Interested Article - Мишон

Мишо́н ( вьетн. Mỹ Sơn , тьы-ном 美山 ) — комплекс индуистских храмов , возведённый на территории нынешней вьетнамской провинции Куангнам в X столетии по велению правителей Тямской империи . Мишон был крупным религиозным центром, на небольшой территории там находилась необычайно высокая концентрация культовых строений, богато украшенных различными скульптурами, рельефами, надписями и другими архитектурными элементами .

Как и другие тямские храмовые комплексы, мишонские здания построены из обожжённого кирпича по особой технологии. Вместо раствора в кладке в качестве скрепляющего вещества использовался сок местного дерева.

Многие мишонские здания были разрушены эрозией . По состоянию на 1928 год исследователи насчитывали там 68 зданий, из которых 25 были не в руинированном состоянии; всего известно около 78 зданий, из которых 50 подробно описаны . Большинство зданий было разрушено в 1969 году в результате ковровой бомбардировки ВВС США ; продолжают стоять лишь около 20 . С 1999 года Мишон входит в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО .

Историческая справка

Тямпа — ныне исчезнувшая прибрежная цивилизация, на пике могущества занимавшая земли от Куангбиня на севере до Фантхьета на юге . Тямы приплыли в Индокитай с юга, их язык близок малайскому . дошла до нас из тямских и санскритских надписей, вьетнамских и китайских хроник, а также благодаря архитектурным памятникам . Надпись на тямском языке, обнаруженная близ Мишона, является старейшей юго-восточноазиатской надписью на разговорном языке . До XVII века Тямпа не испытывала индийского влияния, однако позже оно стало огромно . Тямские города оперировали независимо и называли каждый себя Тямпой, не составляя единой империи, однако находились в постоянном сообщении друг с другом .

Тямы воевали с кхмерами начиная с VII века, с китайской империей начиная с VIII, с вьетами начиная с X века после обретения последними независимости . Первый сохранившийся артефакт Мишона датируется VI веком — это стела с указанием на посвящение храма Шиве; однако первые строения там появились раньше, они были деревянными и до нас не дошли . Мишон был важным местом, где тямы описывали свои военные победы, вплоть до 1263 года . В 1402 году Мишон перешёл в руки вьетнамцев .

С XV века Вьетнам начал свой , и Тямпа постепенно прекратила существование, хотя последние островки тямских населённых пунктов существовали до начала XIX века . Тямы смешались с пришлым вьетнамским населением, частично воспринявшим его традиции .

Расположение

Руины храма F5 на фоне горы Рангмео

Мишон построен на куангнамской равнине, на плоской поверхности радиусом около 2 км на высоте примерно 200—300 м над уровнем моря, где когда-то находилось дно высохшего озера . Равнину пересекает ручей Кхетхе ( Khe Thẻ ) , спускающийся с горы Рангмео ( núi Răng Mèo ) в небольшой каньон, образованный горными цепями Ванти ( Vân Chi ) и Дазыонг ( Đá Dương ) . Раньше Кхетхе огибал группу A с востока, сейчас он отделяет её от групп B и D . Высохший ныне ручей ранее протекал с запада от групп B и C, впадая в Кхетхе . Весенние паводки часто затопляют каньон и разрушают тямские строения . Рядом с Мишоном когда-то располагались вьетнамские рисовые чеки , но позже их забросили .

Название «Мишон» — вьетнамское, означает «прекрасная гора»; исконное название неизвестно . В Тямпе Мишон находился на территории одной из автономных «пур», . Нынешний Хойан служил Амаравати портом, города и были окружены защитными стенами и служили столицами пуры, а Мишон обслуживал её как храмовый комплекс . В VI веке Амаравати посетил китайский географ Ли Даоюань , в своих записях он отметил, что в меньшем из двух её городов находилось 2100 жилых домов .

Описание групп

Карта мишонских строений
Интерьер одной из кошагрх

Строения Мишона разделены на несколько групп, обозначенных буквами латинского алфавита; так их поименовал Анри Пармантье . Большинство групп окружено квадратом кирпичных стен, называемых антармандалами ( санскр. अन्तर्मण्डल , IAST : antarmaṇḍala ), с гопурами -воротами, причём на линии, идущей от калана до гопуры, но за стеной, размещали мандапу , зал собраний и место для ритуальных танцев . Также в каждой группе возводили кошагрху ( санскр. कोशगृह , IAST : kośagṛha ; хранилище обрядовых принадлежностей), эдикулу -пошу ( санскр. पोश , IAST : pośa ) и несколько мелких святилищ, посвящённых различным богам . Квадрат считался у тямов идеальной геометрической фигурой .

