Бесцветные зелёные идеи спят яростно
- 1 year ago
- 0
- 0
«Спят уста́лые игру́шки» — колыбельная песня композитора Аркадия Островского на стихи поэтессы Зои Петровой . Одна из самых популярных современных авторских колыбельных .
Песня была написана и впервые исполнена в 1964 году [ неавторитетный источник ] . По словам сына композитора, песня написана по предложению Аркадия Ильича Островского , музыка к песне была написана очень быстро, что подтверждает и один из исполнителей Олег Анофриев , а дописывал её композитор буквально «на ходу»: «Ноты в тетрадь дописывал в спешке, стоя у рояля, — опаздывал в студию на запись» .
Получила широкую известность как заставка к телевизионной передаче « Спокойной ночи, малыши! », звучавшая с самого первого выпуска телепередачи, вышедшего 1 сентября 1964 года .
Впервые песню исполнила Валентина Дворянинова , потом [ уточнить ] в течение многих лет её пели сначала Олег Анофриев, а затем [ уточнить ] — Валентина Толкунова . В начале 1970-х песню пел Борис Рунге , ведущий программы, исполнявший в ней роль дедушки Так-Така.
Третий куплет песни («В сказке можно покататься на Луне») был дописан Зоей Петровой в 1982 году. Этот дополнительный куплет был написан по просьбе режиссёра Александра Татарского , для созданной им совместно с Эдуардом Успенским новой «пластилиновой заставки» Первым исполнителем третьего куплета стал Олег Анофриев. .
В период с 1986 года песню стали чередовать с колыбельной « Спи, моя радость, усни » в исполнении Елены Камбуровой , а с 1992 по 1997 год она была полностью заменена сначала на эту, а потом и на иные композиции. Однако «Спят усталые игрушки» в 1997 году была возвращена в программу по просьбам зрителей .
В советское время песня входила в репертуар Большого детского хора Центрального телевидения и Всесоюзного радио , исполнявшего её a capella .
В 2011 и в 2021 году его записывала Алсу .
Биограф композитора Галина Соболева писала о характере колыбельной: «Простые, доступные детям образы стихов Зои Петровой, спокойная распевность и ласковость мелодии, мерное движение аккомпанемента создавали счастливое и уверенное в доброте завтрашнего дня настроение. И дети откликнулись на искренность авторов, потянулись к песне» . По мнению исследователя Валентины Бондаренко (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет), эта песня, в отличие от традиционных русских народных колыбельных, не рисует для ребёнка образ родного дома, в ней нет и индивидуального материнского обращения к ребёнку. Наконец, «базовая установка, относящаяся ко всем людям: „должны все люди ночью спать“, не даёт ничего младенцу для понимания ценностных категорий взрослого существования» .