Interested Article - Старый музей

Старый музей ( нем. Altes Museum ) — художественный музей в Берлине , район Митте , первое из зданий Музейного комплекса на «Острове Музеев» (Museumsinsel). До 1845 года назывался Королевской картинной галереей. Здание музея создано в 1823—1830 годах по плану прусского короля Фридриха Вильгельма III и по проекту архитектора Карла Фридриха Шинкеля в стиле «прусского эллинизма» для размещения художественной коллекции семьи прусских королей. Выдающийся памятник немецкой неоклассической архитектуры. После реставрации, проведённой в 1966 году в музее расположена коллекция предметов искусства Античного собрания ( Antikensammlung ) и части собрания монет (Münzkabinett). Является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО .

А. Кисс . Сражающаяся амазонка . 1842
Скульптуры у входа в музей: К. К. А. Вольф . Львоборец. 1861

История

Начало собранию музея положила коллекция прусского короля Фридриха Вильгельма III . Возвращение похищенных Наполеоном Бонапартом ценностей после его вступления в Берлин в 1806 году стимулировало идею создания большого национального музея. Король Пруссии был решительным сторонником гумбольдтовского идеала образования : искусство должно быть открыто для публики и все граждане государства должны иметь доступ к всестороннему культурному образованию. Назначенная королём комиссия во главе с Вильгельмом фон Гумбольдтом, ответственная за концепцию нового музея, решила посвятить музей «только высокому искусству». Картины, гравюры и рисунки старых мастеров планировалось расположить на верхнем этаже, а на первом — классическую скульптуру Древней Греции и Древнего Рима . Согласно эстетическим представлениям того времени, понятие классического исключало этнографические, археологические и художественные артефакты из раскопок в странах Передней Азии, Египта, Ближнего Востока. Они по большей части размещались в замке Монбижу .

Разработку архитектурного проекта король поручил архитектору Карлу Фридриху Шинкелю . На планы Шинкеля относительно «Королевского музея» (Königliches Museum), как он вначале назывался, повлияли идеи наследного принца, позднее короля Фридриха Вильгельма IV , который хотел, чтобы Музейный остров имел античный образ, напоминающий афинский Акрополь . Кронпринц прислал Шинкелю карандашный набросок большого зала, украшенного классическим колонным портиком .

По планам Шинкеля музей должен быть включен в ансамбль зданий, окружающих Люстгартен (Berliner Lustgarten): «Сад удовольствий». Городской дворец Гогенцоллернов (Stadtschloss) на юге был символом мирской власти, арсенал (Zeughaus) на западе олицетворял военную мощь, а Берлинский Собор (Berliner Dom) на востоке был воплощением божественной власти. Музей к северу от сада должен был стать символом науки и искусства. Архитектор Шинкель в то время отвечал за перестройку и расширение Собора. Реконструкция «Сада удовольствий» ландшафтным мастером Петером Йозефом Ленне , которая происходила параллельно со строительством Старого музея, во многом основывалась на идеях Шинкеля по созданию целостного ансамбля исторического центра столицы Пруссии .

Ранее архитектор изучал организацию крупных музеев Лондона и Парижа . Первые планы Шинкель разработал в 1822—1823 годах. После этого потребовались сложные работы по созданию фундамента с учётом близости соединительного канала между Купферграбеном и Шпрее. Строительные работы начались только в 1825 году и продолжались до 1828 года. Открытие музея состоялось 3 августа 1830 года (по другому источнику 1 апреля 1830 года) .

В 1841 году король Фридрих Вильгельм IV объявил королевским указом, что вся северная часть острова Шпрее (теперь известного как Музейный остров) «превратится в святилище искусства и науки». До 1845 года музей назывался «Королевским». Первоначально в нём размещалось собрание Картинной галереи. В 1845 году, с завершением строительства «Нового музея», Королевский музей был переименован в Старый музей, и это название он носит по сей день. С завершением в 1855 году Фридрихом Августом Штюлером здания Нового музея (Neues Museum) Музейный остров начал обретать завершённую форму. Затем возникли здание Национальной галереи (ныне Старая национальная галерея ) Иоганна Генриха Штрака (1869—1876), Музей кайзера Фридриха (ныне Музей Боде ) Эрнста фон Ине по планам Штюлера (1904) и Пергамский музей по проекту Альфреда Месселя и Людвига Хофмана (1910—1930). Таким образом, Музейный остров превратился в храм классического искусства под небом столицы Германии.

