Interested Article - Кара жорга

Кара́ жорга́ ( каражорга ; каз. қара жорға , قارا جورعا — « вороной иноходец ») — казахский народный танец и кюй , под аккомпанемент которого он исполняется .

У киргизов подобный танец называется кара́ жорго́ . У башкир имеется народная песня-пляска со схожим названием — кара юрга ( башк. ҡара юрға ) .

Описание

Танец кара жорга получил такое название («вороной иноходец») из-за того, что его исполнитель изображает ловкого, сноровистого и задиристого наездника- джигита , овладевшего искусством верховой езды и гарцующего на иноходце . Под различными названиями (жоргалау, жорганы еликтеу) в народе были распространены несколько вариантов этого танца. В качестве аккомпанемента для танца на домбре исполняли народные мелодии «Кара жорга», «Бозайгыр» и др. Полное описание кара жорги было дано в книге «Казахские народные танцы» за авторством Даурена Абирова и Аубакира Исмаилова , куда этот танец попал в числе самых популярных мужских танцев .

Кара жорга по странам

Казахстан

«Возродителем» танца кара жорга в Казахстане считается казах Арыстан Шадетулы родом из Китая , вернувшийся в Казахстан в 1995 году . По словам Арыстана Шадетулы, этот танец является одним из 18 казахских народных танцев, которые на сегодняшний день позабыты . Танец начал распространяться в Казахстане в начале 2010-х годов и получил широкую известность благодаря интернету и СМИ. Идею возрождения танца кара жорга поддержал казахстанский режиссёр Булат Атабаев , отметив, что сам в детстве танцевал кара жоргу и видел, как известная казахская танцовщица Шара Жиенкулова исполняла его .

Московский балетмейстер Игорь Моисеев в 1937 году поставил танец «Кокпар» на основании мелодии кара жорга. Танец был включён в репертуар Государственного ансамбля народного танца СССР (ныне Ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева ). В 1953 году новый вариант танца представил Даурен Абиров , а в 1958 году — Лидия Чернышёва .

Кыргызстан

Попытки возродить кара жорго предпринимаются и в Киргизии . По словам одного из активистов движения по возрождению танца, впервые танец был увиден Болотом Дыйканбаевым у китайских киргизов в 2002 году. Затем были сняты клипы с танцем кара жорго, организованы флешмобы и этно- дискотеки . Планируется включить кара жорго в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО . По мнению киргизов, танец кара жорга является не казахским, а киргизским народным танцем с тысячелетней историей , который сумели сохранить киргизы Китая .

Китай

В журнале National Geographic от 1954 года (vol. CVI, № 5) зафиксировано исполнение казахами Китая «типичного племенного танца» кара жорга (Kara Jorga) под аккомпанемент домбры .

В наши дни танец кара жорга пользуется популярностью среди казахов Китая. Его исполняют во время различных мероприятий , в казахских школах СУАР кара жорга включена в школьную программу . В честь празднования 550-летия Казахского ханства казахи КНР станцевали кара жоргу в 24 провинциях страны .

Рекорды

В 2012 году стало известно, что танец кара жорга, исполненный 16 декабря 2011 года четырьмя сотнями казахстанцев в Астане в День независимости Казахстана вошёл в « Книгу рекордов Гиннесса » . В 2010 году 15 тыс. жителей города Атырау станцевали кара жоргу ко Дню города, но в отличие от астанинцев, атыраусцы не стали регистрировать свой рекорд . Ещё ранее, в 2009 году казахстанские СМИ сообщили о том, что в Китае поставлен рекордный танец кара жорга с участием 13 тыс. человек, который якобы тоже вошёл в Книгу рекордов Гиннесса . Данные об этом рекорде в официальных источниках также отсутствуют.

Споры о происхождении

По словам историка и доктора наук Гульнары Мендикуловой, танец кара жорга никогда не был национальным танцем казахов и перенят ими у китайцев , а впервые танец был поставлен в пьесе « Айман — Шолпан » на мотив кюя «Кара жорга». По её словам никаких источников о наличии мужских танцев у казахов нет, а впервые она увидела танец кара жорга в исполнении казахов из Китая в Стамбуле . Профессор КазНУИ Тагжан Изим не столь категорична в своих высказываниях — по её словам, танец кара жорга не что иное как народный танец «буын би» («танец суставов»), а название «кара жорга» прицепилось к танцу после постановки вышеупомянутой пьесы «Айман — Шолпан» в 1934 году .

