Interested Article - Родина (картина Дубовского)
- 2020-12-12
- 2
«Родина» — пейзаж русского художника Николая Дубовского (1859—1918), оконченный в 1905 году. Принадлежит Омскому областному музею изобразительных искусств имени М. А. Врубеля ( инв. Жр-199). Размер — 165 × 275 см .
Полагают, что Дубовской работал над картиной в 1903—1904 годах , а датой окончания работы считается 1905 год, согласно подписи художника в правом нижнем углу картины . Полотно было представлено на 33-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников») , открывшейся в феврале 1905 года в Петербурге , а в апреле того же года переехавшей в Москву . Картина «Родина» была приобретена музеем Императорской Академии художеств за 4000 рублей . В 1911 году полотно с большим успехом экспонировалось на в Риме . Художник Илья Репин , находившийся в то время в Италии, назвал картину Дубовского лучшим пейзажем всей выставки .
Картину «Родина», так же как и более раннее полотно « На Волге » (1892, ГТГ ), относят к крупноформатным эпическим произведениям Николая Дубовского . Искусствовед Владислав Зименко писал, что полотно «Родина» выделяется «великолепным, зрелым мастерством, глубиной и ясностью образа», а также отмечал, что «эта глубокая, уверенно написанная, сочная по краскам картина сложна по своему образно-эмоциональному строю» . По словам искусствоведа , картина стала «своеобразным итогом творчества художника», поскольку в оставшиеся годы жизни ему не удалось создать столь же значительных произведений .
История
Дебют Николая Дубовского на выставках передвижников состоялся в 1884 году — на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок экспонировался его пейзаж « Зима ». С тех пор в России картины Дубовского представлялись исключительно на передвижных выставках. В 1886 году он был принят в Товарищество, а впоследствии стал одним из его самых активных деятелей . Большую известность получило полотно Дубовского « Притихло », представленное на 18-й передвижной выставке, открывшейся в феврале 1890 года в Петербурге . В 1898 году Императорская Академия художеств признала Дубовского академиком пейзажной живописи, а в 1900 году избрала его своим действительным членом .
Исследователи творчества Дубовского полагают, что художник работал над картиной «Родина» в 1903—1904 годах . Датой окончания работы над полотном считается 1905 год, согласно подписи художника в правом нижнем углу картины — « Н. Дубовской 1905 »; эта же дата указана в каталоге Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля . Искусствоведы считают, что предвестниками создания картины были более ранние произведения Дубовского, такие как «Земля» (показанная на 22-й выставке передвижников в 1894 году), «Жатва» (1898), «После проливных дождей» и «Пашня» (1900) . Важным этапом в работе над этой темой считается одноимённое полотно 1892 года, хранящееся в Художественной галерее Фонда поколений в Ханты-Мансийске (холст, масло, 162 × 143 см ) . Также считается, что на Дубовского могло оказать влияние одноимённое полотно Аполлинария Васнецова , написанное в 1886 году и хранящееся в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 49 × 73 см , инв. 967) . Среди эскизов, написанных Дубовским в процессе работы над картиной «Родина», известно хранящееся в Нижнетагильском музее изобразительных искусств полотно «Перед грозой» (холст, масло, 63 × 88 см , инв. Ж-747), поступившее туда в 1989 году из Государственного Русского музея .
Художник Яков Минченков в своих воспоминаниях описывал следующее происшествие, случившееся с картиной «Родина» в один из дней, когда он навещал Дубовского. Полотно к тому времени было уже почти закончено, на нём оставалось только наиболее выгодным способом расположить волов с пахарем. Вечером, когда Минченков пил чай с Дубовским и его родными, в мастерскую пробрался маленький сын Николая Никаноровича, Серёжа. Каким-то образом раздобыв палитру с красками, Серёжа решил «поправить» картину своего отца. По-видимому, ему показалось, что двух ворон для такой картины слишком мало, и он разукрасил чёрными пятнами всё полотно. В конце чаепития в мастерскую заглянула сестра Дубовского и пришла в ужас. По всей видимости, художнику потребовалось изрядно потрудиться, чтобы избавить картину от чёрных пятен, нанесённых его сыном .
Полотно «Родина» было представлено на 33-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников») , открывшейся в феврале 1905 года в здании Императорского общества поощрения художеств в Петербурге . В апреле того же года передвижная выставка переехала в Москву , где проходила в помещении Московского училища живописи, ваяния и зодчества . Полотно Дубовского было встречено на выставке с большим подъёмом, поскольку, согласно , «реалистичностью изображения и силой созданного образа оно будило у зрителя чувство высокой любви к родине» .
