванов В. И. // . — Брюссель: Foyer Oriental Chrétien, 1979. — Т. 4. — 800 с. (рус.)
  • Тютчев Ф. И. // . — Москва: Издательский центр «Классика», 2002. — Т. 1. — 268 с. — ISBN 5-7735-0129-5 . (рус.)

Ссылки

  • . . (фр.)
Источник —

Same as Польский Прометей