Interested Article - Боярский свадебный пир
- 2021-09-20
- 1
«Боя́рский свадебный пир» ( англ. A Boyar Wedding Feast ), или «Русский свадебный пир» ( англ. The Russian Wedding Feast ), «Русский свадебный пир XVII века» ( англ. A Russian Wedding Feast of the Seventeenth Century ), «Свадебный пир у боя́р в XVII веке» ( англ. The Wedding Fête of the Boyars in the Sixteenth Century ) — картина русского художника Константина Маковского , написанная им в 1883 году . Находится в коллекции музея «Хиллвуд» в Вашингтоне , США .
Контекст
Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству.
Константин Маковский (1839—1915) был известнейшим российским живописцем, следовавшим в своём творчестве принципам реализма и выступавшим против академических ограничений, бытовавших в мире искусства того времени. Он родился в семье художника-любителя и его жены-композитора, в связи с чем рано проявил интерес к живописи и музыке, столь щедро поощряемый родителями. Поступив в возрасте 12 лет в Московское училище живописи, ваяния и зодчества , Константин стал одним из лучших его учеников, получившим все возможные награды и попавшим под влияние учителя Михаила Скотти , который будучи ещё студентом Карла Брюллова перешёл от неоклассицизма к романтизму . Окончив училище, Маковский отправился во Францию , где хотел найти себя в качестве композитора, однако совершив турне по Европе в целях знакомства с традиционной народной и классической музыкой, он в конечном счёте выбрал живопись. В 1858 году Маковский поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге , во время учёбы в которой он создал такие работы, как «Исцеление слепых Христом после изгнания торгующих из храма» (1860 год) и «Агенты Лжедмитрия убивают сына Бориса Годунова» (1862 год). В 1863 году Маковский вместе с 13 другими студентами выступил с протестом против политики написания картин исключительно на темы из скандинавской мифологии, после чего они вышли из состава академии без официальных дипломов. Затем Маковский вступил в « Артель художников », основанную Иваном Крамским , членами которой стали художники-реалисты, выступавшие за коллективный творческий процесс и реалистичное изображение повседневной жизни старой России . Заметными работами Маковского того периода являются картины «Вдова» (1865 год) и «Селёдочница» (1867 год). В 1870 году артель была преобразована в « Товарищество передвижных художественных выставок », работы членов которой стали выставляться по всей Европе. В середине 1870-х годов, после путешествий по Северной Африке и Сербии , в творчестве Маковского произошёл сдвиг в сторону большего упора на цвет и форму, проявившийся в написании им нескольких портретов и исторических полотен. В 1889 году он получил первый приз на Всемирной выставке в Париже за картины « Смерть Ивана Грозного », «Суд Париса» и «Демон и Тамара». К концу века Маковский был одним из самых уважаемых и хорошо оплачиваемых российских художников, расценивавшимся некоторыми критиками как предтеча русского импрессионизма . Он погиб на вершине славы в 1915 году, когда его экипаж врезался в трамвай на улице Санкт-Петербурга .
Создание
…Оглядываясь на прошлое, есть чем вспомнить молодость… У меня в мастерской собиралось всё, что только было в Петербурге выдающегося и блестящего. Лучшие красавицы наперебой позировали мне… Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей.
Для работы над полотном «Боярский свадебный пир» Маковский использовал метод « живой картины », при котором он по заранее сделанным наброскам воссоздавал антураж исторического события при участии представителей аристократических кругов и помощи своей личной коллекции, в которой находилось много исторических костюмов и предметов быта как из народного, так и боярского обихода .
Как отмечал Сергей Маковский , «отец собирал отечественную старину по преимуществу: сарафаны, душегрейки, шушуны, кокошники и кички, разубранные жемчужным плетением… ювелирные изделия с алмазами и стекляшками на разноцветной фольге, серьги, пуговицы, опахала… чарки, братины, солонки, блюда, подносы, хрусталь, фарфор, майолику, бронзу, подсвечники, канделябры, бра и шкатулки, ларцы и кружева, вышивки, бархат, атлас, парчу аршинами и кусочками… Обрывками старинных материй были набиты тяжелые комоды…» .