Коллекция со временем пополнялась. На протяжении XIX—XX веков в музей передавали материалы из археологических экспедиций, проводимых немецкими учёными в Греции и на Ближнем Востоке. Первым директором с 1830 по 1864 год и автором каталога собрания был выдающийся немецкий историк искусства , один из создателей экспозиции музея, Густав Фридрих Вааген .

В период национал-социализма Старый музей служил фоном для пропагандистских мероприятий как в самом музее, так и в Люстгартене, который был преобразован в военный плац. Пострадавший от осколочно-фугасных бомб при авианалётах союзников в 1941 и 1943 годах незадолго до окончания Второй мировой войны музей пострадал ещё сильнее, когда перед зданием взорвалась автоцистерна. Фрески, созданные в 1843 году Петером фон Корнелиусом по проекту Шинкеля, украшавшие вестибюль и верхний лестничный этаж, были утрачены. Сохранились лишь два эскиза в Берлинской типографии.

Под руководством Генерального директора Берлинских музеев Людвига Юсти здание реставрировали в 1951—1966 годах. Были удалены небольшие остатки фресок выполненных Петером фон Корнелиусом на лестничной площадке, а также на переходе к Новому музею, построенному Фридрихом Августом Штюлером в 1843—1855 годах. Реставрация росписи ротонды по эскизам Шинкеля осуществлена в 1982 году. Прежняя галерея, соединявшая Старый музей с Новым музеем, не была восстановлена; вместо этого в рамках проекта реконструкции 2015 года были запланированы подземные переходы, соединяющие все музеи Музейного острова.

Здание музея

Двухэтажное здание, стоящее на высоком подиуме , с плоской крышей, вытянутое по горизонтали, имеет длину 87 метров и ширину 55 метров. Главный фасад оформлен портиком с восемнадцатью каннелированными ионическими колоннами по подобию древнегреческой Стои в Афинах . Углы здания формируют массивные пилоны .

Здание возвышается над прилегающей территорией, что придает ему внушительный вид. Возвышение помогало уберечь здание музея от наводнений, случавшихся на острове. Русло реки Шпрее , омывающей Музейный остров, было изменено архитектором для увеличения пространства при строительстве музея. Была проведена необходимая перестройка дорог, мостов и каналов. На фризе главного фасада помещена латинская надпись крупными золочёными литерами: FRIDERICVS GVILHELMVS III. STVDIO ANTIQVITATIS OMNIGENAE ET ARTIVM LIBERALIVM MVSEVM CONSTITVIT MDCCCXXVIII (Фридрих Вильгельм III основал этот музей для изучения древностей и всех видов свободных искусств в 1828 году). Наверху, на аттике помещены скульптурные группы Диоскуров (Укротителей коней) , подобных скульптурам Квиринальской площади в Риме (работа Фридриха Тика, 1828; на противоположной стороне здания установлены группы пегасов). Вместо греческих антефиксов вдоль карниза укреплены прусские геральдические орлы, выглядящие несколько зловеще, но хорошо отражающие основную идею стиля прусского эллинизма .

Перед зданием музея в установлена гранитная чаша , высеченная из гранита в 1831 году Кристианом Готлибом Кантианом. Её диаметр 6,91 метра.

Внутри здания устроена большая ротонда с купольным покрытием по образцу римского Пантеона . Она подчёркивает назначение здания как храма искусства. Выставочные залы сгруппированы вокруг двух внутренних двориков и ротонды в центре. Ротонда высотой 23 метра охватывает два этажа и отмечает геометрический центр всей постройки. Она имеет кольцо галереи верхнего яруса, поддерживаемое двадцатью мраморными колоннами коринфского ордера . Перекрытия портика, купола ротонды и главной лестницы оформлены кессонами на греческий манер.

