Interested Article - Чарок

Мадурцы в национальных костюмах

Чаро́к ( мад. carok, буквально — «бой чести» ) — обычай, существующий среди мадурцев , одного из народов Индонезии : поединок либо, реже, бой с участием нескольких человек, служащий средством отмщения за оскорбление или решения бытового конфликта. Представляет собой подобие европейской дуэли , однако имеет ряд существенных отличительных черт.

Орудием для выяснения отношений традиционно служит челурит — национальный мадурский серп . Несмотря на многолетние усилия индонезийских властей, правоохранительных органов и мусульманского духовенства по искоренению чарока, эта традиция сохраняется в современном мадурском обществе.

Исторические корни обычая

Мальчик-мадурец в национальном военном костюме с челуритом в руке. Фотография 1870-х годов

История возникновения чарока изучена достаточно слабо. Предполагается, что данный обычай не является древним — первые известные его случаи относятся к XVIII веку . Большинство исследователей связывает возникновение чарока с нидерландской колонизацией Мадуры . На основании народных преданий делается вывод о том, что голландцы , стремясь закрепить свою власть над островом, целенаправленно провоцировали вражду между различными местными общинами — это и привело к тому, что представители последних стали часто выяснять отношения с оружием в руках. Со временем чарок перестал носить межобщинный характер: вызывать друг друга на бой по той или иной причине стали жители одной и той же деревни и даже близкие родственники. Воспрепятствовать столь широкому распространению этого обычая не смогло даже однозначное осуждение его местным исламским духовенством — при том, что мадурцы, в отличие от многих других народов Индонезии , являются в своей массе весьма ревностными мусульманами. Считается, что популяризации чарока в большой степени благоприятствовали особенности национального мадурского характера — обострённое чувство собственного достоинства, обидчивость и вспыльчивость .

Примечательно, что обычай чарока сложился и укоренился именно в среде общинного крестьянства и никак не проявился среди мадурской знати . В этом его важное отличие от европейской дуэли, практика которой, напротив, была ограничена высшими кругами общества. Другой его отличительной чертой является то, что поводом для столкновения может служить не только оскорбление достоинства человека или его близких, но и обстоятельства весьма меркантильного характера, категорически неприемлемые в качестве повода для дуэли: спор при дележе урожая, рыбного улова или наследства, использовании земельных участков или водных источников, задержка с выплатой долга и тому подобное .

Основные правила чарока

Челурит — традиционное оружие и символ чарока

Постепенно среди мадурского простонародья сложились определённые правила чарока, носящие, впрочем, достаточно общий характер и никогда не фиксировавшиеся в письменном виде — в отличие от весьма детальных писаных европейских дуэльных кодексов . В соответствии с ними уклонение от вызова считается крайне постыдным: отказавшийся от чарока становится изгоем общества, за ним до конца дней закрепляется репутация «не мужчины» и «не мадурца». Время и место чарока противники согласовывают между собой, однако в прошлом за соответствующими указаниями они нередко обращались к руководству крестьянской общины или представителям феодальной аристократии — в подобных публично анонсированных случаях поединок часто проводился при большом стечении зрителей. Бой обычно продолжается до гибели или ранения одного из противников. Если раненым оказывается ответчик, то инцидент, ставший причиной чарока, обычно считается исчерпанным. Если же ранение получает истец, то продолжение мщения после выздоровления остается на его усмотрение — в любом случае он сохраняет своё достоинство в глазах местного общества .

Чаще всего чарок проводится в форме поединка. Однако если с одной из сторон в конфликт оказалось вовлечено более одного человека, в бой на стороне того, кто оказался в меньшинстве, могут вступить его друзья или родственники — даже в том случае, если никто из них не имеет отношения к поводу, спровоцировавшему чарок. Однако подобное уравновешивание сил не является обязательным: известны многочисленные случаи, когда истцу или ответчику приходилось сражаться сразу с несколькими противниками — возможность подобного численного неравенства является ещё одним отличием чарока от европейской дуэли .

Иногда гибель человека в результате чарока становилась поводом для вызова убийцы на бой кем-то из родственников погибшего — в этом случае чарок фактически превращался в кровную месть и мог продолжаться на протяжении многих лет. Известны случаи, когда родня хоронила жертву чарока не на кладбище, а в непосредственной близости от дома, чтобы могила служила постоянным напоминанием о необходимости отомстить убийце .

С самого начала в качестве орудия чарока утвердился челурит — национальный мадурский серп. Это обстоятельство связывается с тем, что в период становления данного обычая на Мадуре действовал введённый колониальной администрацией запрет на ношение холодного оружия . Являющийся основным орудием труда местных земледельцев , челурит часто носится на поясе в ножнах подобно ножу или кинжалу . От серпов, принятых у большинства других народов, он отличается относительно прямым лезвием, что облегчает его использование в качестве оружия .