До начала работы над картиной Маковский тщательно изучал предметы, иногда обращаясь к другим коллекционерам в поисках нужных ему образцов, став в некоторой степени предшественником художников из объединения « Мира искусства », считавших, что в обобщении и стилизации русской истории просто необходимо творчество художника, несущее в себе достоверное изображение примет старины . В. И. Немирович-Данченко отмечал, что «в клубе художников мы виделись часто. К. Е. Маковский пользовался сценой клуба для задуманных картин. Так называемые „живые“ здесь собирали лучшую публику столицы… Я помню, сколько раз Константин Егорович приходил с наброском и располагал участников этого немого спектакля; указывал, как должны были изображать то или другое задуманные им персонажи. Он наблюдал сочетание красок, соответствие лиц с декорациями» . Елена Маковская, дочь художника, вспоминала, что «прилегало к мастерской ещё помещение, отделенное занавесом, вроде… сцены, ниже потолком… В мастерской с прилегающей „сценой“ родители устраивали временами музыкальные вечера, ставились роскошные „живые картины“ из боярского быта… Тогда весь коридор из квартиры и лестница „черного хода“ обвешивались гобеленами и освещались. Приглашенные (до 150-ти человек) на эти прославившиеся вечера подымались в мастерскую-театр. Тогда-то извлекались все боярские наряды, музейные вещи, кокошники в жемчугах… Представители старых родов, потомки тех же бояр, ловко и красиво облачались в парчовые и бархатные одежды… Изображались, группировались картины отца — „Свадебный пир“, „Выбор невесты“. Отец так любил боярский быт, что было ему дорого ещё и живым создать его. В этом не только понятный восторженный каприз, но и предугадывание увлекательной полезности для своего искусства» . Во время этих творческих вечеров с разыгрыванием настоящих театральных спектаклей, Маковский и зарисовывал приглашённых актёров, костюмированные сцены, поставленные дома, используя в дальнейшем имеющиеся наработки для создания живописных полотен . Работа над картиной была закончена в 1883 году , после чего она стала одной из самых известных работ Маковского , относимых к жанру исторической живописи , изображающей один из этапов русского свадебного обряда . В том же году постановка живой картины «Боярский свадебный пир» состоялась в доме княгини для Александра III , в 1888 году — около Троице-Сергиевой лавры , а в 1899 году — на сцене МХТ .
История
После окончания работы Маковский отказался выставить свою картину на очередной выставке передвижников, в результате чего с ним перестали общаться члены общества, в том числе и Крамской . Несмотря на это картина всё же выставлялась в Санкт-Петербурге , а затем в Москве и Париже , а в 1885 году получила золотую медаль на в Антверпене . После этого Павел Третьяков захотел купить «Боярский свадебный пир», но Маковский затребовал за него 20 тысяч рублей, что оказалось коллекционеру не по карману . В августе того же года картина была приобретена американским ювелиром Чарльзом Уильямом Шуманом за 15 тысяч долларов США (10 тысяч фунтов стерлингов , 60 тысяч рублей ) — за цену, большую чем предложенная российским императором Александром III . Прибытие работы в США , где она была встречена с большим энтузиазмом, совпало с расцветом популярности Маковского в эпоху « позолоченного века » , ввиду чего в 1886 году Шуман лично заказал у него картину «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем», в которой художник свёл обобщённую сцену свадьбы к конкретному историческому событию (находится в коллекции в Пуэрто-Рико ) . В 1890 году эти две картины выставлялись в Детройте и Сан-Франциско , а 1893 году — на Всемирной выставке в Чикаго , вместе с третьим полотном Маковского на тему свадьбы — «Перед венцом» (также «Наряд русской невесты» ; находится в коллекции Музея изобразительных искусств Сан-Франциско ) . В 1901 году по приглашению Шумана Маковский приехал в США, где ему для своего первого президентского портрета согласился позировать Теодор Рузвельт .
-
«Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем», 1886 год.
-
«Перед венцом», 1884 год.
