Ямато (государство)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ямато-э ( яп. 大和絵 ) — стиль японской живописи , распространённый в периоды Хэйан (794—1185) и Камакура (1185—1333) и противопоставляемый «китайской живописи», именуемой «кара-э» или «тан-э» ( яп. 唐絵 ) . В подавляющем большинстве случаев представлены изображениями на раздвижных дверях фусума и ширмах бёбу , тематика картин — повседневная жизнь японцев и японские пейзажи . Многие работы мастеров стиля ямато-э не подписаны, поэтому их точная атрибуция затруднена . Кроме того, многие работы, созданные до середины XII века, утеряны и известны только по описаниям .
Слово «ямато» ( яп. 大和 ) — название древней провинции , где располагалась столица и политический центр в III—VIII веках; позднее оно получило значение «Япония» . Ямато-э как «местная живопись» зародилась после разрыва дипломатических отношений с Китаем в 894 году, её развитие достигло пика в XI столетии . До VIII века ширмы и панели расписывали исключительно китайскими сюжетами и пейзажами; первые сюжеты ямато-э сочетали классические виды далёкого для японцев Китая с пейзажами, знакомыми лично и из литературных произведений . Во дворце императора внешние, церемониальные помещения расписывали в китайском стиле, а внутренние помещения украшали местными мотивами .
Бурно развивавшаяся в период Хэйан японская литература оставила свой след в живописи: в живописи появилось множество литературных отсылок, пейзажи ямато-э вслед за стихотворениями вместо китайской сливы стали воспевать японскую вишню, вместо волшебных гор — рисовые поля, а китайские эстетические принципы заменило понятие моно-но аварэ . В это время появились мотивы, позже укоренившиеся в японском изобразительном искусстве: кролики в высокой осенней траве, олени, бегущая вода и волны, персики, дикая хризантема . Как и в литературных произведениях периода Хэйан, в живописи ямато-э пейзаж использовался для выражения эмоционального состояния героев .
К XI веку позволить себе ширмы ямато-э смогли не только придворные, но и состоятельные японские семьи . Некоторые работы периода расцвета жанра сочетают в себе кара-э и ямато-э: примером может служить национальное сокровище , шестипанельная ширма XI века «Сансуй-бёбу» ( яп. 山水屏風 ) . На ширме изображён популярный поэт китайской династии Тан в своем любимом горном убежище. С одной стороны на ней можно увидеть знаменитую сцену из Шань хай цзин с невысокими покатыми холмами, а с другой — широко известный в Японии вид на реку Удзи . Со временем в японском обществе начались дебаты относительно того, какой из стилей живописи стоит выше: «японский» или «китайский»; Мурасаки Сикибу в Повести о Гэндзи также высказывается по этому вопросу :
Но когда надо изобразить обыкновенные горные склоны с бегущими по ним ручьями, привычные глазу человеческие жилища на фоне простых, но милых сердцу пейзажей, так чтобы невозможно было усомниться в их подлинности, когда надо расположить друг над другом отрешённые от мирской суеты далёкие горные вершины, поросшие густым лесом и не пугающие своей крутизной, перенести на бумагу то, что находится за близлежащей оградой, и все это сделать в соответствии с канонами — для посредственного художника многое оказывается недоступным, и руку истинного мастера отличишь сразу.
Оригинальный текст (яп.)世の常の山のたたずまひ、水の流れ、目に近き人の家居ありさま、げにと見え、なつかしくやはらいだる形などを静かに描きまぜて、すくよかならぬ山の景色、木深く世離れて畳みなし、け近き籬の内をば、その心しらひおきてなどをなむ、上手はいと勢ひことに、悪ろ者は及ばぬ所多かめる。— Повесть о Гэндзи , глава «Дерево-метла»
Основные жанры и темы ямато-э: «знаменитые виды», , ( яп. 月次絵 ) и «сезонные картины» (картины четырёх сезонов). Другие работы в жанре ямато-э — свитки ( эмакимоно ), в частности, использованные для коронационного обряда дайдзёсай и другие; большинство из них утеряно . Ещё одним примером свитков в жанре ямато-э являются иллюстрации XII века к «Повести о Гэндзи», там ярко прослеживается характерная для того времени ностальгическая грусть по ушедшим временам . Стремясь не испортить образ идеализированных героев, возникший у читателей, художники стремились схематизировать изображение лиц, так что опознать героев можно было только по одежде и позам . Свитки ямато-э обычно содержали каллиграфические надписи, зачастую полускрытые, что усиливало интимность текста .
Значительное число картин ямато-э создано придворными художниками из академии живописи , в частности, первое изображение на ширме, стиль которого определяют как «ямато-э», создано его работником в 999 году . Кроме того, непрофессиональные художники и художницы из аристократических семей зачастую представляли Эдокоро свои наброски и картины; в частности, в XII веке своими картинами жанра на раздвижных панелях прославилась фрейлина Тоса-но Цубонэ ( яп. 土佐局 ) , Эдокоро её наняло для расписывания панелей храма .
Ямато-э повлиял на дальнейшее развитие японской живописи, влияние этого жанра прослеживается в ширмах вплоть до XVII столетия и гравюрах укиё-э .