Interested Article - Творческий кризис
- 2020-06-28
- 2
Творческий кризис (в английском языке принят термин writer’s block , писательский блок) — состояние, в котором автор теряет способность создавать новые произведения или переживает творческий спад. Тяжесть состояния варьируется от сложности в придумывании оригинальных идей до многолетней неспособности заниматься работой. На протяжении всей истории творческий кризис много раз подтверждался документально.
Творческому кризису были подвержены такие профессиональные деятели искусств, как Фрэнсис Скотт Фицджеральд , Джозеф Митчелл , художник-карикатурист Чарльз Монро Шульц , британская певица Адель и пр. Исследования по данной теме проводились в конце 1970-х и 1980-х гг. Исследователи фокусировались в основном на творческом кризисе писателей . Состояние впервые было описано в 1947 году психоаналитиком Эдмундом Берглером .
Причины
Творческий кризис может иметь несколько возможных причин. Иногда это творческие проблемы внутри самого автора. Писателю может не хватать вдохновения , или он может отвлекаться на другие события. Вымышленный пример можно найти в романе Джорджа Оруэлла « Да здравствует фикус! », в котором главный герой Гордон Комсток тщетно пытается закончить эпическую поэму , описывающую один день в Лондоне (пер. В. Домитеевой): «Размах не по плечу, да — не по силам. Собственно поэма не двигалась, за два года налеплена только куча фрагментов, разрозненных и незаконченных.»
Также кризис может возникать из-за внешних неблагоприятных обстоятельств в жизни или карьере писателя: физическая болезнь, депрессия , разрыв отношений, финансовое давление, ощущение провала . Сама необходимость иметь на выходе продукт может способствовать кризису, особенно если автор вынужден работать несвойственным ему образом (то есть под угрозой надвигающегося крайнего срока или в неподходящем стиле или жанре). Писательский блок может также происходить от страха не соответствовать прежним большим успехам. Писательница Элизабет Гилберт , размышляя над своими перспективами после выпуска бестселлера, предложила освобождаться от такого давления, называя креативных писателей «имеющими» гений, а не «являющихся» гениями.
Высказывалось предположение, что творческий кризис — больше, чем просто психическое явление. В условиях стресса человеческий мозг «переключает управление от коры больших полушарий к лимбической системе » . Лимбическая система связана с инстинктивными процессами, такими, как реакция «бей или беги» , и с поведением, основанном на «глубоко укоренившемся обучении». Ограниченный входной сигнал от коры больших полушарий препятствует творческим процессам, которые заменяются на поведение, связанное с лимбической системой. Человек часто не догадывается об этих изменениях и считает, что он творчески «заблокирован». В своей книге 2004 г. « The Midnight Disease: The Drive to Write, Writer’s Block, and the Creative Brain » ( ISBN 978-0-618-23065-5 ) писательница и невролог утверждала, что литературное творчество является функцией определенных областей головного мозга , и что блок может возникнуть из-за нарушения активности мозга в них.
В статье Лоуренса Оливера «Как преодолеть творческий кризис. В помощь студентам» говорится, что «студентам мало или совсем не советуют, как генерировать идеи и анализировать свои мысли, и обычно они проходят через писательский процесс без корректирующей обратной связи и без руководящего участия преподавателя, который воздерживается от комментариев и критики до оценки конечного результата.» Он говорит, что студенты «учатся писать в процессе письма», и часто чувствуют себя незащищенными и/или парализованными правилами.
Филлис Кёстенбаум в статье «The Secret Climate the Year I Stopped Writing» писала о своём страхе перед писательством, утверждая, что он напрямую был вызван реакцией её преподавателя. Она пишет: «Мне нужно было писать, чтоб чувствовать, но без чувства я не могла писать». В противоположность опыту Кестенбаум, преподавательница писательского мастерства Нэнси Соммерс выражает уверенность, что как не заканчиваются задания, даже когда студенты перестают писать, так не должны заканчиваться и комментарии преподавателей. Она призывает к обоюдному «партнерству», так, чтобы ответы писателей на черновики студентов превратились в беседу.
Джеймс Адамс в своей книге « Conceptual Blockbusting » отмечает, что среди различных причин блока имеются страх риска, «хаос» на стадии обдумывания текста, конфликт рассудительности с генерированием идей, неспособность взращивать идеи или отсутствие мотивации.
Преодоление кризиса
предлагает следующие стратегии для преодоления писательского блока: групповое обсуждение, ведение дневника, фрирайтинг , мозговой штурм , составление списков и работа с текстом. Оливер советует спрашивать о процессе написания текста писателей, а также рекомендует систематическую практику самоанализа, фрирайтинга и чувства воодушевления.
Исследования Гарбриэля Лассера Рико связывают кризис с межполушарной асимметрией , также, среди прочих, исследованной Розой и Линдой Флауэрс и Джоном Хейзом. Книга Рико « Writing the Natural Way » рассматривает различные стратегии преодоления писательского блока , обращая особенное внимание на работы Роуз, Оливера и Кларк. Джеймс Адамс, так же, как и Рико, обсуждает участие правого полушария в процессе написания текста. Автор книги « Write ON! » (« Продолжайте писать! ») Билл Дауни хотя и намеревается основывать свой подход на практических случаях, его концентрация на правополушарных техниках говорит о когнитивно-теоретическом подходе, аналогичном подходу Рико, с более практическими советами для писателей.
Синдром чистого листа
Синдром чистого листа похож на писательский блок, но термин этот не психологический. Данный синдром может случиться с писателем в любой момент, вне зависимости от карьерного успеха. Он может раздражать авторов и часто приводит к долгому промежутку времени, когда они не могут начать ничего нового. Можно практиковать следующие стратегии преодоления этого синдрома: на некоторое время отвлечься от работы, читать книги или принуждать себя насильственно писать что-нибудь, даже не видя в этом смысла. Чтобы избежать синдрома чистого листа, лучше всего иметь чёткое представление, когда садиться писать, и не откладывать письмо на потом, потому что стресс только усугубляет этот синдром.
Интересные факты
Проблеме творческого кризиса была посвящена научная статья « Неудачная попытка самостоятельно преодолеть творческий кризис » , считающаяся самой короткой из когда-либо опубликованных. Статья содержала только авторские данные, заголовок и список литературы. Рецензент журнала в своём отзыве написал, что он «тщательно исследовал рукопись с помощью лимонного сока и рентгеновских лучей и не нашёл никаких недостатков в структуре и стиле изложения» и поэтому рекомендовал опубликовать статью без правки.
См. также
Примечания
- ↑ Clark, Irene.
- Rienzi, Greg.
- . Дата обращения: 7 декабря 2015. 12 октября 2016 года.
- ↑ Downey, Bill.
- . Дата обращения: 7 декабря 2015. 20 ноября 2015 года.
- Akhtar, Salman (1 January 2009).
- George Orwell, Keep The Aspidistra Flying , Chapter 2.
- от 26 сентября 2016 на Wayback Machine , a TED talk in 2009
- ↑ от 9 декабря 2014 на Wayback Machine (PDF) .
- Acolella, Joan (14 June 2004).
- ↑ Oliver Jr., Lawrence J. «Helping Students Overcome Writer’s Block.»
- ↑ Koestenbaum, Phyllis.
- ↑ Somers, Nancy.
- ↑ Adams, James.
- Rico, Gabriele Lusser.
- Angelique Caffrey (28 August 2012).
- от 6 декабря 2017 на Wayback Machine (PDF) .
- 2020-06-28
- 2