До 1912 года «Боярский свадебный пир» находился в витрине магазина Шумана на Бродвее в Нью-Йорке в рамках кампании по сбору денег на благотворительность , а репродукция картины размещалась на подарочных коробках с шоколадом . В рамках аукциона по распродаже имущества Шумана, прошедшем 23 января 1936 года, картина была продана за 2500 долларов в частную коллекцию . В 1939 году картина выставлялась на Всемирной выставке в Нью-Йорке . В 1946 году работа была приобретена Робертом Рипли , эксцентричным создателем радиошоу « », ещё мальчиком купившим открытку с репродукцией этой картины . Во время распродажи его имущества 26 августа 1949 года картина была продана за 2200 долларов . 18 декабря 1968 года картина снова была продана , попав в коллекцию Марджори Мерривезер Пост . После её смерти в 1973 году, по завещанию Пост картина была преподнесена в дар музею «Хиллвуд» , который она же сама и создала на основе личной коллекции русского искусства .
Композиция
На картине запечатлен момент произнесения тоста в честь жениха и невесты во время пира на свадьбе — одном из самых важных социальных событий в старой России, являвшимся демонстрацией объединения двух боярских родов, имевших большое влияние на политику Москвы в период XVI—XVII веков . Свадьба проходит в гостевой комнате со сводчатым потолком, напоминающей палаты дворцов московского Кремля . В центре располагается стол, вокруг которого сгруппированы фигуры мужчин и женщин . Молодая пара стоит во главе стола (с правой стороны холста), где жених представляет гостям свою невесту , впервые увидев её ничем не покрытое лицо . Вся комната заставлена заморской посудой, золотыми и серебряными кубками и кружками разнообразных форм, вынимавшихся к празднику из сундуков . На переднем плане в левом нижнем углу холста находится резной ларец из слоновой кости, на котором стоит эмалированная серебряная чаша .
В резко освещенной обстановке , гости, изображённые в роскошных одеждах, причудливо украшенных золотым шитьём, в том числе женщины в жемчужных кокошниках , являвшихся основным русским женским головным убором, сидят за столом, богато уставленном различными яствами и напитками . В центре полотна находится фигура полного мужчины в шубе, подбитой красным бархатом, высоко поднимающего в руке серебряный кубок . Примечательно, что на картине изображён момент, когда слуга вносит в комнату на большом серебряном подносе жареного лебедя — символ плодородия, являющийся последним подаваемым на стол блюдом перед проводами молодожёнов в спальню .
События, изображённые на картине, происходят в ориентировочно в XVI или XVII веке . Перед окончанием пира по распространённой в то время традиции гости начинали произносить тост и кричать «горько», намекая на горькость вина и побуждая молодожёнов поцеловаться, чтобы сделать напиток более сладким . Однако, невеста выглядит робкой и застенчивой, стоя перед женихом с грустным лицом и не желая по-видимому дарить ему свой поцелуй. В такой ситуации стоящая по левую руку от невесты пожилая сваха или мать мягко подталкивает свою дочь к жениху, уговаривая её поцеловать будущего мужа . В то же время, сидящая в центре полотна девушка смотрит на молодожёнов с завистью, а в левом верхнем углу в печальной задумчивости стоит няня, возможно, не понаслышке знающая, как тяжела участь невесты .
Особенности
Размеры картины, написанной маслом на холсте , составляют 236,22 на 391,16 сантиметров без рамы (254,64 на 408,94 см. — с рамой) . В англоязычной искусствоведческой литературе картина фигурирует под названиями «Русский свадебный пир» ( англ. The Russian Wedding Feast ) , «Русский свадебный пир XVII века» ( англ. A Russian Wedding Feast of the Seventeenth Century ) , «Свадебный пир у бояр в XVII веке» ( англ. The Wedding Fête of the Boyars in the Sixteenth Century ) , при том что встречаются также разные варианты написания фамилии самого Маковского — Makovsky , Makovski , Makowski , Makowsky , Makoffsky .
Примечания
- . Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского . Дата обращения: 30 ноября 2015. Архивировано из 8 декабря 2015 года.
- ↑ . . Дата обращения: 30 ноября 2015. Архивировано из 4 июля 2018 года.
- ↑ . Музей «Хиллвуд» . Дата обращения: 30 ноября 2015. 8 декабря 2015 года.
- ↑ . . Дата обращения: 30 ноября 2015. 8 декабря 2015 года.
- ↑ , с. 28-32.
- . Энциклопедия русской живописи. Дата обращения: 30 ноября 2015. 8 декабря 2015 года.
- ↑ . . Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов . Дата обращения: 30 ноября 2015. 8 декабря 2015 года.
- . Серпуховский историко-художественный музей . Дата обращения: 1 декабря 2015. 8 декабря 2015 года.
