Interested Article - Теория подковы
- 2021-04-04
- 2
Теория подковы ― теория в политологии , которая утверждает, что ультралевые и ультраправые на самом деле не являются антагонистами и не находятся на противоположных концах линейного политического спектра, а во многом походят друг на друга, напоминая концы подковы . Автором теории является французский писатель и философ Жан-Пьер Фэй .
Происхождение термина
Впервые термин был употреблён в книге Жан-Пьера Фэя Le Siècle des idéologies , вышедшей в 2002 году . Теория была сформулирована под влиянием трудов Липсета , Белла и других учёных «плюралистической школы» .
Современное использование
В 2006 году термин был использован в израильских СМИ при сравнении враждебного отношения к евреям , проявляемого как со стороны крайне правых, так и со стороны крайне левых .
В одном из своих эссе Йозеф Йоффе, аналитик из Roland Berger Strategy Consultants , которая является одной из крупнейших компаний в сфере стратегического консалтинга в мире, писал следующее:
Справится ли глобализация со всё нарастающими проблемами? Незаметное восстание против глобализации на самом деле предшествовало кризису 2008 года . По всему Западу популизм начал проявлять своё лицо ещё в середине 2000-х. Наглядными примерами к этому являются Германия и Австрия, где популистские партии приобрели большое количество голосов под лозунгами изоляционизма, протекционизма и перераспределения национального богатства. В Германии это был левый популизм (« Die Linke »); в Австрии же, наоборот, крайне правые партии набрали около 30 % на выборах 2008 года. Вместе левые и правые иллюстрируют «теорию подковы» в современной политике: её сгибают так, что концы почти что соприкасаются .
Объяснение теории и конкретные примеры
Одним из обоснований «теории подковы», сделанных с либеральной позиции, можно считать наблюдения Фридриха фон Хайека , изложенные им в книге « Дорога к рабству ». Беря в качестве примера политическую жизнь Германии и Италии между двумя мировыми войнами, Хайек утверждает, что взаимная ненависть коммунистов и фашистов, хотя и чаще, чем с другими течениями, вступавших в столкновения друг с другом, обусловлена тем, что они боролись друг с другом за один и тот же тип сознания: « Главным врагом, с которым они не могли иметь ничего общего и которого не надеялись переубедить, был для обеих партий человек старого типа, либерал. Если для коммуниста нацист, для нациста коммунист и для обоих социалист были потенциальными рекрутами, то есть людьми, неправильно ориентированными, но обладающими нужными качествами, то с человеком, который по-настоящему верит в свободу личности, ни у кого из них не могло быть никаких компромиссов ».
Антисемитизм стал важным элементом ранней социалистической идеологии и проявлялся в различных формах. Среди ранних социалистов было распространено понятие социального паразитизма как метафоры коммерческой, предпринимательской, а также научно-культурной деятельности, осуществляемой евреями, помимо практической работы на производстве. Эта концепция была заимствована из физиократии 18 века, когда торговцев и владельцев мануфактур, в основном евреев, называли паразитами в отрыве от якобы единственного производительного класса фермеров. Особенно в 1840-х годах многие ранние социалисты заняли антисемитскую позицию. Фурье видел все негативные аспекты капитализма персонифицировано в иудаизме, который он рассматривал не как религию, а как нацию. Таким образом, он выступал за отмену эмансипации евреев и повторное лишение евреев гражданских прав. Его ученик Альфонс Туссенель в своей основной работе 1846 года «Les Juifs, rois de l’époque: histoire de la féodalité financière» полемизировал против железнодорожных спекуляций со стороны Ротшильдов и в целом против еврея: последний был «совершенно типичным торговцем на чёрном рынке, совершенно непродуктивным паразитом, живущим за счет средств и труда других». Прудон назвал иудаизм низшей человеческой расой, неспособной к экономической продуктивности, к метафизическому формированию понятий и к собственной государственности. Евреи были обязательно всегда паразитами, «врагом рода человеческого», поэтому он предлагал либо изгнать их, либо уничтожить. Антисемитом был и Бакунин .
