Interested Article - Чудак (журнал)
- 2020-09-19
- 2
«Чудак» — еженедельный советский литературно-художественный журнал сатиры и юмора, выходивший в Москве с декабря 1928 по февраль 1930 года. Главный редактор — Михаил Кольцов . Постоянные сотрудники — Валентин Катаев , Юрий Олеша , Илья Ильф , Евгений Петров , Михаил Зощенко , Михаил Светлов . Для журнала писали Владимир Маяковский , Демьян Бедный . С изданием работали художники Константин Ротов , Борис Ефимов , Кукрыниксы , Бронислав Малаховский , Владимир Козлинский , Виктор Дени и др. После претензий, предъявленных главному редактору секретариатом ЦК ВКП(б) в связи с «публикацией материалов антисоветского характера», «Чудак» был закрыт и слит с журналом « Крокодил ».
Создание журнала
Появление журнала было связано как с желанием его будущих авторов иметь площадку для реализации публицистических замыслов, так и с необходимостью создания своеобразного центра притяжения творческой молодёжи. Газета « Гудок », в течение нескольких лет выполнявшая роль неформального литературного клуба, в 1928 году начала постепенно утрачивать прежнее влияние: к тому времени издание покинули многие сотрудники . Кадровые перестановки затронули и приложение к «Гудку» — сатирический журнал « Смехач » . По воспоминаниям писателя Григория Рыклина , для разработки концепции нового печатного органа инициативная группа, в состав которой вошли Михаил Кольцов, Илья Ильф, Евгений Петров, Василий Регинин, отправилась на дачу к Демьяну Бедному. Название возникло после реплики Кольцова о том, что «чудаки украшают жизнь» . Позже в письме Максиму Горькому Михаил Ефимович, ставший главным редактором «Чудака», пояснил, что его создатели стремятся «окрасить пренебрежительную кличку в тона романтизма и бодрости» .
Выход первого (тиражом 150 000 экземпляров ) и многих последующих номеров нового издания сопровождали рекламные кампании: так, объявляя о появлении нового издания, его редакция опубликовала на страницах «Смехача» небольшое эссе об известных чудаках — Диогене , который «самоуплотнился в бочку без коммунальных услуг», Христофоре Колумбе , не захотевшем плавать в «тихом и интеллигентном» Средиземном море , Исааке Ньютоне , пытавшемся понять, почему яблоки «падают на землю вертикально, а не каким-нибудь причудливым зигзагом» . Затем на базе издательства « Огонёк » была выпущена листовка, в которой сообщалось, что годовая подписка на журнал стоит 5 рублей, на шесть месяцев — 2 рубля 75 копеек; читатели, решившие одновременно с «Чудаком» получать приложение в виде библиотеки романов, могли претендовать на подарок от редакции — «4 большие художественные картины» . В дальнейшем к популяризации журнала подключился и Владимир Маяковский, напечатавший в « Литературной газете » рекламные стихи: «Хотите посмеяться. Но где да как? / Средство для бодрости — подписка на Ч у д а к…» .
Редакция
Главная контора «Чудака» размещалась на Страстном бульваре , 11; в приёмной посетителей встречали два плаката — «Пишите короче, вы не Гоголь !» и «Гениев и титанов просят писать короче!». Как вспоминал Виктор Ардов , за каждым постоянным сотрудником был закреплён определённый круг обязанностей. К примеру, писатель и сценарист Борис Левин возглавлял секретариат редакции и руководил литературным направлением. Илья Ильф работал в отделе рецензий. Евгений Петров отвечал за подборку «мелких материалов» — юморесок, шаржей , эпиграмм . Сам Ардов заведовал отделом искусств .
Редакционные совещания, посвящённые формированию очередного номера, Кольцов обычно открывал словами «Продолжим наши игры»; позже эта фраза была использована Ильфом и Петровым в романе « Золотой телёнок » . Бо́льшая часть произведений, предлагаемых к публикации, читалась вслух; по свидетельству участников мероприятий, с особым интересом члены редколлегии ждали новых стихов Маяковского и рассказов Зощенко. Оживление вызывали темы для карикатур, предлагаемые журналистом Михаилом Глушковым , некоторые черты которого запечатлены в образе остроумца Авессалома Изнуренкова (роман « Двенадцать стульев »). В ходе дискуссии члены редколлегии выносили вердикты: принять, доработать, сжать, «усмешнить» .