Группы Мишона :

  • A — 13 зданий,
  • A’ — 4,
  • B — 14,
  • C — 7,
  • D — 6,
  • E — 9,
  • F — 3,
  • G — 5,
  • H — 4.

Ранние мишонские здания (A, A’, B, C, D, E, F) построены на равнине, в дальнейшем из-за недостатка места новые храмы строили на возвышениях .

В комплексе A калан A1 окружён шестью небольшими святилищами A2—A7, олицетворявшими восемь божеств; в храмовой группе B башни B7—B13 символизируют семь известных тямам небесных тел (Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн) .

В Мишоне расположено уникальное для тямских храмовых комплексов строение — башня B5, в которой в овальном бассейне хранилась священная вода для церемонии очищения, проводившейся в калане B1 . Сам этот калан необычен не только для Мишона, но и для всей тямской архитектуры: он полностью выполнен из песчаника .

Группа E — одна из наиболее древних сохранившихся памятников тямской архитектуры . Калан E1 не содержит ложных порталов, как более новые строения, а его тонкие стены привели к тому, что крыша была обрушена ещё до обнаружения комплекса французами .

Полное исследование Мишона ещё не завершено, к примеру, геофизическое сканирование обнаружило, что под землёй в группе L находится кирпичное строение с фрагментами стены, не описанные Пармантье .

Группа G

Группа G
Руины калана G1

Сильно разрушенный комплекс G был выбран международной группой для реставрации в 1990-е годы: его никогда не подвергали серьёзной реконструкции, его украшения и материалы выделяются на фоне других групп, а также благодаря наличию там надписей, оставленных королём . Позже его реставрировали на протяжении 2003—2013 годов .

Группа состоит из пяти строений, датируемых второй половиной VII века, возведённых по приказу Джайи Харивармана . Здания расположены по оси запад-восток.

Состав группы :

Во время раскопок на территории группы G найдены две стелы с надписями: одну изъял из поши (G5) и установил рядом с ней Анри Пармантье, другую нашёл перед каланом (G1); она находится в Музее вьетнамской истории в Ханое .

Хариварман отдал приказ о строительстве новых храмов после десяти лет войн: тямские армии Харивармана и его родственника Вангшараджи ( санскр. अअर्ज , IAST : Vaṅśarāja ) сражались на нескольких фронтах против кхмеров , местных горцев и вьетнамцев . Храмы зачастую страдали во время военных действий, так что после завершения конфликтов правители обычно чинили старые культовые строения и закладывали новые. Хариварман отреставрировал мишонские храмы B1 и A1, заложил группу G и комплекс Понагар в .

Все строения группы были заложены в одно время и выполнены из кирпича; дверные косяки и некоторые декоративные элементы сделаны из песчаника, также имеются небольшие латеритовые блоки . Здания полностью занимают невысокий холм, сложенный алевролитами и конгломератами ; его высота — около 7 метров . Ступени, ведущие ко входу в группу, были расположены с западной стороны холма, однако сейчас они заросли деревьями . Мандапа и поша располагаются за стеной, окружающей все остальные строения. Ко входу всех зданий, кроме поши, ведёт лестница .

Фундаменты всех зданий заложены в неглубокие котлованы и по краям укреплены латеритовыми брусьями . Ближайший карьер, где тямы добывали латерит, находится в 80 км от Мишона, чем может объясняться относительно небольшое количество этого материала . Кирпичи, устилающие котлован, содержат украшения и по-видимому взяты из более ранних построек . Сами строения, скорее всего, стоят на месте более ранних деревянных святилищ; к этому выводу учёных подтолкнуло обнаружение кирпичей и керамических плиток, датированных IX—X веками .

