Джон Дуглас Серман
(
англ.
John Douglas Surman
;
30 августа
1944
,
Тависток
) —
британский
джазовый композитор, саксофонист и кларнетист. Автор музыки к фильмам и театральным постановкам
. Один из ведущих артистов лейбла
ECM Records
. Кроме того, считается одним из первых английских музыкантов, которые использовали в своём творчестве
баритон-саксофон
и
бас-кларнет
в качестве сольных инструментов
Биография
Джон Серман родился в городе
Тависток
в графстве
Девон
в 1944 году. В середине 1960-х годов он играл на баритон-саксофоне (позже овладел сопрано-саксофоном и бас-кларнетом) в составе коллективов
(англ.)
(
,
(англ.)
(
,
Алексиса Корнера
и
(англ.)
(
.
В 1969 году выступал в составе трио с американским контрабасистом
Барром Филлипсом
и барабанщиком
(англ.)
(
.
В 1970 присоединился к группе саксофонистов S.O.S., взяв на себя партии баритонового саксофона, на альт-саксофоне играл Майк Осборн, а на тенор-саксофоне — Алан Скидмор. В этот же период сотрудничал с гитаристом
Джоном Маклафлином
, саксофонистом Ронни Скоттом, композитором Майклом Гиббсом, тромбонистом Альбертом Мангельсдорфом, пианистом Крисом Макгрегором. Коллектив в таком составе выступал под названием
.
В 1972 году записал альбом Westering Home, где впервые попробовал себя в качестве аранжировщика. С большинством музыкантов, с которыми Серман начал сотрудничать в эти годы, он работал плодотворно и в последующем: с пианистом Джоном Тейлором, контрабасистом Крисом Лоуренсом, барабанщиком Джоном Стэнли Маршаллом, норвежской джазовой исполнительницей
(норв.)
(
, американским барабанщиком и пианистом Джеком ДеДжонеттом.
С 1974 по 1979 годы работал в
Парижской опере
с балетной труппой
Каролин Карлсон
.
Кроме того, в разное время работал вместе с контрабасистом Мирославом Витусом, пианистом Полом Блеем, контрабасистом
Гарри Пикоком
, гитаристами Терье Рюпдалем и Джоном Аберкромби, трубачом Томашем Штанко, музыкантом
Гилом Эвансом
.
Творчество
Джон Серман является одним из ведущих музыкантов студии звукозаписи
ECM Records
. В ограниченной серии дисков, посвящённых творчеству лучших артистов лейбла, выходил и сборник Сермана (среди прочих артистов, работы которых были выпущены в серии, отметились
Ян Гарбарек
,
Арильд Андерсен
,
Кит Джаррет
,
Чик Кориа
и другие).
Хотя Серман играет на разных инструментах, преимущественно предпочитает баритон-саксофон, из-за чего его часто ставят в один ряд с
Джерри Маллигэном
. Сам музыкант вспоминает, что в первые годы концертной деятельности его гораздо больше волновало, как «таскать за собой эту глыбу, чем как на ней играть»
.
Работает не только в джазовой музыке, но и в академической и церковной музыке, часто обращается к фольклору. Альбом 1996 года
Proverbs an songs
(
рус.
Пословицы и песни
) был записан при участии хора
Солсберийского собора
из восьмидесяти человек, духовное руководство которого и заказало ему сочинение опусов
, и органиста Джона Тейлора. В основу всех композиций вошли тексты из Ветхого Завета. При записи альбома
Coruscating
участвовал классический струнный квинтет. Вместе с Джоном Поттером и
Хиллиард-ансамблем
исполнял композиции
Джона Дауленда
. Является участником достаточно редкого по составу инструментов трио, где помимо саксофона Сермана звучат контрабас Дейва Холланда и
уд
. Записывался в экспериментальном проекте
драм-н-бейс
музыканта Spring Heel Jack.
Награды
-
1999:
Spellemannprisen
в категории «Джаз», получил награду вместе с Карин Крог за альбом
Bluesand
-
2013: Альбом года по версии The Jazz FM Award (за альбом Saltash Bells, на написание которого автора вдохновили детские воспоминания о перезвоне колоколов в Корнуолле)
-
2013: Spellemannprisen в категории «Джаз», опять же награду разделил с Карин Крог за совместный альбом
Songs About This And That
Дискография
В качестве лидера
-
John Surman
(
Deram Records
, 1968), дебютный альбом, на котором можно услышать влияние музыки Карибских островов
-
How Many Clouds Can You See?