В своем исследовании Гюстава Курбе, написавшего портрет «Прудон и его дети» (1865), историк искусства Линда Нохлин отмечает, что наряду со своими ранними высказываниями об анархизме Прудон также написал «La Pornocratie ou les femmes dans les temps modernes», описываемое как «наиболее последовательный антифеминистский трактат своего времени или, возможно, всех времён», и который «поднимает все основные вопросы о положении женщины в обществе и её сексуальности с параноидальной интенсивностью, не имеющей себе равных ни в одном другом тексте».
В своём произведении «Борьба в Венгрии» Энгельс утверждал, что «славянская контрреволюция нахлынет на австрийскую монархию со всем своим варварством», в связи с чем «австрийские немцы и мадьяры… кровавой местью отплатят славянским варварам» и поэтому «всеобщая война, которая тогда вспыхнет, рассеет этот славянский Зондербунд и сотрет с лица земли даже имя этих упрямых маленьких наций».
Аналогия подковы использовалась для описания штрассеристской идеологии Чёрного фронта . Корни фашистских идеологий Италии, Франции, Испании и Португалии, уходят в объединение национализма с социализмом, а порой и монархизмом (см. национал-синдикализм ). Антикапиталистические мотивы были ясно видны и в идеологии Железной гвардии .
Весьма лестно о фашизме отзывался Никола Бомбаччи, бывший руководитель итальянской социалистической партии и один из основателей отколовшейся от неё коммунистической партии: « Фашизм совершил грандиозную Социальную революцию, Муссолини и Ленин, советское и фашистское корпоративное государство, Рим и Москва. Несколько уже занятых позиций пришлось исправить, нам не за что просить прощения, поскольку и в настоящем, и в прошлом нами движет один и тот же идеал: триумф труда. »
Со стороны фашизма похожее восхищение высказывал Ледесма Рамос , ключевая фигура фалангизма и сторонник примирения с анархо-синдикалистами:
Да здравствует новый мир двадцатого века! Да здравствует фашистская Италия! Да здравствует Советская Россия! Да здравствует гитлеровская Германия! Да здравствует Испания, которую мы создадим! Долой буржуазные и парламентские демократии!
В российской политической жизни обоснование справедливости «теории подковы» можно видеть в бытовавшем в политической жизни 90-х годов в России термине « красно-коричневые », объединяющем людей крайне левых (коммунисты) и крайне правых (радикальные монархисты и другие группировки) взглядов, в равной степени активно выступавших против либерализма, «прозападного курса» и соответствующих экономических и политических преобразований. Сюда же можно отнести и возникновение в постсоветской России радикальной партии с «гибридной» коммунистическо-националистической идеологией и соответствующим названием « национал-большевистская ».
Согласно некоторым утверждениям, Северная Корея является идеологически крайне правым или фашистским государством . В своей книге The Cleanest Race («Чистейшая раса») Брайан Майерс утверждает, что Северная Корея является идеологически крайне правым государством благодаря пропаганде ксенофобии и крайнего национализма , а также псевдорелигиозному прославлению бывших и нынешних руководителей и расовой риторике правительства. В то же время северокорейский режим позиционирует себя как поборник социализма через государственную идеологию чучхе .
Испанская
придерживается идеологии монархо-социализма.См. также
- Диаграмма Нолана — другой способ визуализации разделения на правых и левых.
- Красно-коричневые ― термин, обозначающий объединение националистических и социалистических движений, используемый в русскоязычной среде.
Примечания
-
Encel, Frédéric; Thual, François (2004-11-13).
.
Le Figaro
. Paris.
из оригинала
30 сентября 2007
. Дата обращения:
13 февраля 2009
.
Jean-Pierre Faye's famous horseshoe theory (according to which extremes meet) finds verification here more than in other places, and the two states of delirium often mingle and meet, unfortunately spreading beyond these extremist circles. But contrary to the legend deliberately maintained and/or the commonplace believed in good faith, Israel and the United States have not always been allies; on several occasions their relations have even been strained.
