Interested Article - Илия Пророк в пустыне (икона из села Выбуты)

Илия Пророк в пустыне с житием и деисусом икона ветхозаветного пророка Илии , написанная в конце XIII — начале XIV века. Происходит из церкви Илии Пророка села ( погоста ) Выбуты близ Пскова . Является «самой значительной среди ранних псковских икон» и древнейшей из известных русских житийных икон .

Икона была обнаружена экспедицией Центральных государственных реставрационных мастерских в 1928 году и в 1931 году поступила в собрание Третьяковской галереи .

Описание

Стиль иконы характеризуется как архаичный, изображение пророка Илии в среднике иконы несёт черты романского искусства , что приближает икону к новгородским памятникам XIII—XIV веков . Сохранность иконы характеризуется как посредственная . Имеются большие утраты живописи фона и нижнего поля , смытости верхнего красочного слоя. Нижние житийные сцены сохранились фрагментарно.

Средник иконы

В среднике иконы помещена монументальная фигура пророка Илии, одетого в одеяние густого лилового цвета и серебристо-зелёный плащ. Академик В. Н. Лазарев отмечает, что изображение Илии несёт « оттенок патриархального добродушия, которым так любили наделять своих святых псковские художники » . Лик святого написан несколько схематично, нет цветовых сопоставлений, подрумянки, белильные мазки плотные, положены только на выступающие части. По мнению Г. С. Колпаковой в результате этого « лик воспринимается как обширная, сияющая, подобно яичному желтку, ровная и почти монохромная поверхность » .

Пророк изображён не в традиционной сцене питания вороном в пустыне, а напряжённо вслушивающимся в «веяние тихого ветра» ( 3Цар. ) в котором ему является Бог . Пустыня, в которой находится пророк, изображена в виде четырёх горок розовато-красных, жемчужно-серых, фиолетовых и оранжево-красных цветов ещё не имеющих традиционной стилизации.

Клейма

Состав клейм :

верхнее поле

Семифигурный деисус : Спас , Богородица , Иоанн Предтеча , архангелы Михаил и Гавриил , апостолы Пётр и Павел . Для XI—XIII веков характерно минимальное количество фигур в деиусе. Данный семифигурный деисус является одним из древнейших в русском искусстве .

боковые и нижнее поля

Клейма иконы

Илия встречает Сарептскую вдовицу
Илия воскрешает сына вдовицы
Авдий, посланник царя Ахава, встречает Илию
  1. Ангел предсказывает Саваху, отцу Илии, рождение сына
  2. Савах говорит о видении первосвященникам
  3. Илия запрещает дождь
  4. Илия встречает Сарептскую вдовицу
  5. Илия в доме вдовицы умножает хлеба
  6. Илия воскрешает сына вдовицы
  7. Авдий, посланник царя Ахава , встречает Илию
  8. Илия обличает царя Ахава
  9. Жертвоприношение языческих жрецов
  10. Жертвоприношение Илии
  11. Илия закалывает жрецов Ваала
  12. Пророк Елисей следует за Илией
  13. Илия и Елисей переходят Иордан посуху
  14. Огненное вознесение Илии

Последние 6 клейм практически полностью утрачены и записаны полуфигурами святых.

Житийные клейма отличают строгие пейзажи , простые архитектурные элементы. В. Н. Лазарев отмечает, что житийный рассказ в клеймах « выдержан в мягких тонах и овеян большой человечностью » .

Примечания

  1. Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М.: Искусство , 2000. — С. 74.
  2. Псковская икона XIII—XVI веков: [Альбом]. — Л.: Аврора, 1990. — № 1, стр. 291
  3. Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М.: Искусство , 2000. — Стр. 323
  4. Колпакова Г.С. Искусство Древней Руси: Домонгольский период. — М. : Азбука , 2007. — С. 478-482. — ( Новая история искусства ). — ISBN 978-5-352-02088-3 .
Источник —

Same as Илия Пророк в пустыне (икона из села Выбуты)