Содержание журнала
Тематическая направленность
На момент создания нового журнала ведущим сатирическим изданием СССР считался «Крокодил». Стилистически они во многом совпадали; кроме того, по содержанию «Чудак» был близок «Огоньку» и «Литературной газете» — в этих средствах массовой информации освещались актуальные для конца 1920-х годов темы, связанные с коллективизацией , разоблачением «вредителей», кулаков и представителей «буржуазной интеллигенции», не стремящейся включаться в социалистическое строительство . Значительная часть журнальной площади отводилась высмеиванию таких злободневных явлений, как мещанство и бюрократия . В то же время, по замечанию историка Якова Лурье , публикации авторов «Чудака» отличались от материалов их конкурентов из «Крокодила» более тщательной литературной обработкой и «более смелой, чем обычно, критикой хозяйственных руководителей» .
Среди постоянных рубрик «Чудака» выделялись «Но-но — без хамства» (фельетоны), «Слезай — приехали» (читательские письма и статьи), «Рычи — читай» (критика, отклики на повести и романы коллег). В постоянном разделе «Календарь „Чудака“» печатались короткие ироничные заметки, приуроченные к памятным датам ( «30 декабря. Издан в 1919 г. декрет о ликвидации неграмотности . Необходимо теперь же издать декрет об ознакомлении всего населения с декретом о ликвидации неграмотности» ). Под рубрикой «Деньги обратно» публиковались заметки, посвящённые предстоящим или состоявшимся культурным событиям: к примеру, пародийный анонс «Схватка чемпионов» («Чудак», 1929, № 10) готовил читателей и зрителей к премьере спектакля по пьесе Маяковского « Клоп » в театре Мейерхольда ; автор материала характеризовал постановку как битву поэта и режиссёра , каждый из которых является «чемпионом в своём жанре» .
Маяковский в «Чудаке»
По словам литературоведа Лидии Яновской , влияние Маяковского в журнале было существенным: молодые сотрудники впитывали идеи поэта, связанные с объединением лирики и публицистики; тот, в свою очередь, настаивал, чтобы коллеги-писатели активнее включались в газетно-журнальную деятельность, считая её в ту пору более важной, чем литературная работа . В «Чудаке» (1929, № 3) Маяковский опубликовал фрагменты рифмованной прозы «Говорят…», посвящённые слухам и домыслам в творческой среде; они касались — в том числе — и самого автора: «Говорят — из-за границы домой попав, после долгих во́льтов, / Маяковский дома поймал „Клопа“ и отнёс в театр Мейерхольда» .
В одном из номеров журнала было напечатано стихотворное требование Маяковского «Мрачное о юмористах», обращённое к сатирикам 1920-х годов, которым, по словам поэта, необходимо поддерживать традиции Салтыкова-Щедрина : «Мало, што ли, помпадуров? Мало — градов Глуповых?» . В 1930 году на страницах «Чудака» появились такие произведения Владимира Владимировича, как «Стихотворение одёжно-молодёжное» (№ 1), «Тревога» (№ 2), «Отречёмся» (№ 3) .
Публикации Ильфа и Петрова
Начав работать в журнале, Ильф и Петров взяли себе псевдоним, соединяющий фамилии классиков русской литературы, — Ф. Толстоевский. Эта подпись стояла под каждой из новелл, входивших в сатирический цикл « Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска » (он печатался в нескольких номерах «Чудака», начиная с первого), а также под рассказами из « Тысячи и одного дня, или Новой Шахерезады ». По воспоминаниям Виктора Ардова, курьёзный образ придуманного соавторами города Колоколамска был наглядно представлен читателям с помощью карты-схемы, нарисованной Константином Ротовым . Помимо этого, писатели публиковались под псевдонимами Дон Бузильо (он использовался в основном в рецензиях), Виталий Пселдонимов, Коперник, Франц Бакен-Бардов и другими. Исследователи объясняли наличие нескольких вымышленных имён тем, что порой в одном выпуске размещались по соседству три-четыре материала Ильфа и Петрова, написанные и совместно, и по отдельности; псевдонимы в этом случае были вынужденной необходимостью. Другую версию представили сами соавторы:
Такой образ действий был продиктован соображениями исключительно стилистического свойства, — как-то не укладывались под маленьким рассказом две громоздкие фамилии авторов .
