Interested Article - Панов, Андрей Валерьевич
- 2020-12-31
- 1
Андрей Валерьевич Панов ( 23 марта 1960 , Ленинград , СССР — 20 августа 1998 , Санкт-Петербург , Россия , более известный как Свинья или Свин ) — советский и российский рок-музыкант, основатель, лидер и вокалист панк-группы « Автоматические удовлетворители », пионеров жанра в Ленинграде и СССР.
Ранние годы
Андрей Панов родился 23 марта 1960 года в Ленинграде в семье артистов балета. Его отец Валерий Матвеевич Шульман (Панов) незадолго до окончания в 1957 году Хореографического училища женился на начинающей балерине Лии Петровне Пановой и вскоре взял её фамилию . В детстве мать часто брала Андрея с собой в театр на репетиции, где он, сидя за кулисами, по собственному выражению, «наблюдал почти голых женщин» .
В 1965 году, после того как Валерий начал танцевать в Кировском театре , семья переехала с улицы Рубинштейна в большую квартиру на проспект Космонавтов .
В 1972 году из-за желания Валерия Панова уехать из страны семья распалась (Лия Петровна уезжать не хотела и, кроме того, не могла оставить больную маму). После отъезда отца у Андрея начались неприятности в школе. Кое-как доучившись восемь классов, он пошёл сначала в медицинский техникум, а потом в обычное медучилище. «Мне кажется, что именно там он начал пить, — вспоминала его мать, — в школе он вообще не пил, даже вина» . Тогда же 16-летний Панов познакомился с 15-летним Евгением Юфитом , который годом позже, услышав по западному радио Sex Pistols , произнёс историческую фразу: «У них появились такие же идиоты, как и мы…» .
Музыкальная карьера
Начало: 1977—1979
Увлечение музыкой началось с пластинок . Уйдя из училища, Андрей окончил курсы и стал работать продавцом в магазине звуковой аппаратуры, а каждые выходные проводить на пластиночном «толчке». Там он познакомился с первыми единомышленниками: Владимиром Дубровым — Вольдемаром, Игорем Покровским — Пиночетом и — Монозубом (позже Панкер). Компания быстро росла, её главным идеологом был тогда Юфит .
Когда мы начали идиотничать, ещё не было никаких панков… Тогда мы все находились под влиянием Юфы. Никакие панки здесь вообще ни при чём — никакие Роттены, никакие ПИСТОЛЗЫ. Все это Юфины телеги… Вообще, это очень заразительный человек. Он может своим психозом заразить кого угодно. Все эти некрореализмы и прочее… Все эти чепцы, очёчки, все эти параллельные кины…
— Андрей Панов
Потом, по воспоминаниям Пиночета, в продававшейся у нас французской коммунистической газете напечатали статью про новое молодёжное движение — панков. «Там такие фотки были!!! Не подражать этому было фактически невозможно»
. Панов: «… И мы сразу завелись… А как-то показали, что они ещё булавками обвешиваются. Нам понравилось. Мы типа тоже меломаны, давай булавки… На улицах нас сначала никто не трогал. По той причине, что про панков не знали. Ну, идиоты и идиоты. Идиотами и были». Альбом
Never Mind the Bollocks
появился у Панова достаточно быстро, а перед этим у него уже были пластинки
Stranglers
,
Damned
и
Iggy Pop
. При этом любимым его коллективом ещё долгое время продолжал оставаться
Chicago
.
Идею сделать группу предложил знавший к тому времени «
Россиян
» и
Гребенщикова
Монозуб: «Я просто поехал в пункт проката и взял в прокат две гитары и барабанную установку. Всё это припёр к Свинье. Притом за какие-то копейки. То есть такси, по-моему, стоило дороже, чем вот эта вот аппаратура»
. Играть, разумеется, никто ни на чём не умел, название поначалу было соответствующее «
Х..
».
Летом 1979 года Андрей Панов поступил в Театральный институт (примечательно, что в одном потоке с ним шли Николай Фоменко и Максим Леонидов ). На деньги, полученные от отца, он сразу купил музыкальные инструменты (включая барабаны) и, оборудовав место для репетиций прямо у себя в комнате, с утра до вечера стал играть на электрогитаре. «Квартира Свина была нашим клубом, репетиционным помещением, студией звукозаписи, фонотекой — в общем, базой. Здесь мы отдыхали, обменивались новостями, пили, играли, пели, даже танцевали», — пишет познакомившийся ранее через Вольдемара с Пановым Алексей Рыбин . В свою очередь через него в компании появились Андрей Михайлов и Олег Валинский , втроём они играли в хард-роковой группе «Пилигрим». Другой группой, оказавшейся в компании Панова, была « Палата № 6 » Максима Пашкова и Виктора Цоя . Как отмечает Рыбин, играли или хотели играть тогда все, причём делали это самозабвенно. Сам он ради «Пилигрима» даже бросил ВТУЗ , то же самое сделал Валинский. Цоя за прогулы исключили из художественного училища. Ради музыки же, не проучившись и семестра, бросил институт Панов
Личная жизнь
Официально был женат дважды. Оба брака были спонтанными и продлились недолго. После второго предпочёл «потерять» паспорт.
В 1988—1991 годах гражданская женой Панова была бас-гитаристка группы «Ситуация» Ирина «Мява» Гокина, вскоре после начала отношений ставшая участницей «АУ».