Картина «Родина» была приобретена музеем Императорской Академии художеств за 4000 рублей . В 1911 году полотно с большим успехом экспонировалось на в Риме , куда оно было направлено «в числе лучших произведений русской школы живописи» . Художник Илья Репин , находившийся в то время в Риме, высоко оценил картину Дубовского, назвав её лучшим пейзажем всей выставки . По словам искусствоведа Владислава Зименко , картина «Родина» «решительно господствовала там среди современных ей пейзажей, собранных со всего мира» .
В 1925 году полотно было передано из музея Академии художеств в создаваемый в то время художественный отдел Западно-Сибирского краевого музея , на базе которого впоследствии был создан Омский областной музей изобразительных искусств, ныне носящий имя М. А. Врубеля . Всего из центральных музейных фондов к 1925 году в Омск было передано около 150 живописных работ , среди которых, помимо «Родины», было ещё одно полотно Дубовского — «Закат» (холст, масло, 105 × 130 см , 1903, инв. Жр-200) . Значительная заслуга в создании омской коллекции живописи принадлежала тогдашнему директору Западно-Сибирского краевого музея и руководителю его художественного отдела Фёдору Мелёхину , а также оказывавшему ему содействие в отборе картин искусствоведу Николаю Машковцеву , который в то время возглавлял подотдел провинциальных музеев Главнауки .
Картина «Родина» экспонировалась на выставке произведений Дубовского, проходившей в 1938 году в Государственном Русском музее в Ленинграде и посвящённой 20-летию со дня смерти художника . Полотно неоднократно реставрировалось : в 1958 году — бригадой Государственных центральных художественно-реставрационных мастерских (ГЦХРМ) под руководством Ии Тихомировой , в 1973 году — Валентиной Бекишевой , а в 1988 и 2012 годах — Натальей Минько .
Описание
Как и у многих других произведений Дубовского, композиция картины «Родина» отличается простотой . На ней изображён широкий простор полей . Пейзаж показан как бы с высоты птичьего полёта — это даёт художнику возможность значительно увеличить широту охвата изображения. По небу плывут крупные облака, глубокие тени от которых покрывают значительную часть холмистой поверхности земли .
На переднем плане — участок вспаханной земли. Запряженные волы тянут плуг , за которым идёт крестьянин. Художник передаёт необъятность пространства полей, показывая перепаханные чёрные полосы, уходящие к горизонту . Вдали видны домики деревень. Бо́льшая часть поверхности земли покрыта тенью от о́блака, которая приглушает свежую зелень. Дальний план освещён солнцем — этот эффект усиливает впечатление бескрайности полей. Богатство и звучность колорита картины достигаются за счёт удачного выбора расположения освещённых и затенённых участков. Переданный эффект освещения «вносит в пейзаж декоративное начало, которое, однако, не вредит пластической выразительности образа, но ещё более усиливает могучую и широкую цветовую оркестровку всей картины» .
Отзывы
Художник Илья Репин , находившийся в Риме во время , на которой экспонировалась картина «Родина», так описывал своё впечатление от этого полотна в письме Дубовскому от 30 апреля 1911 года: «Ах, какая это вещь! Лучший пейзаж всей выставки, всемирной, римской! Вас, Ник[олай] Никан[орович], я особенно поздравляю! Еще никогда Вы не были так великолепны и могущественны. Оригинальная, живая и красивейшая картина!!!» . В своих «Воспоминаниях о передвижниках» художник Яков Минченков писал, что в картине «Родина» Дубовской снова нашёл себя, прежним голосом запел про родные поля, с длинными полосами пашен и заброшенной деревушкой вдали — и всё это в широком просторе, под осенними облаками, тени от которых наводят тревожную грусть .
Искусствовед Владислав Зименко писал, что произведения Дубовского 1900-х годов , в особенности картина «Родина», выделяются «великолепным, зрелым мастерством, глубиной и ясностью образа». Обсуждая полотно «Родина», Зименко отмечал, что «эта глубокая, уверенно написанная, сочная по краскам картина сложна по своему образно-эмоциональному строю». По его словам, в этом произведении свободно и смело утверждается «чувство радости и гордости от сознания обширности и обилия родной земли», но наряду с этим можно заметить и «скорбные нотки тяжёлого раздумья над судьбами страны, народ которой живёт в вопиющей темноте и нищете, зная один только тяжкий труд» .
Искусствовед писала, что картина «Родина», в которой Дубовскому удалось «с наибольшим размахом и полнотой выразить лучшие стороны своего дарования», явилась синтезом его представлений о русском пейзаже. По её словам, в этом полотне были воплощены размышления Дубовского о жизни и труде человека, а также о земле, на которой он трудится, которую он обрабатывает своими руками изо дня в день. Она отмечала, что наблюдения, сделанные художником при создании предшествующих полотен, в картине «Родина» обрели обобщающий философский смысл, а «аналитический подход Дубовского к миру природы достиг здесь большой широты охвата и глубины». По словам Юровой, полотно «Родина» представляет собой своеобразный итог всего творчества художника , поскольку в оставшиеся годы жизни Дубовскому не удалось создать столь же значительных произведений .