Крыши большинства зданий представляют собой ложный свод ; у остальных крыши были деревянными . Крыша калана, скорее всего, была трёхуровневой . Терракотовые украшения на калане в основном изображали слонольвов-гаджасингх ( санскр. गजसिंह , IAST : gajasiṃha ), и голубей; на краях крыши располагались макары . На метопах находятся тямские надписи, по-видимому, имена жертвователей или мастеров, работавших над храмом; на трёх из них вырезан китайский иероглиф , фамилия Чэнь или Чан . Сам храм выполнен в смешанном стиле и сочетает кхмерские, китайские или вьетнамские архитектурные особенности, а также скульптурный стиль некоторых народов, населявших Тямпу .

История

Искусство раннего периода

Ганеша из комплекса E5

Тямы начали создавать религиозные изображения очень рано, самые ранние известные предметы тямского искусства, скорее всего, уже были частью религиозных комплексов . Найденные в Мишоне надписи на санскрите VI столетия прославляют Шиву -Бхадрешвару и описывают ныне исчезнувшие храмы в Мишоне и в Симхапуре . Мишонский деревянный храм, в котором находилась эта надпись, был уничтожен пожаром между 479 и 577 годами, на его месте возвели новый . Одна из наиболее ранних сохранившихся тямских скульптур — статуя мужчины, сидящего на троне из пятиголовой наги , его отождествляют с якшей . Первый храм Мишона заложил король Бхадраварман I в конце IV или начале V века; он не сохранился . В VII веке тямы начали возводить строения из кирпича и строить первые храмы башенного типа, каланы .

На этом этапе тямы встречались с индийской культурой и индуизмом , в основном, благодаря странствующим гуру из Южной Индии, направлявшимся в Китай, либо приглашённым местными правителями . Южноиндийское влияние (а конкретно — прибрежных районов штата Андхра-Прадеш ) на тямское искусство было наиболее сильно, несмотря на связи Тямпы с до ангкорской Камбоджей и Дваравати . Влияние Индии отчётливо видно в позах и одеждах статуй, созданных до XVII века, впоследствии индийско-тямские связи ослабевают и основным источником влияния становится Дваравати — мишонские архитекторы, создававшие храмовый комплекс E1, явно обучались в этой стране .

Доангкорская кхмерская скульптура почти не оставила следов в искусстве Тямпы, а имеющиеся, такие как параллели между статуей Ганеши в храмовом комплексе E5 и кхмерскими статуями, скорее объясняются тем, что их создатели черпали вдохновение в одних и тех же индийских источниках . Один из немногочисленных примеров кхмерского влияния располагается в комплексе E4: рельеф, изображающий тришулу , скорее всего, связан с аналогичным трезубцем на стеле в Ват-Пху .

Средневековое искусство

Тимпан с изображением Шивы из храма C1

Свежую струю в тямское искусство привнесло правление Индравармана II , принявшего буддизм махаяны . Он построил монастырский комплекс Донгзыонг в IX столетии, демонстрирующий китайское и влияние. В это время в тямское искусство проникают яванские водяные монстры- макары , чьи многочисленные изображения встречаются по всему Мишону . Другой пример яванского влияния — изображения , небесных танцовщиц и музыкантов , во множестве созданные тямами . В Мишоне в IX веке по приказу генерала армии Сенапати Пара возведена мандапа , ставшая его религиозным подношением тямским богам .

Тямы достигли больших высот в возведении кирпичных строений, их кладка считается наиболее совершенной в Юго-Восточной Азии . Тямские храмы башенного типа, каланы, обычно смотрели входом на восток — эта сторона света ассоциировалась с восходом Солнца и богами — однако некоторые мишонские каланы смотрят на запад, а храм A1 имеет сразу два входа, один с восточной, а другой с западной стороны . Внутри каланов расположено небольшое святилище с йони и лингамом , либо статуей божества на алтаре; под ним в некоторых храмах имеется дренажная труба, отводящая воду, которой их поливают в ходе церемоний . Двери, ведущие в святилище, изготавливали из железного дерева , однако в Мишоне ни одной двери не сохранилось . В Мишоне сохранились песчаниковые дверные косяки , помещаемые у входа в переднюю храма . Над косяком помещали выполненный из того же материала овальный тимпан , изображающий божество, которому поклоняются в данном калане . Весь песчаник был окрашен красной краской, чтобы не выделяться на фоне кирпича .