С 1997 года в отношениях с Ольгой Король-Бородюк. За 5 недель до смерти Андрея у них родилась дочь, которую назвали Екатериной.
Смерть
Умер 20 августа 1998 года в Санкт-Петербурге после неудачной операции по поводу перитонита . Лия Петровна, мать Андрея, утверждала, что врачи его «просто убили» , не проверив на аллергию перед общим наркозом. Поминки были организованы в тогда уже закрытом рок-клубе на Рубинштейна, 13, который специально открыли на один день.
Похоронен на кладбище Петербургского Крематория (2 колумбарий, 9 квадрат). Адрес: C.-Петербург, Шафировский проспект, 12 .
Позже, 6 сентября 1998 года, в клубе «Полигон» прошёл концерт памяти Свина с участием известных панк-групп, все вырученные деньги от которого были переданы Ольге и новорождённой дочери .
Дискография
Студийные альбомы
С Алексеем Вишней
- Надристать! (1983)
С группой «Автоматические удовлетворители»
- Рейган — провокатор (1987)
- Шестисотый (1990)
- Тел.1979-1994. Претензии не принимаются (1995)
- Пейте с нами! (1995)
С группой «600»
- Песенники и пёсенники (1988)
С группой «Аркестр АУ»
- С особым цинизмом (1995)
С группой «Rock’n’Roll City» («ФАУ»)
- Праздник непослушания (1998)
Отражение в культуре
Музыка
Собранная Пановым в начале 80-х песня « Батька-атаман » (в оригинале «Комиссар») получилась настолько удачной, что впоследствии воспринималась как народная.
В 1981 году Майк написал для Свина песню « Я не знаю, зачем » («Бу-бу»), которую потом пытался ему неудачно продать за несколько бутылок сухого вина . Через два года Свинья всё же взял песню и, изменив строчку в припеве, записал её под названием «Надристать!».
В 1981 году Виктор Цой сочинил песню « Мои друзья ». Строчка «Мой дом был пуст, теперь народу там полно» вдохновлена атмосферой в квартире Панова, в которой юный Виктор проводил много времени . В начале 1985 года на акустическом концерте в Москве Цой представил песню « Мама Анархия » как посвящённую Андрею Панову . В августе того же года, после рождения у Цоя сына Александра , они поругались и больше никогда не общались.
На концертах во время исполнения песни «Похороны панка» Михаил Горшенёв в числе «умерших рокеров» всегда упоминал Андрея Панова, а «Песенка пьяного деда» с альбома Король и Шут « Жаль, нет ружья » 2002 года посвящена ему персонально.
На трибьют-концерте « День рождения Виктора Цоя » (2002) ведущий концерта, известный музыкальный критик Артемий Троицкий во вступительном слове отдаёт дань уважения Свину.
Свин упоминается в песне Константина Кинчева «Rock-n-roll», для записи которой в студии « Нашего радио » в 2006 году было приглашено множество исполнителей, в том числе и Антон Павлов ( F.P.G. ), которому досталась эта строчка.
Кинематограф
В фильме 1987 года « Взломщик » с Константином Кинчевым в главной роли Андрей Панов исполнил эпизодическую роль соседа Хохмача.
Андрею Панову посвящён документальный фильм «Сон Свина» (2010).
Телеканал « Дождь » в начале 2018 года снял документальный фильм о трех поколениях русских панков (от «Автоматических удовлетворителей» до « Порнофильмов ») , одним из ключевых героев которого стал Андрей Панов.
Панов послужил прообразом Панка в художественном фильме Кирилла Серебренникова « Лето » о Цое и Науменко, вышедшем в 2018 году. Прототипа Свина в картине сыграл Александр Горчилин .
Книги
Значительная часть четвёртой главы автобиографической книги Дмитрия Спирина «Тупой панк-рок для интеллектуалов: „Четыре таракана“ и „ Тараканы! “» (2004) посвящена их знакомству со Свиньёй.
Свин стал одним из главных героев повести Алексея Рыбина «Кино с самого начала» (1991) — художественного изложения ранней биографии группы « Кино ».
Статьи
Павел Крусанов, Наль Подольский, при участии А. Хлобыстина и С. Коровина. Беспокойники города Питера. — Санкт-Петербург: Амфора, 2006. — С. 76-92. — 302 с. — ISBN 5-367-00173-4 .
Примечания
- Валерий Панов — «посол» Израиля в мире балета.
- . Дата обращения: 16 сентября 2017. 16 сентября 2017 года.
- . Дата обращения: 16 сентября 2017. 30 апреля 2017 года.
- Алексей Рыбин. Кино с самого начала и до самого конца.
- Дата обращения: 16 сентября 2017. 17 сентября 2017 года.
- . Дата обращения: 16 сентября 2017. 17 сентября 2017 года.
- ↑ Дата обращения: 16 сентября 2017. 30 апреля 2017 года.
- . Дата обращения: 16 сентября 2017. 22 декабря 2020 года.
- . Дата обращения: 26 января 2018. 22 января 2018 года.
- . Дата обращения: 26 января 2018. 19 января 2018 года.
- Калгин В. Н. Виктор Цой. — М. : Молодая гвардия , 2016. — С. 45. — ISBN 978-5-235-03867-7 .
- CD «Майк и Цой». Часть 2. Домашний концерт 12 января 1985 у А. Несмелова и М. Тергановой (Москва) — Отделение Выход , 1998
- 2020-12-31
- 1