(Deram, 1970)
-
Way Back When
(1969), совместно с Джоном Тейлором, Джоном Стэнли Маршаллом и Майком Осборном, в 2005 году альбом был переиздан на
-
Live in Altena
(1970)
-
Room 1220
(Trio, 1970), совместно с Альбертом Мангельсдорфом
-
The Trio
(
, 1970), совместно с
Барром Филлипсом
и Стю Мартином
-
Conflagration
(Dawn, 1970), совместно с
Дэйвом Холландом
, Ником Эвансом и Кенни Вилером
-
Tales of the Algonquin
(Deram, 1971), совместно с Джоном Уорреном, Венни Вилером, Майком Осборном и Аланом Скидмором
-
By Contact
(Ogun, 1971)
-
Westering Home
(
Island
, 1972)
-
Morning Glory
(Island Records, ILPS 9237, 1973), при участии Терье Рюпдаля
-
Bass Is
(
, 1974)
-
Live at Woodstock Town Hall
(Dawn, 1976), в дуэте со Стю Мартином
-
Live at Moers Festival
(
, 1975), при участии Тони Левина
-
Upon Reflection
(ECM, 1979)
-
The Amazing Adventures of Simon Simon
(ECM, 1981), в дуэте с Джеком ДеДжонеттом
-
Such Winters of Memory
(ECM, 1982)
-
Withholding Pattern
(ECM, 1985), solo
-
Private City
(ECM, 1987)
-
Road to Saint Ives
(ECM, 1990)
-
Adventure Playground
(ECM, 1991), совместном с Полом Блеем, Гарри Пикоком и Тони Оксли
-
The Brass Project
(ECM, 1992), при участии Джона Уоррена
-
Stranger than Fiction
(ECM, 1994), запись квартета Джона Сермана
-
Nordic Quartet
(ECM, 1994), при участии Карин Крог, Терье Рюпдаля и Виглека Сторааса
-
A Biography of the Rev. Absalom Dawe
(ECM, 1995)
-
Proverbs and Songs
(ECM, 1997)
-
Coruscating
(ECM, 1999), при участии Trans4mation String Quartet и Криса Лоуренса
-
Invisible Nature
(ECM, 2000)
-
Free and Equal
(ECM, 2002)
-
The Spaces in Between
(2006)
-
The Rainbow Band Sessions
(Losen, 2011)
-
Rain on the Window
(2008), при участии органиста Говарда Муди
-
Brewster’s Rooster
(2009), совместно с Джеком ДеДжонеттом, Джоном Аберкромби и Дрю Гресс
-
Saltash Bells
(ECM, 2012)
-
Songs About This And That
(
, 2013), при участии Карин Крог, Айвор Кольв, Бьорна Клакегга, Терье Гевельта и Тома Ольстада
-
Invisible Threads
(ECM, 2018), при участии Нельсона Эрса, Роба Уоринга
Компиляции
-
Rarum, Vol. 13 Selected Recordings
(ECM, 2004)
-
Glancing Backwards
(Sanctuary, 2006), антология композиций, записанных для
(1970—1976)
В качестве приглашённого участника
С
С
Михаилом Альпериным
-
First Impression
(ECM, 1997)
С Полом Блеем
-
Fragments
(ECM, 1986)
-
The Paul Bley Quartet
(ECM, 1987)
-
In the Evenings Out There
(ECM, 1991)
С
С Миком Гудриком
С Карин Крог
-
Cloud Line Blue
(Meantime, 1978)
-
Freestyle
(Odin, 1986)
-
Bluesand
(Meantime, 1999)
С
Джоном Маклафлином
-
Extrapolation
(Marmalade, 1969)
-
Where Fortune Smiles
(Dawn, 1970)
С Майком Осборном
-
Shapes
(Future Music, 1972)
С
Барром Филлипсом
-
Mountainscapes
(ECM, 1976)
-
Journal Violone II
(ECM, 1979)
-
Music by…
(ECM, 1980)
С Джоном Поттером
-
In Darkness Let Me Dewll
(ECM, 1999)
-
Care-Charming Sleep
(ECM, 2003)
-
Romaria
(ECM, 2006)
С Томашем Штанко
-
From the Green Hill
(ECM, 1998)
Со Стеном Трейси
С Мирославом Витусом
-
First Meeting
(ECM, 1979)
-
Miroslav Vitous Group
(ECM, 1980)
-
Journey’s End
(ECM, 1982)
С
Ришаром Гальяно
-
Nino Rota
(Deutsche Grammophon, 2011)
С Оркестром Майка Вестбрука
-
Celebration
(Deram, 1967)
-
Release
(Deram, 1968)
-
Marching Song
(Deram, 1969)
-
Citadel / Room 315
(RCA, 1975)
Примечания
-
Различные публикации на русском языке также содержат другие варианты транскрипции фамилии, например
от 11 сентября 2016 на
Wayback Machine
и Сурман
-
(неопр.)
.
Musicolog.com
. Дата обращения: 7 марта 2016.
8 марта 2016 года.
-
↑
. jazzquad.
из оригинала
11 сентября 2016
. Дата обращения:
7 марта 2016
.
-
(неопр.)
.
jazzbarisax.com
. Дата обращения: 21 апреля 2016.
11 июня 2018 года.
-
(неопр.)
.
cuneiformrecords.com
. Дата обращения: 21 апреля 2016.
6 сентября 2015 года.
-
Conrad, Thomas
(неопр.)
. All About Jazz (6 сентября 2005). Дата обращения: 20 января 2016.
27 июля 2013 года.
-
(неопр.)
.
muslib
. Дата обращения: 7 марта 2016. Архивировано из
11 октября 2016 года.
-
↑
(неопр.)
.
BBC
. Дата обращения: 7 марта 2016. Архивировано из
7 февраля 2018 года.
Ссылки
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
Тематические сайты
|
|
Словари и энциклопедии
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|