По предположению Лидии Яновской, перу Ильфа и Петрова принадлежит неподписанный фельетон «К барьеру!» («Чудак», 1929, № 11), повествующий о встрече литераторов 1920-х годов с писателями XIX века. Во время «мероприятия» выясняется, что классики внимательно следят за произведениями потомков и находят в них много фактических ошибок и стилистических погрешностей: Пушкина возмущает фраза прозаика Малашкина «Кухарка остановилась, оттопырила широкий зад, так что обе половинки отделились друг от друга»; Лермонтов собирается вызвать на дуэль Пильняка за прогноз о том, что их книги будут стоять на соседних полках. Исследователи заметили, что почерк авторов фельетона угадывается по языковой окраске и стремлению обыгрывать литературные мотивы .
Закрытие издания
В 1929 году в СССР началась кампания по борьбе с ленинградскими « троцкистами ». Михаил Кольцов, считая эту тему актуальной для сатирического издания, подписал к печати острые материалы под заголовком «Семейный альбом. Ленинградская карусель» («Чудак», № 36), критикующие деятельность партийных лидеров города на Неве, которые, по версии автора публикации, были связаны «круговой порукой». Излишняя самостоятельность молодого редактора была расценена вышестоящими инстанциями как попытка очернить «социалистическую действительность Ленинграда ». В сентябре вышло в свет постановление секретариата ЦК ВКП(б) «О журнале „Чудак“», предписывающее за публикацию материалов «явно антисоветского характера» объявить Кольцову строгий выговор и снять его с должности редактора .
Спустя несколько дней Кольцов направил в ЦК ВКП(б) письмо, в котором взял на себя вину за «грубую политическую ошибку»; одновременно он пояснил, что фельетоны в «Чудаке» были написаны в тональности газеты « Правда » и других изданий, разрабатывавших аналогичную тему: «Под гипнозом этой общей горячки я и допустил появление злосчастной странички». Письмо Михаила Ефимовича было передано наркому Ворошилову , который после согласований с секретарём ЦК ВКП(б) Кагановичем восстановил Кольцова в редакторской должности . Тем не менее журнал был закрыт в феврале 1930 года; «формальным предлогом» для ликвидации «Чудака» стало его слияние с «Крокодилом» .
Примечания
- , с. 52.
- , с. 210.
- , с. 39—42.
- , с. 54.
- ↑ Ильф А. И. // Вопросы литературы . — 2007. — № 6 . 9 января 2018 года.
- , с. 43.
- Маяковский В. В. Исцеление угрюмых // Литературная газета . — 1930. — № 2 .
- Маяковский В. В. Журнал «Чудак»: (Исцеление угрюмых) // . — М. : Государственное издательство художественной литературы, 1940. — Т. 5. — С. 411—412.
- , с. 44.
- , с. 46.
- ↑ Лурье Я. С. . — Санкт-Петербург: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2005. — ISBN 5-94380-044-1 . (недоступная ссылка)
- , с. 547.
- ↑ Ильф А. И. // Вопросы литературы . — 2006. — № 3 . 9 февраля 2015 года.
- , с. 62.
- ↑ Катянян В. А. . — М. : Советский писатель , 1985. — С. 451—477. 11 июня 2017 года.
- ↑ , с. 61.
- , с. 48.
- ↑ , с. 241.
- ↑ Турченко С. // Труд . — 2001. — № 145 . 4 октября 2016 года.
- , с. 217.
Литература
- Петров Е. П. / Составление и комментарии А. И. Ильф. — М. : Текст, 2001. — ISBN 5-7516-0254-4 .
- Яновская, Л. М. Почему вы пишете смешно? Об И. Ильфе и Е. Петрове, их жизни и их юморе. — М. : Наука , 1969.
- Лурье Я. С. В краю непуганых идиотов. Книга об Ильфе и Петрове. — Санкт-Петербург: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2005. — ISBN 5-94380-044-1 .
- Вулис А. З. , Галанов Б. Е. Примечания // Илья Ильф, Евгений Петров. Собрание сочинений. — М. : Государственное издательство художественной литературы , 1961. — Т. 2. — С. 533—561.
- Киянская О. И. , Фельдман Д. М. Очерки истории русской советской литературы и журналистики 1920-х — 1930-х годов. Портреты и скандалы. — М. : Форум, 2015. — ISBN 978-5-00091-011-5 .
- Одесский М. П. , Фельдман Д. М. Миры И. А. Ильфа и Е. П. Петрова. — М. : Российский государственный гуманитарный университет , 2015. — ISBN 978-5-7281-1678-3 .
Ссылки
- 2020-09-19
- 2