- Татьяна Карпова. . Журнал «Наше Наследие» (2005). Дата обращения: 30 ноября 2015. 3 июля 2017 года.
- ↑ Надежда Большакова. . Журнал «Наше Наследие» (2005). Дата обращения: 30 ноября 2015. 4 марта 2016 года.
- ↑ . Музей Хиллвуд . Дата обращения: 30 ноября 2015. 1 октября 2018 года.
- ↑ , p. 13.
- , p. 12.
- ↑ , с. 537.
- . Комсомольская правда (18 ноября 2011). Дата обращения: 30 ноября 2015. Архивировано из 8 декабря 2015 года.
- . Chicago Daily Tribune . 1885-08-30. p. 3 . Дата обращения: 30 ноября 2015 .
- . . 1885-12-17. p. 1. из оригинала 3 октября 2018 . Дата обращения: 30 ноября 2015 .
- ↑ , p. 108.
- ↑ . Эхо Москвы . Дата обращения: 30 ноября 2015. 8 декабря 2015 года.
- ↑ . Государственный департамент США . Дата обращения: 30 ноября 2015. 14 июля 2015 года.
- ↑ . Sotheby's (4 ноября 2010). Дата обращения: 30 ноября 2015. 3 октября 2018 года.
- . . Дата обращения: 30 ноября 2015. 6 сентября 2015 года.
- . Газета «Культура» (8 октября 2015). Дата обращения: 30 ноября 2015. 8 декабря 2015 года.
- . Музей изобразительных искусств Сан-Франциско . Дата обращения: 30 ноября 2015. 8 декабря 2015 года.
- ↑ Susan Jaques. . Huffington Post (14 февраля 2016). Дата обращения: 29 мая 2017. 1 марта 2017 года.
- "Russian Paintings Sold". The New York Times . 1936-01-24. p. 17.
- PBS — . Дата обращения: 30 ноября 2015. 25 ноября 2015 года.
- "Ripley Sale Ends Today". The New York Times . 1949-08-26. p. 16.
- : [ 26 октября 2021 ]. — . — 1968. — Vol. 110, no. 789. — С. xix.
- . The Washington Post (8 ноября 2012). Дата обращения: 30 ноября 2015. 8 декабря 2015 года.
- . Архив внешней политики Российской Федерации . Дата обращения: 30 ноября 2015. Архивировано из 14 июля 2016 года.
- ↑ , p. 246.
- . Etsy . Дата обращения: 30 ноября 2015. 8 декабря 2015 года.
- ↑ , p. 415.
- ↑ . The Art of Lawrence Supino. Дата обращения: 30 ноября 2015. (недоступная ссылка)
- ↑ , p. 23.
- , p. 26.
- , p. 9.
- , p. 171.
Литература
- Schumann, Charles William. . — New York : W. Green, 1891. — С. 25—27. — 76 с. (англ.)
- ; . // . — New York : Charles Scribner’s Sons, 1900. — Vol. IV. — С. 415. — 522 с. (англ.)
- De Wolfe, Tensard. // The Index. — 1904. — № 11 . — С. 23 . (англ.)
- Slocum, William Neill. . — Page-Davis Co., 1904. — Vol. 4 (6). — С. 13. (англ.)
- Keyser E.N. // Brush and Pencil. — 1904. — № 3 . — С. 161—176 . (англ.)
- . // The Mentor. — 1917. — № 19 . — С. 1—11 . (англ.)
- Moffat W. D. // The Mentor. — 1917. — № 19 . — С. 12 . (англ.)
- . — The Mentor. — Mentor Association, 1917. — С. 537.
- Fry, Roger Eliot. / Selected writings, edited and with an interpretation by Craufurd D. W. Goodwin. — Ann Arbor : The University of Michigan Press, 1999. — С. 108. — 222 с. — ISBN 0-472-10902-2 . (англ.)
- Conover J. R. . — New York : New American Library, 2001. — С. 246. — 285 с. — ISBN 0-451-20301-1 . (англ.)
- . — Комсомольская правда/Директ-Медиа, 2014. — Т. 60. — С. 28—32. — 49 с. — (Великие художники). — ISBN 9785747500648 . (рус.)
Ссылки
- . Музей «Хиллвуд» . (англ.)
- 2021-09-20
- 1