Искусствовед называла полотно «Родина» наиболее интересным из произведений Дубовского 1900-х годов , начало которых, наряду с 1890-ми годами, она относила к периоду наивысшего подъёма творчества художника . Мальцева писала, что в картине «Родина» Дубовскому удалось «с большой реалистической силой передать грандиозное пространство полей с раскинутыми среди них деревнями» . По мнению Мальцевой, в этом монументальном произведении художнику удалось создать обобщённый образ, который вобрал в себя многое из того, что разрабатывалось им в более ранних пейзажах с мотивами полей .
Примечания
- ↑ , с. 76, № 140.
- ↑ .
- ↑ , с. 9.
- ↑ , с. 420.
- ↑ , с. 19.
- ↑ .
- ↑ , с. 203.
- ↑ .
- ↑ , с. 16.
- ↑ А. М. Муратов . (HTML). Большая российская энциклопедия — bigenc.ru. Дата обращения: 29 мая 2020. 26 мая 2019 года.
- , с. 9—11.
- , с. 4.
- , с. 19.
- , с. 419.
- , с. 238, № 522.
- , с. 237.
- , с. 136.
- ↑ , с. 54.
- ↑ , с. 10.
- (HTML). Культурное наследие Югры — hmao.kaisa.ru. Дата обращения: 29 мая 2020. 18 августа 2017 года.
- ↑ Л. А. Хайдукова . (HTML). Тагильский рабочий — tagilka.ru (23 декабря 2014). Дата обращения: 29 мая 2020. 24 августа 2017 года.
- , с. 78, № 219.
- (HTML). Нижнетагильский музей изобразительных искусств — www.artmnt.ru. Дата обращения: 29 мая 2020. 12 августа 2017 года.
- (HTML). www.art-catalog.ru. Дата обращения: 24 августа 2017. 24 августа 2017 года.
- ↑ , с. 19—21.
- , с. 76, № 139.
- .
- , с. 14.
- , с. 198.
- , с. 9—10.
- , с. 11.
- ↑ , с. 55.
- , с. 197.
Литература
- Давтян Л. // Иные берега. — 2015. — № 1 (37) .
- Зименко В. М. Николай Никанорович Дубовской. — М. — Л. : Искусство , 1949. — 27 с.
- Мальцева Ф. С. Мастера русского реалистического пейзажа. Очерки. Выпуск второй. — М. : Искусство , 1959. — 438 с.
- Мальцева Ф. С. Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 3. — М. : Искусство , 2001. — 152 с. — ISBN 5-210-01363-4 .
- Минченков Я. Д. Дубовской Николай Никанорович // Воспоминания о передвижниках. — Л. : Художник РСФСР , 1965. — 368 с.
- Прохоров А. А. Николай Никанорович Дубовской. — Л. : Художник РСФСР , 1967. — 45 с. — (Народная библиотечка по искусству).
- Репин И. Е. Письма к художникам и художественным деятелям. — М. : Искусство , 1952. — 408 с.
- Рогинская Ф. С. Товарищество передвижных художественных выставок. — М. : Искусство , 1989. — 430 с. — ISBN 5-87685-054-3 .
- Спирина И. В. . — Омск: издательство ОмГПУ , 2001. — 34 с. — (Культура, искусство, история города Омска в памятниках и исследованиях). — ISBN 5-8268-0536-6 .
- Ткач М. И. . — М. : ОЛМА-ПРЕСС , 2002. — 350 с. — ISBN 978-5-948-49136-3 .
- Юрова Т. В. Николай Дубовской. — М. : Государственное издательство изобразительного искусства , 1963. — 66 с. — (Мастера русского искусства).
- Выставка произведений художника-академика Н. Н. Дубовского. Каталог. — Л. : Государственный Русский музей , 1938. — 43 с.
- Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук , Л. И. Иовлева . — М. : Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X .
- Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук , Л. И. Иовлева . — М. : Сканрус, 2005. — Т. 5: Живопись конца XIX — начала XX века. — 560 с. — ISBN 5-93221-089-3 .
- / Н. Золотова . — М. : Благотворительный фонд В. Потанина , 2014. — 24 с. — (Путеводители по музеям России 2014). — ISBN 978-5-91151-187-6 .
- / И. Г. Девятьярова . — Омск: ООМИИ имени М. А. Врубеля , 2012. — 204 с. — ISBN 978-5-8042-0271-3 .
Ссылки
- (HTML). www.rodon.org. Дата обращения: 29 мая 2020.
- (HTML). www.art-catalog.ru. Дата обращения: 15 августа 2017.
- 2020-12-12
- 2