Запустение

Руины группы A

Начиная с XVI века вьетнамские крестьяне начали селиться в районе Мишона; они не уничтожили его и не построили буддийские пагоды на его месте, как было сделано во многих местах Центрального Вьетнама, однако его кладку и скульптуры не раз забирали, чтобы использовать при строительстве .

Повторное «открытие» Мишона совершил в 1885 году француз-священник Жан Брюйер ( фр. Jean Bruyère ) вместе с французскими солдатами . Мишон стал первыми тямскими руинами, которые увидели европейцы . Через два года после открытия туда прибыл чиновник французской колониальной администрации , он расчистил от растительности и описал некоторые руины, а также оповестил об их существовании Французский институт Дальнего Востока . В 1899 году и описали найденные там тексты .

Экспедиция Пармантье

Один из снимков, сделанных Шарлем Карпо в Мишоне

Археолог Анри Пармантье повёл экспедицию к руинам Мишона и Донгзыонга в самом начале XX века . Для этой экспедиции колониальное правительство выделило сумму в 1500 пиастров . Перед тем, как отправиться к Донгзыонгу, Пармантье посетил и описал целый ряд тямских руин, руководствуясь книгой Французского института Дальнего Востока Inventaire sommaire des monuments Chams de l’Annam .

После Донгзыонга, над которым работали в 1902 году, Пармантье и Карпо начали работы в Мишоне. Помимо двоих французов в экспедиции участвовало множество нанятых в соседних деревнях вьетнамцев; им щедро платили за уборку мусора и расчистку руин от растительности . Мишон был на порядок более сложным объектом, чем Донгзыонг: группы строений там располагались на значительном отдалении друг от друга, джунгли были много гуще и обильно населены тиграми . Работы продолжались с 11 марта 1903 года до 3 февраля следующего года . Осень и зима, чрезвычайно влажные, стали самыми трудными в экспедиции; Шарль Карпо, вообще отличавшийся намного меньшим энтузиазмом, чем Пармантье, больше никогда не посещал тямских монументов, работая в Камбодже до своей смерти в 1904 году .

Пармантье изучал, зарисовывал и описывал встреченные монументы и скульптуры, а фотограф Шарль Карпо сделал их фотоснимки; все эти данные вошли в двухтомник Inventaire descriptif — es monuments cams de l’Annam (1908, 1918) . Первым делом французская экспедиция занялась западной часть Мишона, позже поименованной Пармантье «группы B—C и D»; они сфотографировали башню C1, нашли несколько крупных статуй и вырыли 14 мелких храмов . С 21 марта археологи работали над раскопками рухнувших строений группы A’, в июне они принялись за восточную часть Мишона (группы A и A’) . 17 июля Мишон на несколько дней посетил глава Школы Дальнего Востока . 21 августа Пармантье обнаружил закопанный у подножия башни C7 горшок с золотыми и серебряными предметами .

Стереофотографии из Мишона и Донгзыонга находились в забвении более ста лет, лишь в 2005 году прошла их выставка в Музее Гиме . Статьи и книги Пармантье же, напротив, многократно публиковались .

Работая над мишонскими строениями, Пармантье заметил, что кирпичи соединены необычайно крепко, так что даже если бросить их на землю, они не разбиваются вдоль линий соединения .

С 1930-е до окончания Вьетнамской войны

С 1937 по 1944 год Институт Дальнего Востока восстанавливал и консервировал мишонские строения. В 1939 году для защиты руин от воды на ручье Кхетхе была возведена плотина (её смыло наводнение 1946 года) .

Работы Пармантье заложили прочный фундамент в изучении Мишона, однако публикация L’Art du Champa (ancien Annam) et son évolution 1942 года внесла коррективы в классификацию и датировку его строений .

Война за независимость и Война во Вьетнаме прервали изучение Мишона. Во время Вьетнамской войны партизаны устроили в Мишоне штаб и заминировали все подходы к нему, из-за чего в 1969 году почти все строения Мишона были уничтожены или повреждены американской ковровой бомбардировкой . Храм A1, признанный шедевр архитектуры Юго-Восточной Азии, был полностью разрушен . Бомбардировку прервали по горячей просьбе Филиппа Стерна, отправившего срочное прошение Ричарду Никсону .