Историк и этнограф отмечает, что современный танец кара жорга исполняется вовсе не под мелодию оригинального кюя «Кара жорга», а другого кюя под названием «Салкурен» ( каз. Салкүрең ). По его словам, кара жорга должен быть медленным и размеренным танцем, а не быстрым и интенсивным, как это происходит под мелодию «Салкурена» . Ему вторит кандидат исторических наук Алимгазы Даулетхан, который отмечает, что современная мелодия, под которую исполняют кара жоргу, не что иное, как видоизменённая мелодия «Салкурен» с добавлением отрывков из «Жар-жара», созданная для торжеств и праздников .

В связи с противоречивыми мнениями о танце кара жорга среди населения, один из жителей Казахстана попросил министра культуры и спорта Арыстанбека Мухамедиулы прояснить ситуацию со статусом танца. В своём ответе министр отказался от каких-либо заявлений по поводу танца, ибо это не входит в полномочия его министерства, и посоветовал обратиться в соответствующие НИИ Министерства образования и науки Казахстана .

См. также

Примечания

  1. . — Қазақ энциклопедиясы, 2004. — Т. 3. — С. 128. — 558 с. — ISBN 9789965974649 .
  2. Прохоров А. М. . — 3-е изд. — Советская энциклопедия, 1973. — Т. 11. — С. 171.
  3. . — Казахское государственное издательство художественной литературы, 1958. — С. 118.
  4. Всеволодовская-Голушкевич О. В. . — Өнер, 1988. — С. 4. — 149 с.
  5. Утюшева, Л. Д. . — С. 319. — ISBN 9785042354625 . 10 ноября 2022 года.
  6. Гизатов, Б. . — Жазушы, 1972. — С. 27. — 267 с.

    Из народных кюев для домбры — <…> «Каражорга»…

  7. Казыханова, Б. Р. . — 1973. — С. 58. — 330 с.

    …Кроме того, многие музыкальные произведения звучат как сопровождение танцу. Таковы кюйи «Каражорга»…

  8. . — 1939. — С. 231.
  9. Р. Г. Кузеев, Н. В. Бикбулатов. . — БФАН СССР, 1976. — С. 37. — 167 с.
  10. Абиров, Д., Исмаилов, А. / Под. общ. ред. Н. И. Львова. — Өнер, 1984. — С. 41. — 102 с.
  11. . — Казахское государственное издательство художественной литературы, 1962. — С. 103.
  12. Гульмира Камзиева. . — Радио Азаттык, 02.10.2009. 2 апреля 2015 года.
  13. Рустем Омаров. // Экспересс К. — 25.05.2011. — № 90 (17205) . (недоступная ссылка)
  14. // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. III. — ISBN 9965-9746-4-0 . (CC BY-SA 3.0)
  15. . — ЦентрАзия, 13.12.2014. 13 декабря 2014 года.
  16. . Взгляд (27 января 2014). Дата обращения: 22 марта 2015. Архивировано из 3 апреля 2015 года. (киргиз.)
  17. Айгерим Акылбекова. . — Радио Азаттык, 15.08.2014. 2 апреля 2015 года.
  18. Milton J. Clark. How the Kazakhs Fled to Freedom // The National Geographic Magazine. — National Geographic Society , November, 1954. — Вып. CVI , № 5 . — С. 634 .
  19. Гульмира Матхаликова. . — 4 декабря 2015. 25 декабря 2015 года.
  20. // 24KZ. — 21 ноября 2015. 25 декабря 2015 года.
  21. Нэля Садыкова. // Караван. — Алма-Ата, 15 декабря 2015. 25 декабря 2015 года.
  22. Садык Акижанов. . — Казинформ, 12 октября 2015. 25 декабря 2015 года.
  23. Айжан Тугельбаева. . — tengrinews.kz, 1 марта 2012. 6 апреля 2015 года.
  24. (англ.) . Guinness World Records . Дата обращения: 3 декабря 2022. 3 декабря 2022 года.
  25. Лаура Кунекова. . КТК (4 октября 2010). Дата обращения: 24 декабря 2015. 25 декабря 2015 года.
  26. (казах.) . — Казинформ, 4 сентября 2009. 25 декабря 2015 года.
  27. . — tengrinews.kz, 4 мая 2011. 5 апреля 2015 года.
  28. Әсемгүл Қасенова. (казах.) . — Tengrinews, 12 сентября 2014. 25 декабря 2015 года.
  29. (казах.) // Арғымақ. — 9 июня 2014. 26 декабря 2015 года.
  30. Алимгазы Даулетхан. (казах.) // Жас Алаш. — 2 декабря 2010. — Нөм. 96 (15554) . 25 декабря 2015 года.

Ссылки

  • Жумасеитова Г. Т. .
Источник —

Same as Кара жорга