По кругу расставлены античные статуи (на верхней галерее в нишах). Некоторые статуи музея размещены между колоннами и в нишах второго яруса ротонды. Всё вместе создаёт атмосферу оживающей античности. В центре ротонды предполагали поставить гранитную чашу Кристиана Готлиба Кантиана, но она оказалась слишком большой и её установили снаружи перед входом в музей.

Концепция Шинкеля предусматривала установку больших конных скульптурных групп по сторонам наружной лестницы. Скульптура « Сражающаяся амазонка » ( Kämpfende Amazone ), пытающаяся отразить атаку пантеры копьем, работы Августа Кисса , завершённая в 1842 году, была помещена на левой стороне внешней лестницы. Скульптура « Львоборец » ( Löwenkämpfer ) работы Альберта Вольфа по проекту Кристиана Даниэля Рауха с правой стороны лестницы (1861) изображает всадника на вздыбленном коне, который собирается пронзить копьем лежащего на земле льва.

Шедевры музея

Примечания

  1. Altes Museum. Landesdenkmalamt Berlin. Archived 2019-04-13 at the Wayback Machine
  2. Staatliche Museen zu Berlin — Museums. Smb.museum. 2011-02-24. Archived from the original on 2012-03-07. Retrieved 2011-12-28.
  3. Masterplan Museumsinsel Berlin 2015 — Übersicht Häuser. Museumsinsel-berlin.de. Retrieved 2011-12-28 от 30 июля 2022 на Wayback Machine
  4. И. С. Тургенев . Письма из Берлина // Сочинения. Статьи, предисловия, речи, заметки. — С. 105. — 362 с.
  5. Власов В. Г. Берлин // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. II, 2004. — С. 143

См. также

Литература

  • Маркина Л. Г., Муравлёва Е. Н., Муравлёва Н. В. ALTES MUSEUM СТАРЫЙ МУЗЕЙ // Культура Германии: лингвострановедческий словарь: свыше 5000 единиц / под общ. ред. проф. Н. В. Муравлёвой. — М. : АСТ , 2006. — С. 36—37. — 1181 с. — 3000 экз. ISBN 5-17-038383-5 .
  • Michael S. Cullen, Tilmann von Stockhausen: Das Alte Museum . Berlin-Edition, Berlin 1998, ISBN 3-8148-0002-8 .
  • Wolf-Dieter Heilmeyer, Huberta Heres, Wolfgang Maßmann: Schinkels Pantheon. Die Statuen der Rotunde im Alten Museum . Von Zabern, Mainz 2004, ISBN 3-8053-3255-6 .
  • Andreas Scholl, Gertrud Platz-Horster (Hrsg.): Altes Museum. Pergamonmuseum. Antikensammlung Staatlichen Museen zu Berlin . 3., vollständig überarbeitete und erweiterte Auflage. Von Zabern, Mainz 2007, ISBN 978-3-8053-2449-6 .
  • Jörg Trempler: Das Wandbildprogramm von Karl Friedrich Schinkel, Altes Museum Berlin . Gebr. Mann, Berlin 2001, ISBN 3-7861-2333-0 .
  • Elsa van Wezel: Die Konzeptionen des Alten und Neuen Museums zu Berlin und das sich wandelnde historische Bewusstsein . Gebr. Mann, Berlin 2003, ISBN 3-7861-2443-4 .
  • Kaija Voss: Das Alte Museum . In: Die Museumsinsel — Geschichte und Gegenwart . berlin edition im be.bra verlag, Berlin 2011, ISBN 978-3-8148-0186-5 .
  • Bénédicte Savoy, Philippa Sissis (Hrsg.): Die Berliner Museumsinsel: Impressionen internationaler Besucher (1830—1990). Eine Anthologie. Böhlau, Wien/Köln/Weimar 2012, ISBN 978-3-412-20991-9 .
Источник —

Same as Старый музей