1980-е

После окончания войны вьетнамское правительство очистило окрестности Мишона от бомб, это стоило жизней восьми сапёров . В следующий раз учёные смогли посетить Мишон лишь в 1980-х . Реставрационные работы проводились в 1980—1986 годах по инициативе профессора под руководством вьетнамского архитектора и польского архитектора . Польская сторона обратилась к вьетнамскому министерству культуры и указала на разрушения, вызванные боевыми действиями .

Польско-вьетнамская экспедиция изучила и описала все тямские руины в Центральном Вьетнаме, провела археологические исследования в Мишоне, , и . В Мишоне, , Зыонглонге и были проведены экстренные ремонтные работы, стабилизировавшие состояние памятников . Затем в Польше были проведены лабораторные исследования строительных технологий .

Работы в Мишоне проходили в 1981—1986 годах . Руины очистили от мусора, назначили постоянных смотрителей и вновь расчистили это место от захватывавших его джунглей . Также вьетнамско-польская команда стабилизировала состояние зданий, которые находились под угрозой обрушения . Реставрацию зданий B2, B3, B5, C3, C5, C6, C7 проводили анастилозом , по возможности используя оригинальные кирпичи . Из-за отсутствия электричества и сложности пути к Мишону исследователи приняли решение использовать портландцемент и песок для соединения кирпичей, хотя сами оценивали его как нежелательное . При этом реставрационные работы проводились таким образом, чтобы воссозданные фрагменты было легко идентифицировать: кирпичи маркировали и укладывали нехарактерным способом . Здания, которые не подлежали восстановлению, очистили и задокументировали их положение и состояние .

1990-е

Резная поверхность кирпичной кладки

В 1994 году D1 и D4 стали использовать как выставочное пространство .

В 1997 было подписано трёхстороннее соглашение между вьетнамским правительством, ЮНЕСКО и , имевшее среди целей выяснить, подходит ли Мишон для включения в Список объектов всемирного наследия . Тогда же Мишон исследовала группа учёных, составленная из ведущих вьетнамских археологов и учёных Фонда Леричи; они изучили принципы строительства и технологии, использованные при возведении Мишона, а также факторы риска для сохранения монументов . Позже Италия и Вьетнам организовали обмен опытом, имея в виду консервацию и восстановление Мишона. Экспедиция выполнила гидрографические исследования, создала геоморфологическую карту Мишона, собрала лабораторные образцы . Среди прочего они определили состав цементирующей смеси, удерживающей кирпичи — она состояла из сока дерева Dipterocarpus alatus . Было установлено, что после укладывания кирпичей строение обрабатывали небольшим зубилом или железным гребнем (параллельно нанося на кладку орнаменты) и покрывали соком ещё раз .

В 1997 году к Мишону вела 1,5-километровая просёлочная дорога из деревни Зуйфу, вымощенная неровными камнями — путь по ней занимал полчаса . Перед входом располагался хрупкий бамбуковый мост; строения поглотила тропическая растительность и омывал разлившийся ручей .

Мишон был внесён в список объектов всемирного наследия в декабре 1999 года .

XXI век

В 2003 году стартовал новый международный проект под эгидой ЮНЕСКО, названный Safeguarding Mỹ Sơn World Heritage Site: Demonstration and Training in the Application of International World Heritage Standards of Conservation . В его ходе было извлечено 1500 артефактов, откопано и стабилизировано состояние ранее скрытых под почвой построек, произведён ремонт и консервация всех пяти строений .

Проведены исследования кирпичей зданий A1, A13, B9, D4, G1, E4, E5, E7 и установлено, что они произведены не из местной глины . Глина Мишона содержит кварц , плагиоклазы , ортоклаз , каолинит и иллит , тогда как в кирпичах ни ортоклаза ни плагиоклазов не выявлено . Исследовательская команда установила, что кирпичи часто окрашены неравномерно и в сердцевине зачастую имеют тёмные пятна, вызванные наличием оксидов металлов в глине, температурой или атмосферой обжига . Также исследованы тектонические и геоморфологические характеристики Мишона, вероятность серьёзного ущерба от землетрясений оценена как маловероятная, а также выяснены источники и направление появляющихся трещин . Храмы E7, B3, G1 были определены приоритетными для консервации . В рамках проекта были восстановлены водосточные желоба , отводившие от зданий дождевую воду .