- . Pocket. 2008-12-22. из оригинала 15 декабря 2012 . Дата обращения: 16 декабря 2015 .
- . Publiceye.org. 2008. из оригинала 2 февраля 2009 . Дата обращения: 16 декабря 2015 .
-
Fleischer, Tzvi (2006-10-31).
.
Australia/Israel Review
.
.
из оригинала
16 мая 2011
. Дата обращения:
27 марта 2015
.
I think Mr. Loewenstein has done a good job demonstrating why many people believe, as the "political horseshoe" theory states, that there is a lot more common ground between the far left, where Loewenstein dwells politically, and the far right views of someone like Betty Luks than people on the left would care to admit.
- . Roland Berger Strategy Consultants . 2008-12-22. из оригинала 3 февраля 2009 .
- Edmund Silberner: Sozialisten zur Judenfrage. Ein Beitrag zur Geschichte des Sozialismus vom Anfang des 19. Jahrhunderts bis 1914. Colloquium Verlag, Berlin 1962, S. 290—291.
- William Brustein, Luisa Roberts: The socialism of fools? Leftist origins of modern anti-Semitism. Cambridge University Press, Cambridge 2015, S. 32.
- Christian Ebhardt: Interessenpolitik und Korruption: Personale Netzwerke und Korruptionsdebatten am Beispiel der Eisenbahnbranche in Großbritannien und Frankreich (1830—1870). Vandenhoeck und Ruprecht, Göttingen 2015, S. 123.
- Lisa Moses Leff: Fourier, Charles. In: Richard S. Levy (Hrsg.): Antisemitism. A Historical Encyclopedia of Prejudice and Persecution. ABC-Clio, Berkeley 2005, Bd. 1, S. 238; Annette Schaefgen: Fourier, Charles. In: Wolfgang Benz (Hrsg.): Handbuch des Antisemitismus. Bd. 2: Personen . De Gruyter Saur, Berlin 2009, ISBN 978-3-598-44159-2 , S. 243 (abgerufen über De Gruyter Online).
- «ce nom méprisé de juif, tout trafiquant d’espèces, tout parasite improductif, vivant de la substance et du travail d’autrui.» Christian Ebhardt: Interessenpolitik und Korruption. Personale Netzwerke und Korruptionsdebatten am Beispiel der Eisenbahnbranche in Großbritannien und Frankreich (1830—1870). Vandenhoeck und Ruprecht, Göttingen 2015, S. 123.
- Pierre-Joseph Proudhon: Carnets, 26 décembre 1847 (Notizbücher, 26. Dezember 1847), zitiert nach Dominique Trimbur: Proudhon, Pierre-Joseph . In: Wolfgang Benz (Hrsg.): Handbuch des Antisemitismus. Bd. 2: Personen . De Gruyter Saur, Berlin 2009, ISBN 978-3-598-44159-2 , S. 657 f. (abgerufen über De Gruyter Online).
- Nochlin, Linda (2007). Courbet. Thames & Hudson. p. 220. n. 34.
- Backes, Uwe (1989). Politischer Extremismus in demokratischen Verfassungsstaaten [Political Extremism in Democratic Constitutional States] (in German). Wiesbaden: Springer. pp. 251—252. ISBN 978-3-531-11946-5 .
- Payne, Stanley G. (1995). A History of Fascism 1914—1945 Madison: University of Wisconsin Press (pages 277—289) ISBN 0-299-14874-2
- Журнал La Verità, 1936
- Payne, Stanley G. (1997). Franco y José Antonio. El extraño caso del fascismo español. Editorial Planeta. ISBN 84-08-02286-5 . стр. 140
- Rocking Philosophy (1 мая 2013). Дата обращения: 5 сентября 2015. 7 января 2015 года.
- (2010-01-26). . The New York Times . из оригинала 12 октября 2017 . Дата обращения: 5 августа 2015 .
- . Дата обращения: 9 ноября 2023. 9 ноября 2023 года.
- 2021-04-04
- 2