Важной составляющей традиции чарока является заблаговременная подготовка челурита к кровопролитию: для этого хозяин произносит над своим серпом особые заклинания . Челурит, принесший победу в поединке, в старое время было принято хранить как реликвию: победители чарока обычно даже не стирали с клинка серпа кровь соперника, чтобы она служила напоминанием об одержанной победе. Столь значимая, практически сакральная роль челурита в чароке привела к тому, что это орудие прочно утвердилось в качестве символа данного обычая .

Чарок в современности

К моменту вхождения Мадуры в 1950 году в состав независимой Республики Индонезии чарок практиковался среди местного населения весьма широко. Республиканские власти повели активную борьбу с этим обычаем. При этом какой-то специализированной статьи на этот счёт в уголовном кодексе Индонезии заведено не было: соответствующие случаи квалифицируются как умышленное убийство или покушение на убийство, что предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до пожизненного , а при убийстве нескольких человек или иных особо отягчающих обстоятельствах смертную казнь .

Карательные меры сочетаются с информационно-пропагандистской работой. Особенно мощная кампания против чарока была развёрнута правоохранительными органами в 1980-е годы. Одной из её средств было широкое распространение среди населения острова листовок, сообщающих о суровом уголовном наказании за подобное выяснение отношений, а также о возможности решать спорные вопросы в судебном порядке .

Усилия индонезийских властей и правоохранительных органов имели ограниченный эффект: к началу XXI века практика чарока заметно сократилась, однако этот обычай по-прежнему сохраняется среди части крестьянского населения Мадуры. Так, в 1990-е годы в каждом из четырех округов Мадуры ежегодно регистрировалось по несколько десятков случаев «боёв чести». В результате по статистике умышленных убийств Мадура стабильно остаётся на одном из первых мест среди регионов Индонезии: соответствующий показатель здесь вдвое выше, чем в целом по провинции Восточная Ява, к которой относится остров, и в полтора раза выше общенационального .

Как и прежде, поводом для вызова на бой служат как оскорбления, так и бытовые конфликты. Так, по криминальной статистике, зафиксированной в начале 1990-х годов в Банкалане, самом густонаселённом из четырёх мадурских округов, более 60 % случаев чарока происходило из-за приставания к чужой жене, 17 % — из-за различных «недопониманий», 9 % — из-за долгов, 7 % — из-за земельных споров или споров о наследстве .

По-прежнему случаются коллективные чароки, которые иногда принимают масштабы массовых побоищ. Наиболее кровопролитное из подобных столкновений произошло 13 июля 2006 года в деревне Буджур-Тенгах ( индон. Bujur Tengah ) на севере острова: в поножовщине погибло семь и было тяжело ранено по крайней мере девять человек .

При этом в современных условиях сама практика чарока претерпевает определённые изменения. Подобное выяснение отношений происходит скрытно, без привлечения зрителей и уведомления сельских старейшин. Следы крови с «победных» челуритов тщательно стирают, сами серпы, ставшие орудием убийства, тщательно прячут. Публичное одобрение чарока стало редкостью, хотя многие островитяне по-прежнему считают постыдным доносить на «дуэлянтов» в полицию. Кроме того, старинные «благородные» правила чарока соблюдаются далеко не всегда: мадурская полиция отмечает возрастающее число случаев, когда чароком объявляется нападение без заблаговременной договорённости на безоружного противника, что фактически стирает грань между обрядовым поединком и обычным убийством .

Примечания

  1. , p. 21.
  2. , p. 151.
  3. , p. 150—151.
  4. , p. 149—151.
  5. , p. 152.
  6. , p. 68—69.
  7. , с. 150-151.
  8. , p. 40.
  9. , p. 150.
  10. , p. 207.
  11. , p. 6.
  12. , p. 4.
  13. (индон.) . Gatra (18 июля). — Электронная версия журнала «Гатра». Дата обращения: 4 февраля 2010. 23 января 2013 года.
  14. Ahmad Baidowi. (индон.) . Okezone (10 мая 2007). — Новостной портал «Окезоне». Дата обращения: 7 мая 2015. 29 марта 2019 года.
  15. , p. 151.

Литература

  • A. Latief Wiyata. Carok: Konflik Kekerasan Dan Harga Diri Orang Madura. — Yogyakarta: LKiS Pelangi Aksara, 2002. — 267 p. — ISBN 978-979-9492-678 .
  • Henry Arianto, Krishna. (индон.) // Forum Ilmiah. — 2011. — Vol. 8 , num. 2 . — P. 146—155 .
Источник —

Same as Чарок