Лабораторные тесты, проведённые с кирпичами и соком Dipterocarpus alatus подтвердили выдвинутые ранее гипотезы о том, что тонкие зазоры укрепляют кладку сильнее, чем толстые, обильно смазанные соком . Это позволило начать консервационные работы с использованием старых кирпичей, перемазывая их цементирующим соком . Также были выявлены проблемы, вызванные реставрационными работами с портландцементом: из-за наличия в нём солей влажность в восстановленных зданиях сильно увеличилась, что привело к росту плесени , мха и лишайников .

Особое внимание при консервации уделяли вросшим в руины деревьям: если кладка, которую они разрушали, была непрочна, её разбирали, а после удаления корней укладывали заново; в случае, если кирпичи всё ещё хорошо держались, корни деревьев обрезали до кладки, а затем помещали на корни яд .

Даже после получения статуса всемирного наследия Мишон остаётся относительно малопопулярным у туристов, туда приезжает не более пятой части всех туристов, посещающих провинцию Куангнам .

Комментарии

  1. Сегодня — деревня Донгзыонг и город Чакьеу ( Trà Kiệu )

Примечания

  1. , p. 206.
  2. , p. 3, 204.
  3. , p. 204.
  4. , Cham Architecture.
  5. , p. 1.
  6. , p. 45.
  7. , p. 46.
  8. , p. 47-48.
  9. , p. 48-50.
  10. , p. 55.
  11. .
  12. , p. 56.
  13. , p. 75.
  14. , p. 10, 197.
  15. , p. 197.
  16. , p. 212.
  17. , p. 215.
  18. , p. 198.
  19. , p. 11.
  20. , p. 128.
  21. , p. 108.
  22. , p. 210.
  23. , p. 211.
  24. .
  25. , p. 169.
  26. , p. 166.
  27. , p. 384.
  28. , p. 217.
  29. .
  30. , p. 218.
  31. , p. 218—219.
  32. , p. 219, 317.
  33. , p. 230.
  34. , p. 265.
  35. , p. 218, 227.
  36. , p. 279.
  37. , p. 266.
  38. , p. 264.
  39. , p. 378.
  40. , p. 280.
  41. , p. 230, 232.
  42. , p. 234.
  43. , p. 130.
  44. , p. 134.
  45. , p. 135.
  46. , p. 156.
  47. , p. 207.
  48. , p. 141.
  49. , p. 142.
  50. , p. 144.
  51. , p. 145.
  52. , p. 145, 150.
  53. , p. 151.
  54. , p. 157.
  55. , p. 159.
  56. , p. 160.
  57. , p. 161.
  58. , p. 4.
  59. , p. 3, 198.
  60. , p. 199.
  61. , p. 3.
  62. , p. 14.
  63. , p. 16.
  64. , p. 17.
  65. , p. 22.
  66. , p. 1, 199.
  67. , p. 17-19.
  68. , p. 20.
  69. , p. 21.
  70. , p. 25.
  71. , p. 26—27, 201.
  72. , p. 201.
  73. , p. 26.
  74. , p. 2.
  75. , p. 26-27.
  76. , p. 27.
  77. , p. 202.
  78. , p. 8, 202.
  79. , p. 30, 202.
  80. , Foreword.
  81. , p. 171, 208.
  82. , p. 203.
  83. , p. 284, 291.
  84. , p. 291.
  85. , p. 289.
  86. , p. 365—366.
  87. , p. 412.
  88. , p. 345.
  89. , p. 302.
  90. , p. 310.
  91. , p. 248.
  92. , p. 319.

Литература

  • Andrew Hardy, Mauro Cucarzi and Patricia Zolese. (англ.) . — 2-е изд.. — NUS Press, 2012.
  • Emmanuel Guillon, Dawn F. Rooney. . — Издательство Оксфордского университета . — (Grove Art Online). (требуется подписка)
  • Emmanuel Guillon. . — Издательство Оксфордского университета . — (Grove Art Online). (требуется подписка)
  • (англ.) . ЮНЕСКО (2013). Дата обращения: 18 сентября 2017.
  • Jean-François Hubert. The Art of Champa. — Parkstone International, 2015. — ISBN B016XN180S.
Флаг ЮНЕСКО Всемирное наследие ЮНЕСКО , объект № 949
• •
Источник —

Same as Мишон